Рыночный механизм, спро и предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма и роли государства в достижении рыночного равновесия.
В задачи курсовой работы входит изучение:
1) Спроса и предложения как основных элементов рыночного механизма;
2) Понятия, сущности рыночного равновесия, его видов.
3) Влияния налогов, дотаций, установления фиксированных цен на рыночное равновесие.
4) Выгод покупателя и продавца от свободного обмена.
5) Роли государства в достижении рыночного равновесия.
6) Целей, функций и методов государственного регулирования экономики.

Работа содержит 1 файл

рыночный механизм, спрос и предложение.doc

— 364.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Производство и прежде всего производство материальных благ – основа жизни человеческого  общества. Нет сомнений в том, что  оптимальное функционирование производства возможно только на основе рыночных форм экономических связей. Многовековая хозяйственная практика свидетельствует о том, что рыночный механизм является наиболее эффективным инструментом, активизирующим человеческую деятельность, широкое внедрение в производство научно-технических достижений, содержит в себе встроенные импульсы саморазвития и саморегулирования. Экономическая теория по сути дела базируется на понимании функционирования рыночного механизма, чем обусловлена целесообразность его изучения.

В жизни  общества важнейшую роль играет государство, которое выступает как форма его политической организации. В экономике любой страны государство призвано выполнять регулирующую функцию. Объектом регулирования может выступать как экономика страны в целом, так и ее регионы, отрасли, сферы, предприятия. Главной целью государственного регулирования экономики являются экономическая и социальная стабильность, укрепление и совершенствование существующего строя, адаптация его к изменяющимся внешним условиям. Эта общая цель, в свою очередь, подразделяется на множество конкретных целей: экономический рост, уровень занятости, стабильность цен, внешнеэкономическое равновесие, социальная справедливость, охрана и улучшение окружающей среды. Каждое государство, ориентируясь на эти цели, но с учетом особенностей своей страны вырабатывает собственные стратегические и  долгосрочные цели.

Долгосрочной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поступательное движение к обществу постиндустриального типа, с учетом национальных особенностей, для повышения уровня и качества жизни населения, улучшения среды обитания на основе нового технологического способа производства и многоукладной экономики при значительной роли государства  в ее трансформации и реформировании. Это главная цель, достижение которой предполагает поэтапное развитие экономики, что отражено в прогнозных и программных документах страны. В то же время достижение этой цели наталкивается на многочисленные трудности.

Как показывают недавние события, связанные с мировым кризисом,  рыночный механизм не всегда эффективен и на определенных этапах развития экономики отдельных стран и мировой экономики требуется государственное вмешательство, направленное на преодоление кризисных явлений.

Рынок можно рассматривать как систему, состоящую из отдельных элементов. Оптимальное функционирование любой системы возможно только тогда, когда она находится в равновесии.

Экономический анализ спроса и предложения, являющихся основными элементами рынка,  – универсальное средство, которое может быть применено к широкому кругу разнообразных проблем. В их числе можно назвать: прогноз влияния меняющихся мировых экономических условий на рыночную цену и эффективность производства; оценка влияния правительственных мер по контролю цен, минимальная заработная плата и экономические стимулы, влияние налогов, субсидий, пошлин на импорт и квот потребителей и производителей. В этой связи тема курсовой работы приобретает особую актуальность.

Объектом изучения данной курсовой работы является рыночный механизм.

Предметами изучения являются элементы рыночного механизма: спрос и предложение, а также их взаимодействие.

Цель курсовой работы – изучение рыночного механизма  и роли государства в достижении рыночного равновесия.

В задачи курсовой работы входит изучение:

1) Спроса и предложения как  основных элементов рыночного  механизма;

2) Понятия, сущности рыночного  равновесия, его видов.

3)  Влияния налогов, дотаций,  установления фиксированных цен  на рыночное равновесие.

4) Выгод покупателя и продавца от свободного обмена.

5) Роли государства в достижении рыночного равновесия.

6) Целей, функций и методов  государственного регулирования  экономики.

В процессе выполнения курсовой работы используются учебники по экономической  теории как белорусских, так и зарубежных авторов.

 

 

 

1. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ  И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ

1.1. Спрос и факторы на него влияющие

 

Спрос и предложение  являются основными элементами рыночного  механизма. Начнем с анализа графика спроса.

Следует различать понятия  «потребность», «платежеспособный спрос» и «реальная покупка товара».

Под потребностью понимается состояние  удовлетворенности, испытываемое человеком, из которого он стремится выйти, либо состояние удовлетворенности, которое он желает продлить. Круг потребностей  человека, степень интенсивности каждой из них постоянно изменяются. Но количественно потребность измерить невозможно. Экономическая наука имеет дело только с такими потребностями, которые выражаются в платежеспособном спросе.

В обыденной жизни  под спросом понимается требование на товары и услуги со стороны покупателя, подкрепленное деньгами. Однако наличие только желания приобрести товар и денег для его покупки недостаточно для совершения реального акта купли-продажи. Необходимо, чтобы товары или услуги были  произведены в надлежащем количестве и ассортименте и появились на рынке.

Количественно спрос  выражается в объеме спроса, под  которым понимается максимальное количество благ, которое потребитель готов купить в единицу  времени.

Зависимость объема спроса от определяющих его факторов выражает функция спроса.

                            (1.1)

где

QDx              — объем спроса на товар х в единицу времени;

Рх, Ру, Рz- цены товаров х, у,..., z.

I - денежный доход (бюджет) потребителя;

Т  — вкусы и предпочтения потребителя.

— другие возможные факторы.

Если все факторы, кроме  цены данного товара взять за неизменные, то можно перейти от функции  спроса к функции спроса от цены:

 

Q = F (Рх)                                           (1.2)

 

Функция спроса от цены может быть задана одним из трех способов:

а) табличным (таблица 1);

 

Таблица 1. Табличный способ

Рх

10

9

8

7

6

Qх

1

2

3

4


Примечание. Источник: собственная разработка

 

б) аналитическим :

Q = а – bРх,                                            (1.3)

 

 где a, b -  константы.

в) графическим.

Эта функция выражает общий закон спроса: чем  ниже цена, тем больше спрос и наоборот. Графически  этот закон изображается линиями спроса, имеющими отрицательный наклон, D, D1, D2, (рис. 1).

РDх


 

 D1


 D


 



Р2


Е2 D2

 

Р1


                                         Е1

 

 

0                              Q1       Q2                                                                                                                          QDх


Рис. 1. Кривая спроса

Примечание. Источник: [11, с.48]

С их помощью изучается  ответная реакция потребителя на  установление тех или иных цен. Если, например, произошло повышение цены с Р1 до Р2, то объем спроса сократится с Q2, до Q1.  Обратная зависимость  между ценой и объемом спроса предполагает, что

 

                             dQ/dРх > 0                                                                      (1.4)

 

Форма и положение  линий спроса со временем  могут  меняться, поскольку любая точка на линии  спроса   характеризует   уровень   цен   и   объем  производства на определенный момент времени.

Следует различать, прежде всего, ситуацию, когда  меняется цена на данный товар, а все остальные  факторы, влияющие на спрос, остаются неизменными. В этом случае движение происходит вдоль  той или иной линии спроса. На рисунке 1 например, из точки Е1 в точку Е2.

Если   же   происходит   изменение   прочих  факторов, определяющих спрос, а цена данного  товара сохраняется неизменной, то это влечет за  собой сдвиг  кривой спроса. На нашем рисунке, например, в результате увеличения дохода потребителя линия спроса D может занять положение D1.

Изменение угла наклона  кривой спроса (например, кривые D} и D2) свидетельствует о неодинаковой реакции потребителя на изменение цены.

Функция, обратная функции  спроса от цены,  называется функцией цены спроса:

 

Рх= f'(Q)                                                (1.5)

 

Под ценой спроса понимается максимальная цена, которую  покупатель согласен предложить за единицу данного  товара. Другими словами, цена спроса есть предельная полезность единицы товара, выраженная в деньгах. Если полезность денег неизменна, то цена  спроса прямо пропорциональна предельной полезности единицы товара.

Общий закон спроса не носит абсолютный  характер. Существуют исключения из этого закона. Прежде всего, к их числу относятся низкокачественные товары первой необходимости, спрос на  которые может увеличиваться при росте цены. В экономической теории это явление получило название  парадокса Гиффена или товаров Гиффена по имени английского экономиста Роберта Гиффена, впервые описавшего его в середине прошлого века.

Парадокс Гиффена дал  о себе знать во время реформы цен в начале 90-х годов. Когда 2 апреля 1991 года были резко повышены цены на так называемые «продукты для бедняков» (хлеб, мука, картофель, крупы и пр.), это привело не к сокращению, а ,  напротив, к увеличению спроса на эти товары, прилавки магазинов по-прежнему остались пустыми.

Далее, внимание экономистов  привлекла аномальная реакция спроса на изменение цен на рынках отдельных товаров. Например, во время  нефтяных шоков 70-х годов цены на нефть выросли в 11 раз. Однако, спрос на нефть на протяжении ряда лет увеличивался и только через 7 лет началось его сокращение.

Аномальной была реакция  мирового рынка на последовавшее впоследствии снижение цены на нефть. В 1989 году потребление нефти сохранялось фактически на уровне 1981 года, хотя к этому времени  цена на нефть уже 4 года была в 2,5-3 раза ниже, чем в 1981 году.

Другим исключением  из общего закона спроса являются дорогостоящие, престижные товары, которые покупаются не столько ради их потребительских свойств, сколько для того, чтобы  подчеркнуть высокий социальный статус покупателя (уникальные ювелирные изделия, особые марки автомашин, созданные в единственном экземпляре модели одежды и т. д.). Снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для снобов,  а следовательно, и спрос. В теории это явление носит название эффекта сноба или эффекта Веблена, по имени американского экономиста и социолога Торстейна Веблена, который занимался анализом этого явления еще в ХIХ веке.

Объем спроса на тот или  иной товар зависит не только от его цены, но и от изменения цен  на взаимозаменяемые и взаимодополняющие  товары. Если мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами, например, при снижении цены на один из них, спрос на него увеличится, а на конкурирующий товар – снизится. Рациональный потребитель предпочтет увеличить покупки более дешевого товара по сравнению с товаром-заменителем, цена которого сталась прежней. Примерами взаимозаменяемых товаров  могут служить чай и кофе, уголь и мазут, зонт и плащ и т. д.

Если мы имеем дело с взаимодополняющими друг друга  товарами, то повышение спроса на один из них увеличивает спрос и  на другой товар и наоборот. В качестве взаимодополняющих товаров могут выступать, например, бензин и автомобиль, чай и сахар, иголки и нитки.

Следующим фактором, воздействующим на объем спроса, является денежный доход потребителя.   Общий характер данной зависимости можно свести  к следующему: спрос на товар повышается при увеличении дохода и сокращается при его уменьшении. Увеличение дохода сдвигает линию спроса вправо  вверх, а его уменьшение — влево и вниз.

Динамика объема спроса находится в зависимости от изменения вкусов и предпочтет потребителя. Оценить воздействие этого фактора  довольно сложно. Обычно считается, что вкусы и  предпочтения потребителя претерпевают серьезные  изменения в длительном периоде, а в коротком  периоде — меняются незначительно. В любом случае  изменение вкусов и предпочтений потребителей  означает удаление или приближение линии спроса к началу координат.

Информация о работе Рыночный механизм, спро и предложение