Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:30, контрольная работа
Целью написания данной контрольной работы является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия; узнать о моделях рыночного равновесия и их применении.
Введение…………………………………………………………………….
1. Теоретические основы понятий спроса и предложения………………
1.1 Закон спроса………………………………………………………..
1.2 Факторы изменения спроса……………………………………….
1.3 Закон предложения…………………………………………………
2. Рыночное равновесие……………………………………………………
2.1 Виды рыночного равновесия, его устойчивость…………………
2.2 Модели рыночного равновесия, их применение…………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Федеральное агентство по образованию
Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства
Контрольная работа
по экономической теории
Тема: Спрос, предложение и рыночное равновесие
гр.
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретические основы
понятий спроса и предложения…… |
4 |
1.1 Закон спроса……………………………………………………….. |
4 |
1.2
Факторы изменения спроса……………… |
6 |
1.3 Закон предложения………………………………………………… |
9 |
2. Рыночное равновесие…………………………… |
15 |
2.1 Виды рыночного равновесия, его устойчивость………………… |
15 |
2.2 Модели рыночного равновесия, их применение………………… |
16 |
Заключение…………………………………………………… |
21 |
Список использованной литературы……………………………………… |
22 |
Введение
Целью написания данной контрольной работы является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия; узнать о моделях рыночного равновесия и их применении.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить задачи:
1. Определить рыночные спрос и предложение;
2. Определить рыночное равновесие;
3. Рассмотреть модели рыночного равновесия;
Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
1. Теоретические
основы понятий спроса и
1.1 Закон спроса
Любой покупатель стремится
максимально полно удовлетворит
В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса1.
Спрос проявляется и в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.
Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.
Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.
Различают:
- индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
- рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.
Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij спрос на i –ый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как
При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену. Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.
1. В подавляющем большинстве
случаев существует так
2. Рост объема спроса при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода – он возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя, сам доход в этом случае не меняется, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму дополнительное количество товара.
3. Рост объема спроса
при снижении цены объясняется
и эффектом замещения – он
связан с проблемой выбора. Если
из двух взаимозаменяемых
4. Рост величины спроса
при снижении цены можно
Когда экономист строит кривую спроса, он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что неценовые детерминанты величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.
Основные неценовые детерминанты: 1) Вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары; 5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. 6) Субъективное восприятие информации, некритическое восприятие слухов.
Что происходит, когда одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, очевидно, что произошло увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо от D1 к D2, и наоборот, уменьшение спроса от D1 к D3).
Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин снижается и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Фактор |
Влияние повышения эффективности действия факторов спроса на сдвиг кривой спроса |
Доходы потребителей Вкусы и предпочтения покупателей Спрос на дополняющий товар Спрос на заменяющий товар Ожидания Субъективное восприятие |
+ +/- +/- +/- +/- +/- |
1.3 Закон предложения
Предложение – количество товара, которое производители желают и могут продать по определенной цене при определенных условиях.
Точно так же, как цене влияет на спрос, она влияет и на него предложение. Любой продавец руководствуется своими «корыстными» целями, т.е. он хочет продать свой товар подороже. Это и понятно, ведь чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а значит – и стимул для него наращивать производство. Объем индивидуального предложения зависит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от производителя производство данного товара; затратности производства других товаров, на которые может «переключиться» производитель, и их цен; налогов и дотации; прочих условий. Объем рыночного предложения есть количество товаров, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального предложения всех продавцов при данной цене. Обычно объем рыночного предложения называют для краткости просто объемом предложения. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара. Предложение, как и спрос, изображается графиком, однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево). Отложим величину предложения по оси абсцисс, а цену – по оси ординат. Линия предложения имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения находятся в прямо пропорциональной зависимости: когда цена растет, растет и предложение. Второй способ – табличный, зависимость величины предложения от цены товара представлена в таблице.
Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие