Законы спроса и предложения. Проблема рыночного равновесия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является теоретический и, по возможности, практический анализ закона спроса и предложения, рассмотрение их действия на конкретных примерах, их содержание и проявление в условиях рыночной экономике. А также попытка доказать огромную важность и актуальность данного закона на современном этапе развития экономики, что уже вытекает из вышеизложенного.

Содержание

Введение
1. Понятие спроса в экономической теории. Закон падающего спроса А. Курно
1.1. Понятие спроса в экономической науке
1.2. Кривая спроса и Закон падающего спроса А. Курно
1.3. Индивидуальный и рыночный спрос
1.4. Детерминанты спроса
1.5. Изменение величины спроса
1.6. Эластичность спроса
2. Понятие предложения в экономической теории. Закон изменения предложения А. Курно
2.1. Понятие предложения в экономической науке
2.2. Кривая предложения и закон изменения предложения А. Курно
2.3. Изменение объема и характера предложения
2.4. Эластичность предложения.
2.5. Жесткое предложение
3. Проблема рыночного равновесия в экономической науке
3.1. Понятие рыночного равновесия
3.2.Избыток и дефицит
3.3. Равновесие цен и объемов производства
3.4. “Крест Маршалла”
3.5. Эластичность спроса и предложения
4. Спрос, предложение и рыночное равновесие на мировом и казахстанском рынке
4.1. Спрос, предложение и рыночное равновесие в условиях совершенной и несовершенной конкуренции
4.2. Спрос, предложение и рыночное равновесие на мировом рынке
4.3. Спрос, предложение и рыночное равновесие на казахстанском рынке
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Законы спроса и предложения.doc

— 633.00 Кб (Скачать)

  Рыночное  равновесие — ситуация на рынке, характеризующаяся  совпадением планов покупателей  и продавцов, когда величина спроса равна величине предложения.

  Однако  наличие на рынке большого количества функционирующих независимо друг от друга продавцов и покупателей может привести к тому, что предположения некоторых из них могут оказаться неверными, например суммарный спрос, т. е. общее количество товара, которое все потребители собираются купить по действующей на рынке цене, окажется больше или меньше того суммарного количества товара, которое продавцы собираются продать по этой же цене. В этой ситуации покупатели (или продавцы) вынуждены менять свои планы.

  Скажем, если на рынке нашего товара люди будут  строить планы исходя из предположения, что цена товара равна 1,0 евро за кг, очевидно, что возникнет разница в 1,6 млн кг между тем количеством продукции, которое желают купить потребители, и тем их количеством, которое хотят продать производители. Эта разница называется дефицитом или величиной избыточного спроса. 
 

  3.2.Избыток и дефицит 

  Дефицит (величина избыточного спроса) —  ситуация на рынке, когда при заданной цене величина спроса превышает величину предложения.

  Появление дефицита обусловлено, как правило, государственной политикой в области ценообразования, когда правительством устанавливается верхний предел (потолок) цены, т. е. уровень цены, выше которого продавцы не должны продавать свой товар. В этой ситуации желание и возможность производить и поставлять товар для продажи на рынке зачастую оказывается существенно меньше, чем желание и возможность покупать товар. Явление дефицита, как правило, сопровождается появлением таких уродливых явлений, как спекуляция, черный рынок и т. п.

  В ряде случаев явление дефицита может  быть следствием неожиданного увеличения спроса. Резкий сдвиг кривой спроса приводит к тому, что старая равновесная цена уже не действует, но покупатели и продавцы еще в полной мере не отреагировали на произошедшие изменения. Первоначально дефицит может вызвать существенное сокращение товарных запасов. На тех рынках, где не существует товарных запасов (рынки услуг, рынки продукции, производимой по заказам и т. п.), дефицит порождает очереди. В конечном счете, такое изменение спроса приведет рано или поздно к движению вверх по кривой предложения и установлению новой равновесной цены.

  Если  же цена товара по каким-то причинам устанавливается  на уровне выше равновесной, то на рынке  возникает ситуация, противоположная  описанной. Мы получаем явление избытка  или избыточной величины предложения.

  Избыток (избыточная величина предложения) —  ситуация на рынке, когда при заданной цене величина предложения превышает  величину спроса на него.

  Причиной  существования избытка также  может быть вмешательство правительства  в процесс ценообразования, например установление нижнего предела (пола) цены, т. е. уровня, ниже которого цена не может опускаться. Такие меры регулирования принимаются правительством многих стран в отношении цен на сельскохозяйственные товары с тем, чтобы обеспечивать стабильно высокий уровень их производства. В этом случае следствием избытка является увеличение товарных запасов. Явление избытка на рынке оказывает давление на цену сверху, что вызывает, как правило, снижение цены в перспективе. 

  3.3. Равновесие цен и объемов производства 

    До  сих пор мы рассматривали спрос  на товар и его предложение  отдельно. Подобный подход не позволяет  ответить на принципиально важный вопрос: каким же образом на совершенно конкурентном рынке устанавливается такая  цена, которая удовлетворяла бы как покупателей, так и продавцов данного товара? На рынке реальная цена товара, по которой будут осуществляться рыночные сделки, определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного блага.

    Если  цена оказывается зафиксированной  на низком уровне, то покупатели не в состоянии найти то количество товара, которое хотели бы купить. Подобная ситуация в условиях рынка не может сохраняться длительное время. Действительно, фирмы будут  видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это будет побуждать производителей нанимать дополнительные производственные ресурсы и расширять производство, поскольку каждая проданная дополнительно еди­ница товара сулит им прибыль. При этом нужно помнить, что расширение производства в краткосрочном рыночном периоде сопряжено с увеличением затрат на единицу продукции, вследствие чего цена на товар будет подниматься. Таким образом, излишек спроса и нехватка товара будут стимулировать расширение производства. Избыточный спрос, порождающий дефицит товара на рынке, оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» их вверх. В условиях рыночного равновесия у фирм исчезнут побудительные мотивы увеличивать выпуск товара. Действительно, дальнейшее повышение объемов производства со­провождается ростом цен на товар и сокращением в этой связи количества товара, на которое предъявляется спрос. В результате на рынке появится избыток товара. Избыточное предложение — превышение объема предложения над объемом спроса. Нераспроданная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Поэтому и такая ситуация не может сохраняться длительное время. Избыточное предложение, порождающее избыток товара на рынке, оказывает на цены давление «сверху», заставляя их понижаться. В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара, пока на рынке не установится равновесная цена. Только при такой цене две противоположные силы — давление на цены снизу и давление на цены сверху — уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены —- цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными.

    Ситуацию  рыночного равновесия можно представить  графически, совместив в одних осях координат графики спроса и предложения: 

          

    Точка В на рисунке получила название точки  равновесия спроса и предложения, а  ее проекции на оси абсцисс и ординат  соответственно точками равновесного объема производства (Q0) и равновесной  цены (P0). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю такое равновесие - выражение максимальной эффективности рыночной экономики. 

      

    Выше  описаны простые случаи изменения  рыночного равновесия. Более сложные случаи, когда одновременно изменяются и рыночный спрос и рыночное предложение, представляют собой совокупность двух простых случаев. Исходя из этого и осуществляется анализ. Так, если рыночный спрос растет при одновременном увеличении рыночного предложения, то можно однозначно утверждать, что увеличится равновесный объем производства. А вот как изменится равновесная цена, будет зависеть от соотношения роста спроса и роста предложения, ведь рост спроса «толкает» рыночные цены вверх, тогда как расши­рение предложения их понижает. Поэтому, если рост спроса превышает рост предложения, равновесная цена вырастет. Если предложение увеличивается в большей пропорции по сравнению с увеличением спроса, то равновесная цена снижается. При абсолютно одинаковом изменении спроса и предложения рыночная цена не изменится. 
 
 

  3.4. “Крест Маршалла” 

  «Крест  Маршалла» в экономикс — популярный графический образ, используемый в  экономикс для объяснения конфликта  интересов участников рынка; графическое  соотношение кривых спроса и предложения относительно ценового фактора в ситуации рыночного взаимодействия (точка пересечения кривых спроса и предложения показывает равновесную рыночную цену).

     

    Альфред Маршалл 

    Рыночный  механизм, действуя в условиях неограниченной конкуренции, устанавливает зависимость спроса и предложения от уровня цены. В свою очередь, движение цены определяется соотношением спроса и предложения. — компромисс между «ценой спроса» и «ценой предложения». «Цена спроса» определяется полезностью товара и является максимальной ценой, которую готов уплатить за товар покупатель. «Цена предложения» определяется издержками производства и представляет собой минимальную цену, за которую продавец еще может продать свой товар. При столкновении продавца и покупателя, цены спроса и цены предложения и определяется цена равновесия — рыночная цена. Сводя воедино два различных подхода к пониманию экономики, Альфред Маршалл говорит об одинаковой значимости полезности и затрат при определении цены товара. Теорию Маршалла называют теорией частичного равновесия, поскольку установление равновесной цены возможно только на уровне фирмы, т. е. на микроуровне. Издержки производства Маршалл определяет как усилия и жертвы, необходимые для производства товара со стороны рабочего и капиталиста. По Маршаллу отрицательные эмоции, связанные с производством возникают и у рабочего, непосредственно выполняющего ту или иную работу и у капиталиста, на которого данный рабочий трудится, но уровень их различен. У рабочего: расходование собственной рабочей силы, отказ от приятного времяпрепровождения, тяжесть труда, сопутствующие ему неприятные ощущения; у капиталиста: большую часть прибыли (дохода) должен не потреблять, а вкладывать в производство с риском для себя.

    Спрос на конечную продукцию определяет вознаграждение факторов производства — ренту, зарплату, прибыль. Но эти цены факторов сами определяют потребительский спрос, потому что они формируют доходы населения.

    Кто и как разрешил эту проблему, которая  сильно напоминает порочный круг? Сделал это Маршалл. Чтобы лучше понять ход его мысли, взглянем на проблему с другой стороны. Рента, зарплата, прибыль — это действительно доходы различных групп населения. Но ведь это еще и составные части издержек производства, не так ли?

    Так что же получается — значит, издержки все-таки, хотя и очень опосредованно, влияют на спрос? Но ведь они же прямо влияют на рыночное предложение. Это очевидно: чем выше издержки, тем меньше производится продукта при той же цене. А за определенным порогом суммы издержек производство вообще прекращается. Если же издержки влияют и на спрос, и на предложение, значит, они все-таки лежат в основе ценообразования. Вот почему Маршалл не спешил отбросить доктрину Рикардо: ее нужно лишь правильно истолковать!

    Итак, полезность и издержки — два лезвия ножниц. Полезность (потребность) формирует спрос, издержки формируют предложение. Чтобы разрезать бумагу, два лезвия нужно соединить тем «гвоздиком», о котором говорит известная детская загадка про два кольца и два конца.

    Решение Маршалла просто и глубоко одновременно. Вспомним, что такое «спрос». В строгом понимании этого слова «спрос» есть кривая спроса. Она показывает объем закупок данного товара в зависимости от его рыночной цены. Это воображаемая величина. Она показывает, сколько готов покупать потребитель при такой-то и такой-то цене (при прочих равных). Нанесем кривую спроса на диаграмму (см. рис. 4.1). Это кривая DD. 
 

          

                Кривая спроса  (рис. 4.1.) 

    Для каждого потребителя существует своя кривая спроса по каждому виду товара Она зависит от бюджета потребителя и его индивидуального ощущения убывающей полезности. Но можно пред ставить себе, что мы взяли кривые спроса всех потребителей (для одного вида товара) и суммировали их алгебраически, получив таким образом рыночную кривую спроса (на данный товар!). Она-то и представлена кривой DD.

      Теперь взглянем на эту кривую, так сказать, с изнанки. Чем  ниже цена, тем больше товара  готов купить совокупный потребитель,  это понятно. Но ведь одновременно: чем ниже цена, тем менее привлекательным  будет производство этого товара. Одни производители будут сокращать его производство как малодоходное, другие вовсе переключатся на что-то другое. И наоборот: если цена будет очень высокой, очень многие производители начнут производить этот товар. Зато все меньшее количество его будет продаваться, так что может наступить затоваривание рынка данным продуктом.

    Если  каждому количеству товара соответствует  определенная цена, устраивающая совокупного  потребителя (цена спроса), тогда этому  же количеству товара соответствует тоже определенная цена, устраивающая совокупного производителя (цена предложения). Но во втором случае закон будет иным: чем выше цена предложения, тем больше количество товара. Поэтому кривая предложения пойдет так, как линия SS (см. рис. 4.2). 

         Кривая предложения (рис. 4.2.) 

    Точка пересечения обеих кривых означает ту цену р, при которой будет продано  количество q. Это та цена, при которой  готовность производителей изготовить определенное количество товара совпадает  с готовностью потребителей купить это же самое количество. Это точка рыночного равновесия — точка равновесия спроса и предложения.

    Казалось  бы, ну что такое равновесие спроса и предложения? Ведь каждая точка  кривой спроса означает лишь одно: при  данной цене товара продано столько, сколько куплено. Кажется, будто спрос и предложение равны всегда, в любой точке кривой спроса.

      Это ошибочное рассуждение. Оно ведет к большой путанице и само основано на путанице в понятиях. Ведь мы договорились, что слово «спрос» означает не определенное количество денег, предлагаемое за товары на рынке, а всю кривую спроса. Иначе нам не понять ничего в законах рынка. И вот пример: если мы будем считать, что в любой точке кривой спроса имеет место равновесие спроса и предложения, мы не сможем понять, что такое это равновесие на самом деле, не сможем получить строгое определение понятия равновесия.

    Когда мы говорим, что равновесие спроса и  предложения отвечает лишь одной  точке кривой DD — той именно точке, где ее пересекает кривая SS, мы имеем в виду нечто более точное, чем то первоначальное поверхностное суждение. А именно (см. рис. 4.3):  

            

            Кривая  спроса и предложения:

        «крест (ножницы) Маршалла». (рис. 4.3.) 

  • при более  низкой цене покупателям будет выгодно увеличивать объем покупок, но продавцам — невыгодно наращивать объем продаж; они будут повышать цену от низкой цены в сторону p;
 

Информация о работе Законы спроса и предложения. Проблема рыночного равновесия