Законы спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Спрос – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами.
Спрос покупателей на те, или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни и зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров - субститутов (товаров - заменителей) и др.

Содержание

Введение.
1 Теории спроса и предложения.
1.1 Спрос и предложение. Характеристика. Эластичность спроса и предложения.
1.2 Факторы, влияющие на спрос и предложение.
1.3 Рыночное равновесие.
2 Взаимодействие спроса и предложения.
2.1 Закон спроса.
2.2 Закон предложения.
2.3 Взаимодействие законов спроса и предложения.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 46.97 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Карагандинский  государственный технический университет                                 

 

                                               

                                                  Кафедра «Экономики»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по экономической теории

 

 Тема:  Законы спроса и предложения.

 

 

                    Принял:

                                                                                Преподаватель Куатова А.С.

                                                                                     

                                                                                                     ____________                                                                           ___________________________                                              

                                      

                                   Выполнил:

                                                                              Ст.гр. Э -11 – 2 Смайлова С.О.

                                                                                             

                                                                                                                                                           

                                                                                                  

                                                                

 

 

 

 

2011

 

План:

Введение.

1  Теории спроса и предложения.

    1. Спрос и предложение. Характеристика. Эластичность спроса и предложения.
    2. Факторы, влияющие на спрос и предложение.
    3. Рыночное равновесие.

          2 Взаимодействие спроса и предложения.

        2.1 Закон спроса.

        2.2 Закон предложения.

2.3 Взаимодействие законов спроса и предложения.

Заключение.

Список  использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теории спроса и предложения.

 

Спрос –  это потребность в товарах  и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платежными средствами.

Спрос покупателей  на те, или иные товары формируется под влиянием потребностей, т.е. стремления человека к обеспечению для себя лучших условий жизни и зависит от множества факторов: денежного дохода и роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличия товаров  - субститутов (товаров - заменителей) и др. Потребности весьма индивидуальны; они свои у каждого человека и складываются под воздействием целого ряда факторов, определяющих условия существования:

  • его самого (например, потребность или отсутствие потребности в теплой одежде определяется климатом страны, степенью закаленности человека, его вкусами);
  • его семьи и близкого окружения (так, потребность в обучении детей и сила ее проявления зависят от уровня развития общества и от места, которое занимает в обществе данный индивид);
  • той социальной, национальной, религиозной и другой общности, к которой принадлежит человек (скажем, потребность в национальной обороне зависит от международного положения государства, гражданином которого является человек).

Рассмотрим три гипотезы спроса потребителей:

Гипотеза I. Потребитель может выразить свое желание приобрести некоторое благо посредством количественной оценки его полезности.

Единица, служащая потребителю масштабом  измерения полезности, получила название ютила (utility - полезность). Оценки полезности субъективны , поэтому нельзя складывать ютилы, приписываемые одному и тому же благу различными потребителями. Но каждый отдельный потребитель проводит с оценками полезности все математические операции, которые применимы к числам. Зависимость между полезностью, получаемой потребителем, и количеством потребляемых им благ называют функцией полезности.

Из этой гипотезы следует, что каждый вид  благ имеет для потребителя общую и предельную полезность. Общая полезность некоторого вида благ есть сумма полезностей всех имеющихся у потребителя единиц этого блага. Так, общая полезность 10 яблок равна сумме ютилов, которые потребитель приписывает каждому яблоку. Как изменяется величина общей полезности блага по мере увеличения его количества? Для ответа на этот вопрос используется вторая гипотеза.

Гипотеза II. Предельная полезность блага убывает, т.е. полезность каждой последующей единицы определенного вида благ, получаемой в данный момент, меньше полезности предыдущей единицы. Это утверждение, получившее название «первый закон Госсена»1, исходит из того, что потребности людей насыщаемы.

 Если  предложения о возможности количественного  измерения полезности и убывании  ее предельной величины соответствуют  действительности, то это означает, что в основе плана потребления  индивида лежит составленная  им таблица, в которой каждая  единица потребляемых благ имеет  количественную оценку полезности.

Гипотеза III. Потребитель так расходует свой бюджет, чтобы получить максимум полезности от совокупности приобретенных благ. В соответствии с гипотезой III потребитель, ориентируясь на свою таблицу Менгера, с учетом заданных цен формирует такой ассортимент покупок, который при его бюджете дает максимальную сумму ютилов.

Для достижения этой цели потребитель должен руководствоваться вторым законом Госсена, который гласит: максимум полезности обеспечивает такая структура покупок, при которой отношение предельной полезности (u) блага к его цене (Р) одинаково для всех благ –

 

= = … = = λ

 

Докажем второй закон Госсена от противного. Допустим, что для какой-либо пары благ равенство не выполняется  > . Это означает, что при покупке блага А в среднем на 1 тенге приобретается большая полезность , чем при покупке блага В . Следовательно, увеличение объема покупок блага А за счет уменьшения объема покупок блага В  позволяет потребителю при заданном бюджете повысит свою удовлетворенность. И только тогда, когда равенство выполняется по всем благам, при заданном бюджете нельзя увеличить сумму общей полезности покупаемых благ. В этом случае говорят, что потребитель достиг равновесия.  Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определенное соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это соотношение называется кривой спроса.

Коль  скоро рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей,  то анализ логики поведения покупателей, которую  выявляет спрос и его изменения, необходимо дополнить рассмотрением  логики поведения продавца, находящей  свое отражение в закономерностях, присущих предложению.

Предложение аналогично спросу можно определить как желание и способность продавцов совершать сделки по продаже поставленного  на рынок товара.

Соответственно величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы произвести и продать в течение определенного промежутка времени.

Здравый смысл и практика показывают, что объем предлагаемого к продаже товара при прочих равных условиях будет тем больше, чем выше цена на товар, т.е. между предложением и ценой существует прямая зависимость; она называется законом предложения.

Причины подобного характера связи между  предложением и ценой обусловлены  тем, что продавец является получателем  платежа. Чем выше цена, тем больше его выручка. От цены зависит и объем прибыли, которую получают производители. К тому же товар нельзя произвести даром, а низкая цена может не покрыть издержки производства и разорить производителя. Закономерно, что если цены недостаточно высоки или появилась тенденция к их снижению, то это приводит к сокращению объемов производства и рыночного предложения товара. Наоборот, если цены на производимый товар имеют тенденцию к повышению, то производители заинтересованы в расширении производства и сбыта данного товара, т.е. рыночное предложение будет расти.

На стороне  предложения – товары. На предложение  товаров могут влиять технический  прогресс, монопольное предложение  производителя, движение цен на другие товары и др. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение  товара, являются цены на этот товар  и издержки его производства. Как связано предложение с ценой? Производители стремятся продать товар подороже. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, так как более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товаров называется кривой предложения.

По мере повышения цены предложения возрастает число продавцов (производителей) и  объем предложения на рынке.

Итак, кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие  потребители и производители  готовы покупать и продавать в  зависимости от цены, которую они  платят и получают.

 

    1. Факторы, влияющие на спрос и предложение.

 

Ценовой фактор – важнейший, но не единственный, влияющий на спрос. Среди других неценовых  факторов, определяющих объем спроса, следует отметить:

  • Доходы потребителей (I), определяющие величину потребительского бюджета;
  • Цены на другие товары (Pa Pn), часть которых тесно связана между собой, например, взаимозаменяемые (товары - субституты) и взаимодополняемые товары;
  • Вкусы покупателей (Т), на которые влияет множество факторов – от изменчивой моды до национальных традиций;
  • Общее число покупателей или размер рынка (N);
  • Ожидания покупателей, включая инфляционные (W);
  • Прочие факторы (B).

  С  учетом всех этих факторов общую функцию спроса можно представить в следующем виде:

QD = f (P, I, Pa … Pn, T, N, W, B).

 

Для выявления  влияния того или иного фактора  на размер спроса следует абстрагироваться от влияния всех других факторов, т.е. воспользоваться принципом «при прочих равных условиях». Для этого надо, чтобы все параметры, кроме анализируемого, оставались неизменными.

Рассмотрим  некоторые из перечисленных неценовых  факторов спроса.

Спрос и доходы. Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше.

В экономической  теории принято различать нормальные и аномальные товары. К последним (обычно это продукты, воспринимаемые по сравнению с другими как худшая альтернатива) сказанное не относится: по мере роста доходов спрос на них падает. А при падении доходов – растет.

Рассмотрим  для примера товары – заменители – маргарин и масло. Дешевый маргарин воспринимается как масло для  бедных. Поэтому с ростом  доходов  населения следует ожидать падения  спроса на него и переключение потребителей на сливочное масло. Но это справедливо лишь в той мере, в которой данный продукт воспринимается населением как худший выбор. Спрос на дорогие сорта маргарина, имеющего по сравнению с маслом известные преимущества (например, пониженное содержание холестерина), будет реагировать на увеличение доходов нормальным образом, т.е. не падать, а расти.

Динамика  потребления нормальных и аномальных продуктов питания в силу описанной  закономерности может служить надежным критерием уровня жизни в стране. Чем большую долю в питании  населения занимают хлеб, картофель, макароны, тем беднее страна. Напротив, чем больше доля мяса, молока, фруктов, тем она богаче.

Спрос и цены на другие товары.  По - разному изменяют спрос на данное благо и цены на другие товары. Так, уменьшение цены товаров – субститутов, которые могут заменить данный товар в потреблении (например, чай-кофе, говяжье мясо-куриные окорочка, уголь-нефть) приведет к уменьшению спроса на данный товар т.е. предпочтение будет отдано более дешевым товарам – конкурентам.

Изменение цен  на комплиментарные  товары, дополняющие данное благо в потреблении (их примерами могут служить фотопленка и фотоаппараты, бензин и автомобили, сахар и ягоды), ведет к однонаправленному изменению спроса, т.е. при росте цены на любой из взаимодополняющих товаров спрос падает на оба; при падении цен – синхронно увеличивается.

Так, рост цен  на сахар в сезоны приготовления  варенья ведет к уменьшению спроса на ягоды. Не случайно в казахстанских кулинарных журналах в таких случаях резко увеличивается количество рецептов по приготовлению варенья без сахара. Не имея возможности отменить экономическую закономерность , хозяйки пытаются ее обойти, вообще отказавшись от  комплиментарного товара.

Информация о работе Законы спроса и предложения