Рыночный спрос и рыночное предложение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения и рыночного равновесия с позиций экономической теории и в их взаимодействии.
В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия спроса и предложения;
– основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;
– проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке

Содержание

Введение
1Теоретические основы спроса и предложения на продукцию
1.1 Спрос и предложение как экономические категории. Неценовые факторы изменения спроса и предложения.
1.2 Эластичность спроса и предложения
1.3 Рыночное равновесие спроса и предложения
2 Государственное регулирование спроса и предложения на продукцию Томской области
2.1 Специфика регулирования спроса и предложения в АПК
2.2 Формы воздействия государства на спрос и предложение сельскохозяйственной продукции
2.3 Перспективы развития Томской области в формировании рынка
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

микроэкономика курсовая.docx

— 153.18 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« НОВОСИБИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТОМСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ – ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

Экономико – юридический факультет

 

Кафедра бухгалтерского учета  и статистики

 

 

 

 

             

 

 

 

 

                                                                                                                                                                        

Курсовая работа

 

по дисциплине: «Микроэкономика»

  на тему: «Рыночный спрос и рыночное предложение»

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

 

                                                                                     Выполнил: студент 1 курса

                                                                                     группы 521 зс                           

    Гайдученко Н.Н.

                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                     Проверил:

                                                                                     ст. преподаватель 

                                                                                     Дроздова Н.А. 

                                                                                        

 

 

 

 

Томск  2013

 
Содержание

Введение

1Теоретические основы  спроса и предложения на продукцию

1.1 Спрос и предложение как экономические категории. Неценовые факторы изменения спроса и предложения.

1.2 Эластичность спроса и предложения

1.3 Рыночное равновесие спроса и предложения

2 Государственное регулирование  спроса и предложения на продукцию  Томской области

2.1 Специфика регулирования спроса и предложения в АПК

2.2 Формы воздействия государства на спрос и предложение сельскохозяйственной продукции

2.3 Перспективы развития  Томской области в формировании  рынка

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

В рыночной экономике продукты продаются и покупаются. Товарное обращение и соответственно рынок  всегда представлены  парным отношением «продавец – покупатель», которое в превращенной форме, свойственной обращению, выражает внутренние связи и противоречия между производством и потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между спросом и предложением.

Спрос и предложение товаров  являются подлинными регуляторами рыночной экономики. В основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие спроса и предложения. Именно от этого  взаимодействия зависит ответ, что  производить, для кого производить  и по какой цене продавать произведенную  продукцию, чтобы извлечь необходимую  прибыль для дальнейшего развития. Именно соотношение между спросом  и предложением порождает колебания  рыночных цен. Через эти колебания  устанавливается тот уровень  цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения, а в итоге – равновесие производства и потребления.

Всем известно что, одним  из главных вопросов, который пытались решить не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен является – что определяет цены на продукты? И из выше сказанного появляется наиболее краткий ответ на него: цену определяет соотношение спроса и предложения.

В рыночной экономике понятие  «спрос» наряду с понятием «предложение»  относится к числу фундаментальных. Распространена даже шутка, что попугая, умеющего произносить слова «спрос»  и «предложение», можно считать  образованным экономистом.

Цель данной курсовой работы - рассмотрение спроса, предложения  и рыночного равновесия с позиций  экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью  в работе поставлены следующие задачи:

– рассмотреть понятия спроса и предложения;

– основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

– проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;

–выявить государственные  формы воздействия на спрос и  предложение сельскохозяйственной продукции.

Предмет исследования в работе - экономические категории спроса, предложения и рыночного равновесия.

Объект исследования - факторы  и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания  курсовой работы, заключаются в синтезе  и анализе имеющихся теоретических  материалов, группировке и обобщении  теоретического материала с практическими  данными.

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос  и предложение - это не только экономические  категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно  знать, как они взаимодействуют  в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как  они функционируют в рыночной экономике.

 

1Теоретические  основы спроса и предложения  на продукцию

1.1 Спрос и предложение как экономические категории. Неценовые факторы изменения спроса и предложения

Основные вопросы любой  экономической системы (что, как и для кого производить) решаются в рыночной экономике главным образом с помощью механизма спроса, предложения и конкуренции.

Спрос – это представленная на рынке потребность в товарах. Однако спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств у покупателя. Поэтому спрос, как правило, меньше потребности, так как любая цена ограничивает покупателей. Спрос показывает объем возможной купли товара, который потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного периода времени и с учетом имеющейся у них величины дохода (рисунок 1).

Рисунок 1 – Кривая спроса

Обратная зависимость  величины спроса от цены получила в  экономической теории название закона спроса.

Сформулировать закон  спроса можно следующим образом: между уровнем цены (Р) товара и величиной спроса на него (Q) существует обратная зависимость, т.е. чем выше цены, тем меньше величина спроса, и наоборот, чем ниже цены, тем больше величина спроса.

Эту зависимость экономисты объясняют возникновением трех «эффектов» при снижении цены на товар:

1. «Эффект нового покупателя».  Он означает, что снижение цен  увеличивает число покупателей  за счет тех лиц, которые  раньше были не в состоянии  приобрести данный товар. Кроме  того, потребление подвержено действию  закона убывающей предельной  производительности.

2. «Эффект дохода». Он  указывает на то, что снижение  цен позволяет покупателю на  прежнюю сумму расходов на  данный товар приобрести его  в большем количестве. Это равнозначно  увеличению денежного дохода  покупателя по отношению к  данному товару. При этом покупатель  не отказывает себе в покупке  других товаров.

3. «Эффект замещения». Он  проявляется в том, что подешевевший  товар относительно удорожает  другие товары, хотя их цены  могут остаться прежними. Поэтому  «замещая» другие товары подешевевшими,  покупатель обеспечивает себе  дополнительный эффект дохода.

Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:

1. Величина спроса на  некоторые товары абсолютной  жизненной необходимости, составляющие  основу потребления низкооплачиваемых  слоев населения, при повышении  цены может не измениться или  даже возрасти. Этот эффект получил  название «парадокс Р. Гиффена», подметившего еще в прошлом веке, что при увеличении цены картофеля ирландские бедняки увеличивали его потребление. Это связно с тем, что даже при повысившейся цене он остался самым доступным продуктом, а более дорогие продукты (например, мясо) и при неизменных ценах стали менее доступными, чем раньше.

2. Рост цен на престижные  предметы роскоши, которые не  поглощают большей части доходов  наиболее богатых потребителей, может сопровождаться повышением  величины спроса на них. Напротив, спрос на данные товары может  упасть, если цены на них снизятся. Здесь покупается не столько товар, сколько престиж, связанный с обладанием данным товаром. А престиж изменяется вместе с ценой: при ее повышении он также повышается, а при понижении – падает.

Что лежит в основе этого  закона? Чтобы ответить на этот вопрос, можно использовать несколько уровней аргументации:

1) Здравый смысл и элементарное  наблюдение действительности согласуются  с тем, что люди покупают  продукт по более низкой цене, чем по высокой. Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий им совершить покупку. Чем выше этот барьер, тем меньше продукта они будут покупать, а чем ниже ценовой барьер, тем большее его количество они приобретут. Предприятия сокращают свои товарные запасы не путем повышения цен, а путем их снижения.

2) В любой период времени  каждый покупатель от каждого  последующего продукта получает  меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности. Например, второй  чебурек дает меньше удовлетворения  потребителю, чем первый; третий  приносит еще меньше удовольствия  или полезности, чем второй и  так далее. Отсюда следует,  что, поскольку потребление подвержено  действию принципа убывающей  предельной полезности - то есть  принципа, согласно которому последующие  единицы данного продукта приносят  все меньше и меньше удовлетворения, - потребители покупают дополнительные  единицы продукта лишь при  условии, что цена его снижается.

3) На несколько более  высоком уровне анализа закон  спроса можно объяснить эффектами  дохода и замещения. Эффект  дохода указывает на то, что  при более низкой цене человек  может позволить себе купить  больше данного продукта, не отказывая  себе в приобретении каких-либо  альтернативных товаров. Иными  словами, снижение цены продукта  увеличивает покупательную способность  денежного дохода потребителя,  а поэтому он в состоянии  купить большее количество данного  продукта, чем прежде. Более высокая  цена приводит к противоположному  результату.

Наряду с ценами на величину спроса воздействуют и другие, неценовые  факторы, (детерминанты спроса), приводящие к изменению в спросе при данных ценах.

Неценовые факторы спроса:

1. Предпочтения потребителей (вкус и мода). Как правило, если  товар становится модным, то спрос  на него растет. Проявляется так  называемый "эффект присоединения  к большинству", и наоборот, если товар выходит из моды – спрос на него падает.

2. Доход покупателя. Изменение  дохода может оказывать на  спрос двоякое влияние. Различают  товары высшей категории ("нормальные", качественные товары) и товары  низшей категории (низкокачественные). Если доходы растут, то спрос  на нормальные товары повышается, а спрос на товары низшей  категории падает. И наоборот, если  доходы падают, то спрос на  товары низшей категории возрастает, а спрос на качественные товары  падает. Очевидно, что при росте  доходов (при прочих равных  условиях) спрос на сливочное  масло растет, а на маргарин  падает.

3. Цены других товаров.  Если товары взаимозаменяемые, то  существует прямая зависимость  между изменением цены на один  товар и спросом на другой. Рост цен на гречку, например, приведет к росту спроса на другие крупы. Или, например, если цены на свинину возрастут, а на говядину останутся неизменными, покупатели снизят потребление свинины за счет увеличения потребления говядины.

Если товары взаимодополняющие, то связь между изменением цены одного товара и спросом на другой – обратная. Рост цен на автомобили приведет к снижению спроса на бензин.

4. Количество и состав  покупателей на рынке. Очевидно, что чем больше покупателей,  тем больше рыночный спрос.  При этом характер спроса будет  зависеть от возрастного, национального,  религиозного состава покупателей.

5. Ожидания покупателей  в отношении изменения цен  товаров. Если покупатели ожидают  рост цен в будущем (чрезвычайные  ситуации, аварии, катастрофы, финансовые  кризисы), то сегодня спрос будет  увеличиваться (ажиотажный, инфляционный  спрос). Если покупатели ожидают  снижения цен, то сегодня их  спрос будет сокращаться (отложенный  спрос).

Информация о работе Рыночный спрос и рыночное предложение