Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:22, курсовая работа
Спрос – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами.
Спрос покупателей на те, или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни и зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров - субститутов (товаров - заменителей) и др.
Введение.
1 Теории спроса и предложения.
1.1 Спрос и предложение. Характеристика. Эластичность спроса и предложения.
1.2 Факторы, влияющие на спрос и предложение.
1.3 Рыночное равновесие.
2 Взаимодействие спроса и предложения.
2.1 Закон спроса.
2.2 Закон предложения.
2.3 Взаимодействие законов спроса и предложения.
Заключение.
Список использованной литературы.
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский
государственный технический
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической теории
Тема: Законы спроса и предложения.
Принял:
2011
План:
Введение.
1 Теории спроса и предложения.
2 Взаимодействие спроса и предложения.
2.1 Закон спроса.
2.2 Закон предложения.
2.3 Взаимодействие законов спроса и предложения.
Заключение.
Список использованной литературы.
Спрос – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами.
Спрос покупателей на те, или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни и зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров - субститутов (товаров - заменителей) и др. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:
Рассмотрим три гипотезы спроса потребителей:
Гипотеза I. Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности.
Единица, служащая потребителю масштабом измерения полезности, получила название ютила (utility - полезность). Оценки полезности субъективны , поэтому нельзя складывать ютилы, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Но каждый отдельный потребитель проводит с оценками полезности все математические операции, которые применимы к числам. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем, и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности.
Из этой гипотезы следует, что каждый вид благ имеет для потребителя общую и предельную полезность. Общая полезность некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. Так, общая полезность 10 яблок равна сумме ютилов, которые потребитель приписывает каждому яблоку. Как изменяется величина общей полезности блага по мере увеличения его количества? Для ответа на этот вопрос используется вторая гипотеза.
Гипотеза II. Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Это утверждение, получившее название «первый закон Госсена»1, исходит из того, что потребности людей насыщаемы.
Если
предложения о возможности
Гипотеза III. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ. В соответствии с гипотезой III потребитель, ориентируясь на свою таблицу Менгера, с учетом заданных цен формирует такой ассортимент покупок, который при его бюджете дает максимальную сумму ютилов.
Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом Госсена, который гласит: максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (u) блага к его цене (Р) одинаково для всех благ –
= = … = = λ
Докажем второй закон Госсена от противного. Допустим, что для какой-либо пары благ равенство не выполняется > . Это означает, что при покупке блага А в среднем на 1 тенге приобретается большая полезность , чем при покупке блага В . Следовательно, увеличение объема покупок блага А за счет уменьшения объема покупок блага В позволяет потребителю при заданном бюджете повысит свою удовлетворенность. И только тогда, когда равенство выполняется по всем благам, при заданном бюджете нельзя увеличить сумму общей полезности покупаемых благ. В этом случае говорят, что потребитель достиг равновесия. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это соотношение называется кривой спроса.
Коль
скоро рынок – это
Предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного на рынок товара.
Соответственно величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.
Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.
Причины
подобного характера связи
На стороне предложения – товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное предложение производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Как связано предложение с ценой? Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товаров называется кривой предложения.
По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов (производителей) и объем предложения на рынке.
Итак, кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие потребители и производители готовы покупать и продавать в зависимости от цены, которую они платят и получают.
Ценовой фактор – важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых факторов, определяющих объем спроса, следует отметить:
С учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:
QD = f (P, I, Pa … Pn, T, N, W, B).
Для выявления влияния того или иного фактора на размер спроса следует абстрагироваться от влияния всех других факторов, т.е. воспользоваться принципом «при прочих равных условиях». Для этого надо, чтобы все параметры, кроме анализируемого, оставались неизменными.
Рассмотрим некоторые из перечисленных неценовых факторов спроса.
Спрос и доходы. Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше.
В экономической теории принято различать нормальные и аномальные товары. К последним (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива) сказанное не относится: по мере роста доходов спрос на них падает. А при падении доходов – растет.
Рассмотрим
для примера товары – заменители
– маргарин и масло. Дешевый маргарин
воспринимается как масло для
бедных. Поэтому с ростом доходов
населения следует ожидать
Динамика потребления нормальных и аномальных продуктов питания в силу описанной закономерности может служить надежным критерием уровня жизни в стране. Чем большую долю в питании населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше доля мяса, молока, фруктов, тем она богаче.
Спрос и цены на другие товары. По - разному изменяют спрос на данное благо и цены на другие товары. Так, уменьшение цены товаров – субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении (например, чай-кофе, говяжье мясо-куриные окорочка, уголь-нефть) приведет к уменьшению спроса на данный товар т.е. предпочтение будет отдано более дешевым товарам – конкурентам.
Изменение цен на комплиментарные товары, дополняющие данное благо в потреблении (их примерами могут служить фотопленка и фотоаппараты, бензин и автомобили, сахар и ягоды), ведет к однонаправленному изменению спроса, т.е. при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба; при падении цен – синхронно увеличивается.
Так, рост цен на сахар в сезоны приготовления варенья ведет к уменьшению спроса на ягоды. Не случайно в казахстанских кулинарных журналах в таких случаях резко увеличивается количество рецептов по приготовлению варенья без сахара. Не имея возможности отменить экономическую закономерность , хозяйки пытаются ее обойти, вообще отказавшись от комплиментарного товара.