Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании таких категорий как спрос и предложение, рыночной экономики, их функций и значения в обеспечении рыночного равновесия в условиях становления рыночных отношений.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
- подбор и анализ учебной и научной литературы для изучения проблем спроса и предложения;
- обработка и обобщение полученных данных;
- анализирование и оформление результатов в виде данной курсовой работы;

Содержание

Введение…………………… ……………………………...…............. 3
1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка…..…. 5
1.1 Сущность рынка в различных концепциях экономики……………………. 5
1.2 Закон спроса в рыночной экономике …………………………………….... 7
1.3 Закон предложения в рыночной экономике…………………...………….. 13
2 Проблемы соотношения спроса и предложения …………………………… 16
2.1 Государственное регулирование цен ………………………………..….…. 16
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток…………………….…. ….20
2.3 Влияние на равновесие налогов и субсидий…………………………......... 23
3 Взаимодействие спроса и предложения в современной экономике
Республики Казахстан…………...…………………..……...……………....... 25
Заключение…………………………………………………………………....…. 28
Список используемых источников ……………………………….……..…..….

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

     2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток 

     Рыночное  равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и. т. д., но рыночное равновесие - это всегда такое состояние рынка, при котором Qd =Qs. Любое отклонение от такого состояния приводит в движение силы, способные вернуть рынок в состояние равновесия: устранить дефицит (Qd>Qs) или излишек (избыток) товаров на рынке (Qd<Qs). Таким образом, дефицит, возникает, если спрос на товар больше величины его предложения. Избыток возникает, если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него.

     Рассмотрим  каждый случай подробнее.

     Представим, что на рынке в исходном положении  уже существовало равновесие, которое  затем было нарушено изменением спроса под воздействием роста дохода, выделенного  потребителями для покупки данного товара. 

     

     Рисунок 8 – График нарушения изменения  спроса под воздействием роста дохода 

     На  графике (Рисунок 8) это может быть изображено сдвигом кривой спроса вправо - вверх: D1→D2. Будем также считать, что цена данного товара не изменилась мгновенно сразу же после сдвига кривой спроса. В этом случае вслед за ростом спроса покупатели данного товара обнаружат, что при прежней цене P1, количество товара Qd, которое каждый из них теперь сможет приобрести, превышает тот объём QS, который раньше был в их распоряжении и который могут предложить при данной цене производители данного товара. Это означает, что на данном рынке возник дефицит товара в размере Df=Qd-Qs, поскольку величина спроса теперь превышает величину предложения данного товара. Практически это приведёт к тому, что между покупателями начнётся конкуренция за возможность приобрести данный товар. А это, в свою очередь, окажет повышающее влияние на его рыночную цену, Итак, цена товара, на который повысился спрос, начнёт расти под воздействием конкуренции покупателей.

     Вполне  естественной реакцией продавцов будет  увеличение объёма предлагаемого товара в полном соответствии с законом  предложения. А поскольку на это  же будут направлены действия покупателей, то их совместными усилиями рыночная цена при отмеченном росте количества товара, начнёт повышаться до величины P2. На графике это будет выражено передвижением точки рыночной конъюнктуры E1 вдоль кривой предложения вплоть до её пересечения с новой кривой спроса D2 ,где и будет тем самым достигнуто новое равновесие данного рынка E2 с параметрами Q2 и P2.

       Точно так же можно проследить за метаморфозами на рынке в случае, когда исходное равновесное его состояние будет нарушено со стороны предложения, например в результате изменений ожиданий продавцов, получивших основание предполагать, что в ближайшее время будут сняты некоторые ограничения по импорту заменяющий данный товаров.  

     

     Рисунок 9 – График нарушения равновесия со стороны предложения 

     На  графике (Рисунок 9) это приведёт к сдвигу кривой предложения вправо-вниз: S1→ S2. Если опять-таки считать, что в первый момент цена остаётся неизменной (P1), то рост предложения приведёт к избытку товара или затовариванию в размере Sp= Qs- Qd. После этого начнётся конкуренция продавцов, результатом которой станет снижение рыночной цены (c P1 до P2) и рост количества продаваемого товара. На графике это будет выражено перемещением точки рыночной конъюнктуры E1 вдоль кривой спроса вплоть до её пересечения с новой кривой предложения, что и будет означать установления нового равновесия E2 с параметрами Q2 и P2.

       Таким образом, изменение рыночного спроса и рыночного предложения вызывают изменение рыночного равновесия. Пусть рыночный спрос растет, тогда цена равновесия P* и равновесный объём Q* растут. При уменьшении рыночного спроса цена равновесия P* и равновесный объём Q* падают. При росте рыночного предложения цена рыночного равновесия P* падает, а равновесное количество Q* растёт. При уменьшении рыночного предложения цена равновесия P* растёт, а равновесное количество Q* падает.

     Существуют  несколько моделей макроэкономического  равновесия.

     Классическая  модель. Описывает поведение экономики  в долгосрочном периоде. В рыночной экономике существуют механизмы, приводящие ее в равновесие. Маловероятна ситуация, когда совокупных расходов оказывается недостаточно для повышения реального объема производства. Если расхода все же недостаточно, то это приводит к уменьшению цены и заработной платы. Цены, заработная плата, проценты гибкие и быстро изменяются, т.е. нет необходимости вмешательства в экономику государства.

     Модель  Джона Кейнса (кейнсианская). "Весьма возможно, что классическая теория представляет собой картину того, как мы хотели бы, чтобы общество функционировало. Но предполагать, что оно и в самом деле так функционирует, - значит оставлять без внимания действительные трудности".   Эта модель рассматривает функционирование экономики на сравнительно коротких отрезках времени. Цены, заработная плата, проценты не являются гибкими и изменяются медленно. Цены, заработная плата, проценты движутся к точке равновесия совокупного спроса и совокупного предложения медленно. Не существует механизма, дающего гарантию полной занятости. Государство может регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос (отсутствие спроса – главная причина кризиса) через политику "экспансии": рост государственных расходов; стимулирование капиталовложений; использование инфляции; активная кредитно-денежная политика; использование мультипликатора инвестиций, занятости, налогов;

     Вальрас и Маршал. Осуществляется анализ дефицита и производители ограничивают производство, возникает избыточный спрос (дефицит). Потребители начинают конкурировать. В итоге увеличивается цена, которая стимулирует производство, что приводит к исчезновению дефицита. Фридман. Проводится политика "сдерживания", суть которой состоит в ограничении роста доходов населения (т.е. уменьшается совокупный спрос). Она должна проводиться до снижения инфляции до требуемого уровня и, следовательно, снижения издержек производства.

  Наступает черед политики "либерализма". Предоставляется большая свобода рыночным факторам, т.е. производство восстанавливает прежний уровень и снижается безработица.

     2.3 Влияние на равновесие налогов и субсидий 

     Самым мягким и «цивилизованным» орудием государственного вмешательства в работу рыночного механизма по праву считаются налоги. Они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов. В качестве примера можно проследить за последствиями введения поштучного налога, уплачиваемого продавцом. 

     

     Рисунок 10 – График введения поштучного налога 

       На графике это приведёт к сдвигу кривой предложения S вверх на величину налога T, поскольку для получения той же выручки (за вычетом налога) продавец теперь вынужден запрашивать за каждое прежнее количество товара цену, большую чем прежняя как раз на величину T. В ответ на это сокращение предложения точка рыночной конъюнктуры переместится вдоль кривой спроса из положения Е вплоть до пересечения с новой кривой предложения Sт, то есть в точку А, (Рисунок 10).

       В результате на рынке установится новое равновесие, при котором объём товара снизится с Q* до Qт, а цена возрастёт с Р* до Рт. Однако чистая выручка продавца (за вычетом налога) с единицы проданной продукции сократится до Рт - Т. Общая величина расходов покупателя составит Рт Qт, поступлений продавцу – (Рт – Т) Qт и налоговых поступлений государству-Т Qт.

       Несмотря на то, что формально  эту сумму вносит в государственный  бюджет только продавец, на самом  деле бремя налога распределяется между ним и покупателем: фактически взнос продавца составляет лишь Р* - (Рт – Т) Qт, а реальный платёж покупателя - (Рт - Р*) Qт. На графике им соответствуют площади прямоугольников Р*БВ(Рт – Т) для продавца и Рт АБР* для покупателя. Соотношение этих частей зависит от соотношения наклонов кривых спроса и предложения.

     Таким же образом мы можем проанализировать последствия введения налога с покупателя. В этом случае на величину налога Т сдвинется вниз кривая спроса, а распределение налогового бремени будет полностью аналогичным.

     Если  же говорить о предоставлении субсидий как покупателю, так и продавцу, то их можно рассматривать как  отрицательные налоги. Следовательно, сдвиги кривых спроса и предложения  на величину субсидии G будут противоположными их перемещениям при налогообложении. Например, получение субсидий продавцом будет равнозначно снижению его издержек и на графике приведёт к сдвигу кривой предложения вниз на величину G. 
 

     

     Рисунок 11 – График сдвигов кривых спроса и предложения на величину субсидии 

     При этом данный рост предложения приведёт к увеличению количества товара с  Q* до QG и одновременно к снижению цены с Р* до PG. Как и при налогообложении, полученная субсидия отнюдь не целиком поступит в распоряжение продавца. Ему достанется лишь её часть [(PG + G) – QG] QG, а остальная её часть (Р* - PG) QG поступит в бюджет покупателя, (Рисунок 11)

     Точно таким же будет итог и в случае, когда субсидию получит покупатель. Формальное отличие такой ситуации от рассмотренной выше заключается  лишь в перемещении всё на ту же величину G кривой спроса, а не кривой предложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3.  Взаимодействие спроса и предложения в современной экономике

           Республики Казахстан  

     В конце 80-х годов большинство специалистов было уверено в том, что будущее отечественной экономики – за свободными ценами, стихийно складывающимися в сфере обращения в зависимости от колебаний спроса и предложения. Такие известные экономисты как Т. Заславская, Н. Шмелёв приводили в пользу применения «равновесных цен следующие аргументы.

      1) Свободные цены позволяют преодолеть  диспропорции в народном хозяйстве  и нарушения принципов эквивалентности  обмена, они избавят общество  от товарного голода и выпуска  ненужных товаров. С государственного  бюджета будет снято тяжкое  бремя дотаций на производство низкорентабельной продукции.

      2) Свободные цены сократят издержки  потребления, в первую очередь  за счёт исчезновения очередей  в магазинах. 

      3) Свободные цены позволят покончить  с такими антисоциальными явлениями,  порождаемыми стабильными низкими ценами, как ослабление стимулов к общественно полезному труду, спекуляция, существование нелегального «чёрного рынка», нарушение принципов морали и этики.

     Реализация  этого проекта началась в нашей  стране 1 января 1992 года.   Первоначально предполагалось, что цены будут повышаться в течение двух-трёх месяцев, после чего наступит их стабилизация. Однако в реальной действительности либерализация приобрела форму перманентного многократного роста цен и спровоцировала гиперинфляционные волны.

       На сегодняшний день совершенно  ясно, что введение свободных  цен не привело к насыщению  рынка товарами и услугами. Более  того, произошло не увеличение  реального производства, а сокращение  совокупного предложения. Так, в течение 2005-2007 гг. производство хлебобулочных изделий уменьшилось на 5,7 млн. т., мяса – почти в 3 раза, колбасных изделий – в 2 раза и т. д. Беспрецедентный спад производства сопровождался ухудшением структуры производства.

       Неудовлетворённый спрос населения  действительно сократился, однако не за счёт насыщения рынка высококачественной продукцией, а в результате резкого падения реальных доходов. Одновременно прогрессировали негативные тенденции в структуре спроса населения. По данным социально-политических исследований, всё большую долю в расходах казахстанцев стало занимать продовольствие. На него затрачивается 65-70 % доходов среднестатистической семьи.

     По  информации Агентства Республики Казахстан по статистике, на рынке продовольственных товаров в прошедшем месяце снижение цен отмечено на крупы  на 0,4%, муку  на 1%, фрукты  на 3,5%, овощи свежие  на 4,6%, картофель  на 10%. Повышение цен зафиксировано на сахар на 6,5%, молоко сырое  на 3,4%, яйца  на 3,1%, рыбу и морепродукты  на 1,1%, чай  на 1%, масло животное  на 0,7%, хлеб  на 0,5%.

     При этом цены на твердое топливо увеличились  на 1,7%, медицинские препараты  на 0,8%, одежду и обувь, посуду  по 0,6%, книги и газеты  на 0,4%. Бензин подорожал  на 0,7%, дизельное топливо  на 0,3%, а  строительные материалы подешевели на 1,5%.

     Уровень цен на услуги образования и здравоохранения стал выше на 0,9%, ресторанов и гостиниц  на 0,7%, культуры и личного обслуживания  по 0,5%. В то же время уровень цен на услуги пассажирского транспорта понизился на 0,8%. В сфере жилищно-коммунальных услуг увеличение тарифов наблюдалось на канализацию  на 3,1%, центральное отопление  на 3%, холодную воду  на 2,3%, горячую  на 1,7%, электроэнергию  на 0,3%.

Информация о работе Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночного механизма