Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании таких категорий как спрос и предложение, рыночной экономики, их функций и значения в обеспечении рыночного равновесия в условиях становления рыночных отношений.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
- подбор и анализ учебной и научной литературы для изучения проблем спроса и предложения;
- обработка и обобщение полученных данных;
- анализирование и оформление результатов в виде данной курсовой работы;

Содержание

Введение…………………… ……………………………...…............. 3
1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка…..…. 5
1.1 Сущность рынка в различных концепциях экономики……………………. 5
1.2 Закон спроса в рыночной экономике …………………………………….... 7
1.3 Закон предложения в рыночной экономике…………………...………….. 13
2 Проблемы соотношения спроса и предложения …………………………… 16
2.1 Государственное регулирование цен ………………………………..….…. 16
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток…………………….…. ….20
2.3 Влияние на равновесие налогов и субсидий…………………………......... 23
3 Взаимодействие спроса и предложения в современной экономике
Республики Казахстан…………...…………………..……...……………....... 25
Заключение…………………………………………………………………....…. 28
Список используемых источников ……………………………….……..…..….

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение…………………… ……………………………...…............. 3 

1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка…..…. 5

1.1 Сущность  рынка в различных концепциях экономики……………………. 5

1.2 Закон спроса в рыночной  экономике …………………………………….... 7

1.3  Закон предложения  в рыночной экономике…………………...………….. 13 

2 Проблемы соотношения спроса и предложения …………………………… 16

2.1 Государственное регулирование цен ………………………………..….…. 16

2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток…………………….…. ….20

2.3 Влияние на равновесие налогов и субсидий…………………………......... 23 

  3  Взаимодействие спроса и предложения в современной экономике   

     Республики Казахстан…………...…………………..……...……………....... 25 

Заключение…………………………………………………………………....…. 28 

Список используемых источников ……………………………….……..…..…. 31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

             Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что важнейшим инструментом рыночной экономики являются спрос и предложение. Рыночное равновесие и равновесная цена существуют на рынке при равенстве  величины спроса и величине предложения данного товара.

          Рыночная экономика - это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель описаны все экономические процессы.

     Цель  курсовой работы заключается в исследовании таких категорий как спрос и предложение, рыночной экономики, их  функций и значения в обеспечении рыночного равновесия в условиях становления рыночных отношений.

          Исходя из цели, определены следующие задачи:

- подбор  и анализ учебной и научной литературы для изучения проблем спроса и предложения;

- обработка  и обобщение полученных данных;

- анализирование  и оформление результатов в  виде данной курсовой работы;

         Методологической основой работы  являются труды казахстанских   и зарубежных ученых экономистов, занимающиеся проблемой рыночной экономики. В частности это Г.Н. Климк, Нуреев Р.М., Эдвин Дж. Долан.

 Структура  работы включает:

     Введение, в котором  указываются: актуальность темы, цель и задачи написания курсовой работы, методологическая основа работы, структура курсовой работы.

     1 раздел рассматривает сущность  рынка в различных концепциях  экономики; формы и функции  рынка; закон спроса и закон  предложения в рыночной экономике;  основные факторы, влияющие на  выбор потребителя  и их характер влияния; эффекты, влияющие на экономическое поведение потребителей; величины  спроса и предложения; воздействие на предложение некоторых детерминантов.

     2 раздел рассматривает государственное  регулирование цен, взаимосвязь  категорий спроса, предложения и цены; дефицит и избыток; верхние  и нижние пределы цены; возникновение теневой экономики; нарушение изменение спроса под воздействием роста дохода; нарушение равновесия со стороны предложения; влияние на равновесие налогов и субсидий.

     3 раздел рассматривает взаимодействие спроса и предложения в современной экономике республики Казахстан.

     Заключение  здесь подводятся итоги, делаются выводы по написанной работе по каждому разделу.

     Список  использованных источников. 

     В условиях рыночной экономики производители и потребители для осуществления своей экономической деятельности руководствуются параметрами рынка, важнейшими из которых являются спрос, предложение, равновесная цена. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка. 
      Как известно, равновесие означает такой вариант выбора в экономике, который бы устраивал всех субъектов экономической деятельности. Оптимальный выбор в экономике предполагает сбалансированность способа использования ограниченных производственных ресурсов и их распределения между членами общества, то есть сбалансированность производства и потребления, ресурсов и их использования, а следовательно, спроса и предложения. 
      Особенность рыночного механизма в переходной экономике состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Показать как взаимодействие спроса и предложения способствует координации рыночных сил и выступает целью данной работы. 
      Категории спроса и предложения лежат в основе рыночного механизма, и поэтому их изучение имеет первостепенное значение для понимания рыночной экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка 

     1.1 Сущность  рынка в различных  концепциях экономики 

     В самом общем виде рынок можно  определить как стихийный порядок. Учитывая, что в кратком определении  невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории, можно сказать, что рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

     Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение, поставщиков) отдельных товаров, услуг или ресурсов. При этом рынки принимают самые разные формы: автозаправочная станция, музыкальный магазин, придорожный ларек фермера и так далее.

     Все ситуации, связывающие потенциальных  покупателей с потенциальными продавцами, образуют рынки, одни рынки являются локальными, другие национальными или даже международными. Некоторые рынки отличает личный контакт предъявителей спроса поставщика, для других характерен безличностный вариант взаимодействия, то есть здесь покупатель и продавец никогда не видят или вообще не знают друг друга.

           Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции.

        Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Здесь возникает ряд других вопросов:

Что это  за законы товарного производства и  обращения?

Как понимать совокупность отношений товарного  и денежного обращения?

       Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.

Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг. П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д.

         Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его.

Организаторы  аукционов сводят вместе покупателей  и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить

работу. Он связывает потенциальных покупателей  с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора.

     Сущность  рынка отображается в следующих  функциях

     Интегрирующая функция – состоит в соединении сферы производства (производителей), сфера потребления (потребителей), а также торговцев посредников и включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не сможет удовлетворить свои потребности.

     Регулирующая функция – предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объёму и структуре, пропорциональности в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики.

     Рынок даёт ответы на вопросы: «что производить?», «как производить?» и «для кого производить?».

     Стимулирующая функциясостоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, созданию необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли; стимулировании научно-технического прогресса и на его основе – интенсификации производства, a эффективности функционирования всей экономики.

     Ценообразующая  функцияэто установление ценностных  эквивалентов для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство с  общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляя ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и его полезности.

     Контролирующая  функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

     Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

     Информационная  функция даёт участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и о предложении товаров и услуг на рынке. Современный рынок собирает и обрабатывает огромные объёмы информации и выдаёт  обобщённые данные о состоянии и условиях реализации товаров и услуг.

     Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и соразмерности спроса населения с заработной платой.

     Функция реализации интересов рыночных субъектов  обеспечивает взаимосвязь интересов  продавцов и покупателей. Экономический интерес продавцов состоит в получении большого дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с наименьшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг. 

Информация о работе Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночного механизма