Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночного механизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании таких категорий как спрос и предложение, рыночной экономики, их функций и значения в обеспечении рыночного равновесия в условиях становления рыночных отношений.
Исходя из цели, определены следующие задачи:
- подбор и анализ учебной и научной литературы для изучения проблем спроса и предложения;
- обработка и обобщение полученных данных;
- анализирование и оформление результатов в виде данной курсовой работы;

Содержание

Введение…………………… ……………………………...…............. 3
1 Спрос и предложение – главные элементы функционирования рынка…..…. 5
1.1 Сущность рынка в различных концепциях экономики……………………. 5
1.2 Закон спроса в рыночной экономике …………………………………….... 7
1.3 Закон предложения в рыночной экономике…………………...………….. 13
2 Проблемы соотношения спроса и предложения …………………………… 16
2.1 Государственное регулирование цен ………………………………..….…. 16
2.2 Отклонения от равновесия: дефицит и избыток…………………….…. ….20
2.3 Влияние на равновесие налогов и субсидий…………………………......... 23
3 Взаимодействие спроса и предложения в современной экономике
Республики Казахстан…………...…………………..……...……………....... 25
Заключение…………………………………………………………………....…. 28
Список используемых источников ……………………………….……..…..….

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 298.00 Кб (Скачать)

Индекс  потребительских цен в ноябре 2009 г. по сравнению с предыдущим месяцем  составил 100,5%. Цены на продовольственные товары выросли на 0,2%, непродовольственные товары подорожали на 0,8%, прирост цен и тарифов на платные услуги составил 0,5%.

     За  период с начала года (ноябрь 2009 г. по сравнению с декабрем 2008 г.) цены и тарифы на потребительские товары и услуги увеличились на 5,6%, продовольственные товары  на 2,6%, непродовольственные  на 8,3% и платные услуги  на 7,2%.

       Реформа ценообразования не устранила перекосы между отдельными видами цен. Увеличились «ножницы» цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; возрастающая неэквивалентность обмена и наличие многочисленных посредников привели к колоссальному разрыву между оптовой и розничной ценами.

       Негативное влияние на социально-экономической  фон страны оказало сокращение  бюджетного финансирования убыточных отраслей. Так, сельское хозяйство и угледобыча, но вполне объективным причинам, без дотаций из государственного бюджета попросту нежизнеспособны. Здесь уже говорилось о государственной поддержке фермеров в экономически развитых странах; горнодобывающая промышленность также «опекается» государством практически во всём мире.

       Серьёзной проблемой является неадекватность цен уровню и качеству реализуемых товаров и услуг. Складывающаяся динамика денежных доходов населения и розничных цен обусловливает снижение физического объёма спроса и покупательской активности и, как следствие, замедление реализации потребительских товаров. Вместе с тем в обеспечении потребительского рынка товарными ресурсами продолжает возрастать роль импорта. В среднем по стране продовольственный рынок наполнен импортом на 50%. По мнению экспертов, Казахстан, по существу, утратил продовольственную независимость.

     Обобщение предпринятых в Казахстане попыток сбалансирования спроса и предложения позволяет сделать ряд важных выводов.

       Во-первых, приведение в соответствие спроса и предложения не является самоцелью. Сбалансированность спроса и предложения должна в первую очередь обеспечить рост народного благосостояния.

     Во-вторых, использование свободных цен  в условиях товарного дефицита влечёт за собой снижение уровня жизни населения и поэтому не может быть признано эффективным инструментом нормализации рыночного механизма.

     В-третьих, соотношение спроса и предложения  формируется на протяжении всего  воспроизводственного цикла; оно находится под определяющим воздействием таких факторов, как уровень развития и структура производства, пропорциональность в развитии и динамика роста промышленности и сельского хозяйства. В этой связи рыночное равновесие в длительной перспективе может быть обеспечено лишь на основе повышения эффективности отечественного производства, но не за счёт автоматического сбалансирования спроса и предложения посредством манипулирования ценами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     В курсовой работе были рассмотрены и достигнуты цели и задачи, поставленные при написании данной курсовой работы, а именно:

     1. Исследование основных категорий  - спрос и предложение, рыночная экономика, их функции и значения в обеспечении рыночного равновесия в условиях становления рыночных отношений.

     2. Был проведен подбор и анализ  учебной и научной литературы  и ее обобщение, изучение и анализ.

     Анализируя 1 раздел, можно сделать вывод что, в результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке. Только рыночная цена приводит к тому, что на рынке нет ни излишка продукта, ни его нехватки. Любая цена выше равновесной побуждает продавцов производить большее количество продукта. Но эта высокая цена отбивает у потребителей желание купить предлагаемое количество продукта. На рынке возникает избыточное предложение, превышающее спрос. Избыточное предложение приводит к снижению цен до уровня равновесных. Любая цена ниже равновесной влечет за собой возникновение нехватки продукта. На рынке возникает неудовлетворенный спрос, превышающий предложение. А он в свою очередь ведет к повышению цен, которое будет продолжаться, пока спрос не станет равным предложению.

     Подведя итоги по 2 разделу были сделаны следующие выводы: Государство не должно вмешиваться в рыночный механизм ценообразования (путём установления верхнего или нижнего пределов цены), ибо последствия этого наносят урон экономике; государство должно действовать на механизм рыночного ценообразования только с помощью налогов и субсидий, так как они не изменяют условия протекания рыночных процессов и не ограничивают свободу действий рыночных субъектов.

     Цены  будут расти или падать, пока продавцам  и покупателям не удастся прояснить ситуацию на рынке, т.е. достичь уровня цены, при котором объемы спроса и предложения на продукт точно совпадают. При осуществлении сделок по равновесной цене сумма излишков потребителей и производителей достигает максимума. Установившееся рыночное равновесие нарушается при изменении спроса или предложения, и начинается процесс приспособления к новому равновесию.

     Рыночное  равновесие можно рассматривать  лишь относительно фиксированной единицы  времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и так далее.

     Экономическая теория имеет дело не со стабильным равновесием, а с постоянным его нарушением, что образно названо «равновесие – неравновесие».

     Из  этого следует 3 существенных вывода:

     1. Равновесие следует рассматривать  как абстрактный модельный идеал.  Его никогда не было и не  может быть, но  с него нужно всегда начинать исследование.

     2. Равновесие – динамическое, оптимальное  неравновесие, то есть оно представляет  собой отклонение цен от стоимости,  результатов от затрат.

     3. Равновесие  как неравновесие  играет разрушительную роль, понуждая  экономических агентов действовать как вопреки их глубинным интересам, так и интересам общества в целом.

     В конкурентной системе равенство  спроса и предложения приводит к  равновесию на всех рынках. И все  же равновесная цена может изменяться (точка равновесия смещается в  ту или иную сторону). Некоторые воздействия на рыночное равновесие цен предвидеть невозможно, влияние других учесть трудно, поскольку они лишь перемещают точку равновесия, не нарушая законов спроса и предложения.

     К числу последних воздействий  относится, например, налогообложение.

 Через  систему налогообложения и дотаций  государство воздействует на  процесс рыночного ценообразования  и значение равновесной цены. Введение акциза повышает цену  равновесия и уменьшает равновесное  количество, а установление дотации  на единицу проданной продукции снижает равновесную цену и увеличивает равновесный объем продаж.

  По итогам 3 главы были выделены функции и проблемы отечественного рынка. Невозможно порой достичь истины, хотя все экономисты вроде бы и преследуют одну и ту же правильную цель добиваться устойчивости цен, экономического роста, высокой занятости, повышения жизненного уровня. Без сомнения, так оно и есть. Но это не единственные цели, движущие поведением граждан или правительственных чиновников. У каждого из нас есть набор целей, которые мы ранжируем в определенном порядке, исходя из ожидаемых плюсов и минусов, связанных с ожидаемым достижением каждой из них.

     Нетрудно  предвидеть, что в подобной ситуации усилятся криминогенные, мафиозные  компоненты социально-экономической  среды общества.

     Внешними, наиболее очевидными последствиями  разрушенного равновесия рыночного  ценообразования станут очереди  потребителей за товарами, социальная напряженность и всеобщее недовольство. Потребуются такие правительственные  меры, как нормирование, рационирование потребления недостающих, дефицитных товаров, их распределение в продажу по карточкам, талонам и другим административным «регуляторам» общественного потребления.

     Итак, функции свободного рынка ограничены. Решением тех социально-экономических  проблем общества, в которых рынок бессилен, занимается государство. Оно призвано не только контролировать сферы общественной жизни, которые лежат за пределами действия рынка (социальная сфера, государственное управление и правопорядок, обороноспособность страны, фундаментальные научные исследования и так далее), но и следить за работой рыночного механизма.

     Однако, государственное вмешательство, контроль над ценами, приводит также к таким экономическим последствиям, как сокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах. Как известно, особенностью теневых структур экономики является то, что они «неуловимы», в особенности для официального, государственного налогообложения.

     Следовательно, они сокращают реальные возможности  для социальной защиты низкодоходных групп и слоев общества, поскольку не платят налоги в бюджет.

           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемых источников 

1. Программа  Казахстан 2030.

2. Назарбаев Н.А. Проблемы развития рыночной экономики.

3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М.: Юрайт-Издат, 2005. - 399с.

4.Видяпин В.И., Добрынин А.И., Журавлева Г.П., Тарасевич Л.С. Экономическая теория.  М.: ИНФРА-М, 2003.  714 с.

5. Грязнова А.Г., Соколинский В.М. Экономическая теория-М.:КНОРУС,2005.

6. Грязнова А.Г., Чечелова Т.В. Экономическая теория-М.:ЭКЗАМЕН,2005.

7.Камаев В. Д. и др. Экономическая теория: учебник. М.: ВЛАДОС, 1998.

8.Камаева В.Д. Экономическая теория.  М.: ВЛАДОС, 2001.  640 с.

9. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика-М.:ИНФРА-М,2006.

10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс : принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. М.: ИНФРА М, 1999.  
11. Николаева И.П. Экономическая теория-М.:Юнити,2004.

12. Нуриев Р.М. Основы экономической теории.-М.: Высшая школа, 1996.  
13. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория-М.: НОРМА,2006.

14. Самуэльсон П. Экономика. М.: Прогресс, 1964.  356 c.

15. Сидорович А.В., Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Курс экономической теории-М.:ДИС,2007.

16. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер с англ. со 2-го изд. М.: Дело, 1998.

17. Хайман Д. Современная микроэкономика: анализ и применение. М.: Высшая школа, 2001

18. Хейне П. Экономический образ мышления. - М.: Из-во Дело, 1999.  
19. Чепурина М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории-Киров: АСА,2005.

20. Ядгаров Я.С. История экономических учений-М.:ИНФРА-М,2008.

21. Введение в рыночную экономику /Под. ред. А.Л.Лившица, И.Н.Никулиной.-М.: Высшая школа, 1994

22. Курс экономической теории /Под. ред. М.Н.Чепурина.- Киров: АСА, 2001.

23. Агентство международной информации - http://www.newskaz.ru

24. Википедия - http://ru.wikipedia.org

 

Информация о работе Спрос и предложение как важнейшие элементы рыночного механизма