Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:24, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании таких категорий как спрос и предложение, рыночной экономики, их функций и значения в обеспечении рыночного равновесия в условиях становления рыночных отношений.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
- подбор и анализ учебной и научной литературы для изучения проблем спроса и предложения;
- обработка и обобщение полученных данных;
- анализирование и оформление результатов в виде данной курсовой работы;
Введение…………………… ……………………………...…............. 3
1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка…..…. 5
1.1 Сущность рынка в различных концепциях экономики……………………. 5
1.2 Закон спроса в рыночной экономике …………………………………….... 7
1.3 Закон предложения в рыночной экономике…………………...………….. 13
2 Проблемы соотношения спроса и предложения …………………………… 16
2.1 Государственное регулирование цен ………………………………..….…. 16
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток…………………….…. ….20
2.3 Влияние на равновесие налогов и субсидий…………………………......... 23
3 Взаимодействие спроса и предложения в современной экономике
Республики Казахстан…………...…………………..……...……………....... 25
Заключение…………………………………………………………………....…. 28
Список используемых источников ……………………………….……..…..….
Таким
образом, изменение одной или нескольких
детерминант спроса вызывает изменение
спроса, смещая кривую спроса вправо или
влево. Изменение же цены вызывает изменение
в объёме спроса- то есть представляет
собой движение вдоль кривой спроса.
1.3 Закон предложения в рыночной экономике
Если
спрос является качественной характеристикой
потребления, то предложение – категория,
с помощью которой можно
Предложение выражает желание и способность производителей предлагать для реализации на рынке определённые блага. То есть предложение возникнет только тогда, когда данный экономический субъект будет готов произвести сделку по продаже данного доставленного на рынок товара. Соответственно, объём предложения будет определяться максимальным количеством товара, приготовленного для продажи за данный период времени при данных условиях.
Нужно подчеркнуть, что объём предложения – это поток, протекающий во времени. Поэтому всегда надо чётко определять к какому периоду времени относится данная величина предложения. Далее условия, при которых определяется данный объём предложения.
К ним относятся:
- цена данного товара(P)
- цены ресурсов, используемых в производстве данного товара(Pr)
- уровень технологии(L)
- величина налогов и субсидий(T)
- цены на иные товары(Pi)
- ожидания производителей(E)
- количество производителей
Алгебраически
функцию предложения можно
QS=
F (P, Pr, L, T, Pi, E, N)
(3)
Чтобы
раскрыть категорию предложения
необходимо сначала исследовать
зависимость объёма предложения(QS)
от цены при прочих равных условиях, то
есть, полагая неизменными иные факторы,
влияющие на QS. То есть нужно исследовать
функцию:
QS=
F (P) Pr, L, T, Pi, E, N= const. (4)
Опять- таки аналогично функции спроса полученную зависимость объёма предложения от цены данного товара можно представить в табличном и графическом видах.
Обобщая
вышесказанное можно
Закон
предложения можно изобразить графически
в следующем виде, (Рисунок 3) .
Рисунок
3 – График кривой предложения
Когда цена данного товара будет меняться, то и значение данной функции предложения тоже соответственно изменится. Например, при росте цены величина предложения также увеличится и, отражая это изменение, точка рыночной конъюнктуры поднимется вдоль кривой предложения.
Далее рассмотрим воздействие на предложение каждой из выше перечисленных детерминант.
1) Цены на ресурсы. Чем выше цены на ресурсы, тем больше производственные издержки и если при этом цена продукта будет оставаться на прежнем уровне, прибыль компании будет сокращаться. Снижение прибыли будет ослаблять мотивы и стимулы компании поддерживать предложение и производство такого продукта по прежней цене.
2) Технологии. Совершенствование технологий позволяет компаниям уменьшить производственные издержки, тем самым, ведя к увеличению предложения.
3) Налоги и субсидии. Повышение налогов на товары снижают их предложение. Снижение субсидий фирмам уменьшают предложение производимых ими товаров.
4) Цены на другие товары. Компании, специализирующиеся на выпуске определённого продукта, например, футбольных мячей, иногда могут использовать свои производственные помещения и оборудования для производства альтернативных продуктов, например волейбольных мячей, в случае повышения их цен. В результате такого замещения выпуск футбольных мячей сокращается.
5)Ожидания
производителей. Ожидания производителей
значительного роста цен,
6) Число продавцов. При прочих равных условиях, чем больше продавцов, тем больше рыночное предложение и наоборот.
Таким образом, изменение предложений ведут к сдвигу кривой предложения либо влево, либо вправо.
2. Проблемы соотношения спроса и предложения
2.1 Государственное регулирование цен
Категории
спроса, предложения и цены являются взаимосвязанными.
На рынке происходят постоянные колебания
рыночных цен под воздействием изменения
в спросе и предложении. На большинстве
рынков цены могут свободно повышаться
или опускаться относительно равновесного
уровня, независимо от того, насколько
высоким или низким может быть этот уровень.
Цена стимулирует предложение при дефиците
товаров и разгружает рынок от излишков,
сдерживая предложение, (Рисунок 4) .
Рисунок
4 – График дефицита и избытка
Однако правительство иногда считает, что спрос и предложения приводят к ценам, которые слишком высоки для покупателей и поэтому несправедливы или слишком низки для продавцов, что такое не является справедливым. Поэтому правительство может наложить правовые ограничения, определяющие насколько низкими или высокими могут быть цены. Оправдана ли эта идея, которая на первый взгляд кажется такой привлекательной?
Регулировка цен затрагивает само действие рыночных механизмов, изменяя процесс достижения равновесия. Здесь в распоряжении государства имеются два метода: установление верхнего («потолка») и нижнего («пола») пределов цены. Например, введение максимальной верхней границы цены (так называемой «социально низкой цены» Pг, устанавливаемой, разумеется, ниже цены равновесия P*) в целях, например, защиты интересов малоимущих потребителей этого продукта, обуславливает не только возникновение дефицита данного товара из-за превышения при такой цене объёмом спроса Qd объёма предложения, но и превращения этого дефицита в хронический, поскольку рыночный механизм преодоления дефицита путём повышения цены недостающего товара и увеличение объёма его предложения блокируется, и кривая предложения тем самым искусственно «обрубается» до отрезка SEг, (Рисунок 5).
Рисунок
5 – График верхних и нижних цен
Покупатели такого, социально регулируемого товара сталкиваются с необходимостью нормирования его распределения теперь уже не ценовыми методами: карточки, очереди, списки, потери времени не только на стоянии в очередях, но и на поиск нужной очереди, причём без гарантии получения нужного товара. Очевидно, что равновесие в точке Eг не является устойчивым.
Возможности покупателей заплатить за данное количество товара Qs определяются их кривой спроса в целом и максимальной ценой спроса Pd в каждом конкретном случае. Поэтому в пределах данной цены они будут согласны заплатить дополнительную сумму за возможность приобрести дефицитный товар и избавиться от потерь времени, возможных при этом потерь других благ, да и не приятных переживаний. Размер этой дополнительной платы будет определяться на основе принципа альтернативных затрат и будет тем выше, тем дороже стоит сэкономленное время и душевное спокойствие каждого конкретного покупателя.
С другой стороны, и неудовлетворённые низкой государственной ценой продавцы наверняка выдвинут из своих рядов энтузиастов, готовых пойти на дополнительные издержки по «доставанию», а затем и производству дефицитного товара и обеспечение необходимой поддержки властей вплоть до подкупа государственных служащих, работников правоохранительных органов и так далее.
В
результате практически неизбежным дополнением
длительного государственного контроля
над ценами становится « теневая экономика»
или «чёрный рынок ». На графике это может
быть изображено поворотом кривой предложения
вокруг точки Ег, учитывающим рост издержек,
(Рисунок 6).
Рисунок
– 6 График возникновения теневой экономики
Пересечение получившейся ломаной линии предложения S′ с кривой спроса D в точке EЧ покажет характеристики равновесия на «чёрном рынке». В ситуации, когда рыночная цена из-за государственного вмешательства в процесс ценообразования не совпадает с равновесной, принято говорить о цене равновесия P* как теневой цене.
Можно заметить, что при этом цена PЧ всегда будет выше равновесной цены свободного конкурентного рынка P*, а суммарное количество Q′ проданное на регулируемом государством QS и дополняющим его «черном» рынках товара QЧ всегда будет меньше соответствующего объёма на свободном рынке Q*. Таким образом, даже «докомплектованное» теневой экономикой государственное ограничение цены сверху однозначно ухудшает результаты функционирования свободного рынка.
Другим
вариантом государственного регулирования
цен является установление их минимального
нижнего предела («пола»). Чаще всего это
связывается с необходимостью государственной
поддержки соответствующих отраслей (например,
сельского хозяйства) и нередко дополняется
ограничениями во внешней торговле. Кривая
предложения в этом случае приобретает
вид ломаной линии с горизонтальным отрезком
на уровне «пола» цены Pr.
Рисунок
7 – График установления минимального
нижнего предела («пола»)
В этом случае уже объём предложения Qs начинает постоянно превышать объём спроса Qd, и возникающие при этом в размере Qs-Qd затоваривание также становится хроническим, (Рисунок 7).
На свободном рынке накопление непокупаемых товаров на складах неизбежно приводит к снижению цен и последующим распродажам с увеличивающимися скидками. Если же эта возможность ценового урегулирования возникшей проблемы блокируется административными запретами, объём реально продаваемого на рынке товара остаётся на низком, ограниченном объёмом спроса Qd уровне, явно меньшем, чем на нерегулируемом рынке, а цены по-прежнему превышает рыночную. Кроме того, и здесь могут быть случаи противозаконной продажи излишков по цене ниже государственной и даже, «теневой» цены равновесия Р*, а также начаться поиск обходных путей, прикрывающих такую продажу части накопленных неликвидов по фактически пониженным ценам. А это опять – таки будет означать появление дополнительных каналов формирования теневой экономики.
Конечно, государство чаще всего бывает вынуждено, сказав «А», говорить и «Б», и обеспечивать различными способами закупки по подобным завышенным ценам не нашедшей сбыта продукции, а также стремиться сократить величину предложения как можно ближе к величине спроса Qd.
Но это ведёт лишь к перемещению внешних признаков «болезни» в другие области, а фактически загоняет её внутрь, например, увеличивает нагрузку на государственный бюджет, вынужденный финансировать такие закупки и последующие неизбежные при этом мероприятия.
Итак,
при административном регулировании цен,
независимо от того, ограничивается ли
при этом действие рыночного механизма
ценообразования верхними или нижними
пределами, неизбежно происходит сокращение
объёма реализуемого товара, даже с зачётом
его количества, приходящегося на чёрный
рынок. А это означает снижение возможностей
для экономического развития. Само же
административное вмешательство в рыночное
ценообразование нередко прямо стимулирует
формирование и разрастание теневой экономики,
что никак не способствует укреплению
государства и установлению правопорядка.
Информация о работе Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночного механизма