Спрос, предложение и рыночное равновесие

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной контрольной работы является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия; узнать о моделях рыночного равновесия и их применении.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1. Теоретические основы понятий спроса и предложения………………
1.1 Закон спроса………………………………………………………..
1.2 Факторы изменения спроса……………………………………….
1.3 Закон предложения…………………………………………………
2. Рыночное равновесие……………………………………………………
2.1 Виды рыночного равновесия, его устойчивость…………………
2.2 Модели рыночного равновесия, их применение…………………
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………

Работа содержит 1 файл

Экономическая теория.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

             Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

      Европейско-Азиатский институт управления и предпринимательства

 

 

 

 

 

 

 

       Контрольная работа

       по экономической теории          

 

Тема:  Спрос, предложение и рыночное равновесие

 

 

 

 

                          

                                                     Исполнитель: студент

                                                    гр.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

3

1. Теоретические основы  понятий спроса и предложения………………

4

1.1 Закон спроса………………………………………………………..

4

1.2 Факторы изменения спроса……………………………………….

6

1.3 Закон предложения…………………………………………………

9

2. Рыночное равновесие……………………………………………………

15

2.1 Виды рыночного равновесия, его устойчивость…………………

15

2.2 Модели рыночного равновесия, их применение…………………

16

Заключение………………………………………………………………….

21

Список использованной литературы………………………………………

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Целью написания данной контрольной работы является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие; дать объяснение, почему цены стремятся к ценам равновесия; узнать о моделях рыночного равновесия и их применении.

В соответствии с поставленной целью  необходимо решить задачи:

1. Определить рыночные спрос и предложение;

2. Определить рыночное  равновесие;

3. Рассмотреть модели  рыночного равновесия;

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы понятий спроса и предложения

1.1 Закон спроса

Любой покупатель стремится  максимально полно удовлетворить все свои потребности путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность передать в обмен на необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его индивидуальные потребности в целом. Формируется индивидуальный спрос – намерение покупателей покупать нужные им товары, подкрепленное их возможностью оплатить эти товары.

В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том  или ином благе, а готовность и  способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса1.

Спрос проявляется и  в объеме спроса, означающем то количество блага, которое было бы куплено по некоторой цене при неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Связь между ценой блага и объемом спроса на него выражается в законе спроса.

Согласно закону спроса потребителями, при прочих равных условиях, будет куплено тем большее  количество товаров, чем ниже их рыночная цена. То есть закон спроса состоит  в обратной зависимости между уровнем цен и количеством покупаемой продукции.

Различают:

- индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;

- рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

Принято различать индивидуальный спрос как спрос отдельного покупателя на определенный товар и рыночный спрос, то есть суммарный спрос всех покупателей для каждой цены товара. Если обозначить через qij спрос на i –ый товар j – того покупателя, то рыночный спрос можно выразить как


                                                

                                     (1.1.1)

 

При изменении прочих факторов и постоянной цене товара произойдет изменение самого спроса. В результате изменения спроса потребители  готовы покупать больше (или меньше) товаров, чем раньше, при той же цене, или готовы платить за прежнее количество товаров более высокую цену. Для обоснования достоверности закона спроса может быть предложено несколько аргументов.

1. В подавляющем большинстве  случаев существует так называемый  ценовой барьер: если цена повышается, то для какой-то части людей товар оказывается недоступным, и они вынуждены будут отказаться от его покупки; чем выше цена, тем больше будет людей, для которых ценовой барьер окажется непреодолимым.

2. Рост объема спроса  при снижении цены можно обосновать возникающим при этом эффектом дохода – он возникает, когда снижение цены на товар экономит часть дохода покупателя, сам доход в этом случае не меняется, но экономия дает покупателю возможность приобрести на сэкономленную сумму дополнительное количество товара.

3. Рост объема спроса  при снижении цены объясняется  и эффектом замещения – он  связан с проблемой выбора. Если  из двух взаимозаменяемых товаров  один становится дешевле, то  покупатель отдаст предпочтение  более дешевому товару и сократит покупки другого, ставшего относительно первого более дорогим.

4. Рост величины спроса  при снижении цены можно объяснить  и принципом убывания предельной (дополнительной) полезности товара. После изучения спроса рассматривается предложение2.

1.2 Факторы изменения спроса

Когда экономист строит кривую спроса, он исходит из допущения, что цена служит самой важной детерминантой  количества любого покупаемого продукта. Однако экономисту известно, что существуют и другие факторы, которые могут  повлиять и действительно влияют на покупки. Таким образом, при построении кривой спроса D1 следует также допустить, что «прочие условия равны», то есть что неценовые детерминанты величины спроса предполагаются неизменными. Когда эти неценовые детерминанты спроса действительно изменяются, положение кривой спроса сдвигается на некую новую позицию вправо или влево от D1. Поэтому указанные детерминанты называют факторами изменения спроса.

Основные неценовые  детерминанты: 1) Вкусы, или предпочтения, потребителей; 2) число потребителей на рынке; 3) денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары; 5) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов. 6) Субъективное восприятие информации, некритическое восприятие слухов.

Что происходит, когда  одна или более детерминант спроса претерпевают изменения? Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, очевидно, что произошло увеличение спроса (смещение кривой спроса вправо от D1 к D2, и наоборот, уменьшение спроса от D1 к D3).

  1. Потребительский вкусы. Изменение вкусов и предпочтений покупателей прежде всего связано с модой, со стимулированием спроса путем рекламы и других приемов (выставки, презентации). Большое влияние на вкусы и предпочтения отказывает также и качество товара (его долговечность, надежность, простота эксплуатации и т. п.). С другой стороны, повышение общей культуры общества может привести к тому, что имеющиеся на рынке товары уже не будут отвечать вкусам потребителей Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Также технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на долгоиграющие пластинки.
  2. Число покупателей. Очевидно, что и увеличение на рынке числа потребителей обусловливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Приведу примеры. Резкое усовершенствование средств связи  необычайно расширило границы международных  финансовых рынков и привело к увеличению спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Бум рождаемости после второй мировой войны повысил рост на пеленки, детский лосьон и акушерские услуги.
  3. Доход. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышения дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, покупают больше стереоустановок, компьютеров, коньяка. И наоборот, при снижении  доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Хотя большинство продуктов относится к нормальным товарам, существует несколько исключений. В том случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, или картофеля, или капусты, поскольку возросший доход позволяет им покупать продовольствие с более высоким содержанием протеина, как, например, молочные продукты и мясо. Увеличение доходов может также вести к снижению спроса на ношеную одежду и третьесортные автомобили. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
  4. Цена на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышения спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители покупают его в большем количестве, вызывая этим уменьшение спроса на маргарин.  Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь

Между тем другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они «сопутствуют» друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда цена на бензин  снижается и вы в результате ездите больше, увеличенный пробег вашего автомобиля повысит спрос на моторное масло. Таким образом, спрос на бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга товары. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

  1. Ожидания. Когда люди опасаются инфляции, рост цена цен и дефицита в будущем, они склонны к избыточному спросу на товары в настоящем. Так, если потребители ждут в ближайшее время повышения (снижения) цены на такой-то товар, то они будут стремится закупить больше (меньше) этого товара по нынешней цене,  тем самым способствуя сдвигу кривой спроса. Сюда же можно отнести ожидание  неких катастрофических событий. Например, после террористического акта в Америке 11 сентября 2001года в США и даже Европе были скуплены все средства индивидуальной защиты. И это при том, что рынок отреагировал на бешеный спрос столь же бешеным повышением цен на указанные товары.
  2. Субъективное восприятие информации, некритическое восприятие слухов. Важную роль может играть пример кого-то из друзей или близких, купивших качественный (или, наоборот, некачественный) товар, и даже распространяемые слухи подобного рода. В таких случаях вмешиваются субъективные факторы. Так, если кому-то из ваших знакомых случайно попался бракованный экземпляр в целом высококачественной марки товара (один из сотен тысяч исправных), то вы уже без крайней необходимости вряд ли приобретете товар этой марки, как бы его на расхватывали в рекламе3.

 

Фактор

Влияние повышения эффективности  действия факторов спроса на сдвиг кривой спроса

Доходы потребителей

Вкусы и предпочтения покупателей

Спрос на дополняющий  товар

Спрос на заменяющий товар

Ожидания

Субъективное восприятие

+

+/-

+/-

+/-

+/-

+/-


 

 

1.3 Закон предложения

Предложение – количество товара, которое производители желают и могут продать по определенной цене при определенных условиях.

Точно так же, как цене влияет на спрос, она влияет и на него предложение. Любой продавец руководствуется  своими «корыстными» целями, т.е. он хочет  продать свой товар подороже. Это и понятно, ведь чем выше цена, тем больше выручка и прибыль продавца, а значит – и стимул для него наращивать производство. Объем индивидуального предложения зависит от многих факторов: цены данного товара; величины затрат, которых требует от производителя производство данного товара; затратности производства других товаров, на которые может «переключиться» производитель, и их цен; налогов и дотации; прочих условий. Объем рыночного предложения есть количество товаров, которое желают и способны продать все продавцы вместе в единицу времени при данной цене. Эта величина равна сумме объемов индивидуального предложения всех продавцов при данной цене. Обычно объем рыночного предложения называют для краткости просто объемом предложения. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынок данное количество товара. Предложение, как и спрос, изображается  графиком, однако развернутым в другую сторону (имеет наклон справа налево). Отложим величину предложения по оси абсцисс, а цену – по оси ординат. Линия предложения имеет положительный наклон, т.е. цена и величина предложения находятся в прямо пропорциональной зависимости: когда цена растет, растет и предложение.  Второй способ – табличный, зависимость величины предложения от цены товара представлена в таблице.

Информация о работе Спрос, предложение и рыночное равновесие