Законы спроса и предложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Экономика – это особый мир, со своими проблемами и законами. Жить вне экономики невозможно, т. к. она плотно переплетается с жизнью общества. Экономическая наука не всегда предсказывает ход развития событий, но она способна открыть их экономическую логику. Экономическая теория оперирует множеством абстрактных понятий и моделей, поэтому ее познание воспитывает культуру социально-абстрактного мышления.
Современная экономическая наука - это одно из величайших интеллектуальных и практически значимых достижений человечества.
Чтобы ориентироваться в современной экономической теории, нужно ориентироваться в основных ее понятиях. Вот, мы и попытаемся раскрыть суть некоторых из них. Это – спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Что они означают и какое значение они имеют для современного общества. Итак, мы попытаемся дать глубокое и обоснованное изложение этих экономических понятий.

Содержание

1.Введение 3
2. Закон спроса 4
3. Закон предложения 6
4. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество 9
5. Практические задания 13
6. Заключение 16
7. Библиографический список 17

Работа содержит 1 файл

контрольная по экономической теории.docx

— 40.48 Кб (Скачать)
 

 

                                         Содержание

1.Введение                                                                                                               3

2. Закон спроса                                                                                                       4

3. Закон предложения                                                                                            6

4. Рыночное равновесие. Равновесная цена и равновесное количество           9

5. Практические задания                                                                                      13

6. Заключение                                                                                                        16

7. Библиографический  список                                                                              17 
 
 

 

 

                                                  Введение 

      Экономика – это особый мир, со своими проблемами и законами. Жить  вне экономики невозможно, т. к. она плотно переплетается с жизнью общества. Экономическая наука не всегда предсказывает ход развития событий, но она способна открыть их экономическую логику. Экономическая теория оперирует множеством абстрактных понятий и моделей, поэтому ее познание воспитывает культуру социально-абстрактного мышления.

      Современная экономическая наука  - это одно из величайших интеллектуальных и практически  значимых достижений человечества.

      Чтобы ориентироваться в современной  экономической теории, нужно ориентироваться  в основных ее понятиях. Вот, мы и  попытаемся раскрыть суть некоторых  из них. Это – спрос, предложение, рыночное равновесие, равновесная цена. Что они означают и какое значение они имеют для современного общества. Итак, мы попытаемся дать глубокое и обоснованное изложение этих экономических понятий.

 

      1.Закон спроса.

           Спрос - это платежеспособная  потребность, то  есть сумма  денег, которую покупатели могут  и намерены заплатить за какие-то  нужные им изделия. Естественно,  что спрос нельзя отождествлять  с потребностью как таковой:  если человек испытывает нужду  в каком-то благе, но у него  нет денег, то он не обладает  покупательским спросом.

      На  спрос воздействует ряд рыночных факторов: доходы покупателей, их вкусы  и предпочтения, их число на рынке  и, конечно, цены на запрашиваемые товары. Причем перед потребителем обычно предстает  рынок, где имеется возможность  выбора альтернативного количества одноименных товаров, пользующихся спросом, по разным ценам. За те же деньги человек приобретет больше продуктов, если их цена снизится, и наоборот.

      Предположим, на каком-то местном рынке люди приобретут разное количество яблок, если их цена будет снижаться так, как показано в шкале спроса (табл.1).

      Таблица 1. Шкала спроса 

      Цена  яблок (руб. за кг.)       Продано (тонн)
      2000       2
      1500       4
      1300       6
      1000       9
      800       15
      500       25
 

      Шкала спроса показывает, сколько товаров  можно купить по различным ценам  за данный период. Анализ этой шкалы  позволяет легче выявить взаимозависимость  цены и спроса.

      Закон спроса выражает следующую функциональную (математическую) зависимость спроса (С) от цены (Ц): С = F (Ц), где F - показатель количественной зависимости. Чем выше цена товара, тем меньше спрос на него со стороны покупателей. Например, в нашей стране повышение цен  на подписные издания в 1991-1995 гг. привело к сокращению объема подписки. Действует и обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос.

      Такая количественная зависимость представлена в виде графика (рис  1). Здесь взят тот же условный примере о продаже яблок на местном рынке. На оси ординат отложены цены на яблоки. По оси абсцисс указано количество яблок, на которое предъявлен спрос. Кривая С1 – С2 на графике показывает: при повышении цены платежеспособная потребность людей сокращается и наоборот, когда цена снижается, спрос на продукты увеличивается. 

      Цена, руб.

2000 с2

1500

1300

1000 с1 

800

500

      2           4          6          9        15          25

                      Количество тонн в месяц

                 Рисунок 1 кривая спроса (по цене)

            Важно учитывать и такую тенденцию, касающуюся цен на субституты (заменители). Речь идет о двух товарах, имеющих одинаковое значение для потребителя. Если повышается цена на первый продукт, то это ведет к увеличению спроса на другой. Когда покупатель предпочел приобрести второе нужное ему благо в большем количестве, то становится очевиден эффект замены (закуплено больше полезностей по относительно меньшей цене).

      Степень количественного изменения спроса в ответ на изменение цен характеризует  эластичность (или неэластичность) спроса. Под эластичностью спроса подразумевается степень изменения  спроса ("чувствительность" его  объема) в зависимости от динамики цены. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса Кс: 

       (Кс)= Рост объема спроса (в %) \ Снижение  цен (в %), 

        Эластичным спрос бывает тогда,  когда величина спроса изменяется  на больший процент, чем цена. Вот условный пример. При повышении  цены автомашины на 1 % объем продаж  снижается на 2 %. В этом случае: 

      Кс= -2%\1%= - 2 

      Величина  эластичности спроса по цене всегда отрицательное  число, ибо числитель и знаменатель  дроби всегда имеют разные знаки. В США опытным путем были получены такие оценки эластичности по цене (за долгосрочный период, со знаком минус): канцелярские принадлежности - 0,6, бензин - 1,5, жилье - 1,9, кино - 3,9.

      Неэластичный  спрос проявляется, если платежеспособная потребность покупателей не чувствительна  к изменению цен. Скажем, как бы ни возрастали или ни понижались цены на соль, спрос на нее неизменен.

      Теперь  проанализируем взаимозависимость  цены и предложения. 

      2.Закон предложения.

      Предложение - это сумма товаров, которые готовы продать по альтернативным ценам. Наложения  предложение влияют несколько факторов: число продавцов на рынке, различия в технологических методах изготовления одноименных товаров (более технологичные  изделия пользуются предпочтением  потребителей) и, разумеется, цены на продаваемые  продукты, субституты (взаимозаменяемые товары) и другие виды изделий. На рынке  обычно возникает возможность реализации альтернативного количества предлагаемого блага по разным ценам. Продавцы одного и того же вида товара устанавливают два уровня цен: а) цену, ниже которой никто не стал бы продавать и б) цены, по которым никто из них не откажется реализовать продукт.

      Предположим, на каком-то местном рынке продаются  яблоки. По мере увеличения цены количество предлагаемых для продажи яблок  будет возрастать. Это иллюстрируется на условном примере в шкале предложения (табл. 2) 
 

      Таблица 2. Шкала предложения

      Цена 1 кг. яблок (руб.)       Продавцы  готовые продать (тонн)
      2000       25
      1500       15
      1300       9
      1000       6
      800       4
      500       2
 

      Шкала предложения показывает, сколько  товаров продавцы готовы продать  по разным ценам. Приводимые цифры раскрывают взаимозависимость цены и предложения.

      Закон предложения характеризует следующую  функциональную зависимость предложения (П) от цены: П=F (Ц). Чем выше цена, тем  в большей мере растет предложение  продуктов со стороны продавцов. И наоборот: чем ниже цена, тем  ниже предложение.

        Данная взаимосвязь наглядно  представлена на графике (рис.2). Ее иллюстрирует опять же пример с продажей яблок. На оси ординат отложены цены на яблоки, а по оси абсцисс - количество яблок, которое продавцы готовы произвести и продать. Кривая П1 – П2 на графике показывает, как с ростом цены производители увеличивают объем продажи, и наоборот, предложение с их стороны уменьшается при снижении цены.

Цена, руб.

2000  п2

1500

1300

1000 

800 п1

500

      2           4          6          9        15          25

                      Количество тонн в месяц

                 Рисунок 2 кривая предложения (по цене)

              Степень изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень его изменения в зависимости от динамики цены. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения (Кп):

      Кп = Объем предложения (в %) /  Рост цен (в %)

      Предложение (по цене) бывает эластичное и неэластичное. Это различие особенно важно для  производителей продукции, которые  заранее прогнозируют степень эластичности новых изделий.

      Эластичным  предложение становится, когда его  величина изменяется на больший процент, чем цена. Допустим (условно), что  цена на жевательную резинку повысилась на 5 %, вследствие чего в продаже  появилось таких вещей больше на 10 %. В этом случае коэффициент  эластичности 

      Кп=10% /5-%"+2. 

      Что же касается коэффициента эластичности предложения, то, как показывает опыт западных стран, этот показатель - при  условии равновесия цен и за длительный период - имеет тенденцию к возрастанию (то есть рост цен на определенную величину в несколько большей степени  вызывает увеличение производства).

      Неэластичным  предложение бывает, если оно не изменяется при повышении или  снижении цен. Это характерно для  многих товаров в краткосрочном  периоде. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в  больших количествах (скажем, клубнику). К тому же предложение более инертно (по сравнению со спросом). Ведь довольно трудно переключать производство на выпуск новых изделий, перераспределять в связи с этим ресурсы для  изменения количества выпускаемых  товаров.

      3.Рыночное  равновесие. Равновесная  цена и равновесное  количество.

Информация о работе Законы спроса и предложения