Рыночные факторы и закономерности экономического поведения фирмы – производителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день анализ экономического поведения фирм-производителей приобретает особую роль. Ведь не представляя реально, кто и как действует в экономике, невозможно адекватно влиять на экономические процессы и проводить эффективную экономическую политику.
В настоящее время в экономической науке отсутствует строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....
1. Принципы и факторы экономического поведения производителей ………
1.1 Принципы экономического поведения………..……………………………
1.2 Факторы, влияющие на поведение производителей………………………
2. Экономический выбор границы производственных возможностей и
эффективность планирования объемов производства……………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………........

Работа содержит 1 файл

экономичесая теория курсовая 2012.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

Обеспечение безубыточности функционирования фирмы или достижения средней прибыли, или ориентация на получения максимальной прибыли требует не только глубокого анализа текущих цен на различные факторы производства и на готовую продукцию, но и управление этими ценами.

Фирмы-монополисты или  предприятия на олигополистическом рынке стремятся установить цену на свои товары с таким расчетом, чтобы они обеспечивали ей желанный объем прибыли. Предположим, что фирма назначает на свою продукцию цены с таким расчетом, чтобы получить максимум прибыли на вложенный капитал.

Этот метод позволяет  в наглядной форме отразить движение не только валовых издержек (ТС), но и изменение объема производства (Q) и валового дохода (TR) от реализации продукции, величины прибыли. Для обеспечения безубыточности, т.е. для покрытия валовых издержек поступлениями, фирма должна производить как минимум Q1 или Q2 товарных единиц и продать их по определённой цене. Для получения максимальной прибыли, ей необходимо произвести и продать Q3 товарных единиц по цене P за штуку. Исходя из поставленных целей, то есть масштабов намечаемой прибыли, фирма и определяет цену своей продукции и её объём. Такой метод ценообразования на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли требует от фирмы разных вариантов установления цен, исходя из складывающейся обстановки на рынке соответствующих товаров. Все большее число фирм при определении цены товаров исходят из ощущений ценности своих товаров. Основным фактором ценообразования они считают не только издержки фирмы, а покупательское восприятие потребительских качеств продаваемого товара. Для формирования в сознании потребителей представления о ценности товара они используют целый комплекс маркетинговых мероприятий, главными из которых являются неценовые воздействия на покупателя. К неценовым факторам, как известно, относятся качество, долговечность, модность, престижность соответствующей продукции.

В условиях несовершенной  конкуренции производитель может  воздействовать на рыночную цену, чего не наблюдается в условиях совершенной  конкуренции. При несовершенной конкуренции значительная доля рынка принадлежит отдельным предпринимателям, имеет место наличие барьеров проникновения в данную отрасль со стороны других фирм, неоднородность производимой продукции, неадекватность рыночной информации. Все эти факторы в отдельности или вместе взятые нарушают рыночное равновесие и с точки зрения равенства спроса и предложения. К примеру, единственный производитель определенной продукции или группа объединившихся фирм в состоянии поддерживать завышенные цены на соответствующую продукцию, не рискуя потерять клиента.

Одним из критериев несовершенной  конкуренции является понижение  цен с ростом выпуска продукции  фирмы. Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что  большие объемы продукции фирма  может реализовать с помощью  политики снижения цены.

Другой общей закономерностью рынков несовершенной конкуренции является наличие предела роста валового дохода (TR) фирмы. Напомним, величина валового дохода равна произведению цены на объем реализованной продукции:

 

                                                         TR = P*Q.

 

Третьей общей чертой рынков несовершенной конкуренции  является падение предельного дохода фирмы при снижении цены на ее продукцию. При этом предельный доход фирмы-монополии  меньше цены единицы продукции (при  всех уровнях производства кроме первого).

В более общей форме  можно сказать: падение предельного  дохода вызвано тем, что продажа  дополнительной единицы продукции  по более низкой цене не только увеличивает  доход на величину ее стоимости, но и сокращает его на величину удешевления  всех предыдущих единиц.

Несовершенная конкуренция  предполагает существование следующих  видов рынков: рынок чистой монополии, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии.

Долгосрочный период представляет собой такой период, в течение которого все факторы производства, в том числе и производственные мощности, являются переменными.

Долговременный период представляет собой такой период, который связан с изменяющимися  мощностями. С точки зрения действующих  фирм, долговременный период - это период времени, достаточно продолжительный, чтобы изменить количество всех занятых ресурсов, включая и производительные мощности. С точки зрения отрасли, долговременный период также включает в себя достаточно времени, чтобы действующие в ней фирмы могли расформироваться и покинуть отрасль, а новые фирмы - возникнуть и вступить в отрасль.

Издержки производства в долговременном периоде имеют  ту же характеристику и классификацию, что и издержки в кратковременном  периоде, но у них есть специфика: они тесно взаимосвязаны с  масштабами производства. Известно, что фирма может быть мелкой, средней и крупной, т. е. существуют разные масштабы производства. Издержки же производства непосредственно зависят от масштабов производства.

В течение длительного  периода времени изменения в  структуре ресурсов могут быть происходить как на уровне отдельной фирмы, так и целой отрасли. Долгосрочный период предполагает изменение масштаба своих производственных мощностей. Изменение производственных мощностей вследствие замены старых или наращивания этих мощностей новыми за счет инвестирования капитала в обновление машин, оборудования, зданий и сооружений. Все это, так или иначе, влияет на рост масштабов производства, ведёт к возникновению положительного или отрицательного эффекта масштаба производства.

Положительный эффект масштаба - когда по мере роста размеров предприятия происходит снижение средних издержек производства за счет:

-более высокого уровня специализации труда рабочих и управленческого персонала;

-возможности использования более производительного оборудования;

-более полной утилизации отходов путем производства побочной продукции.

Все это содействует  получению экономии за счет роста  масштабов производства. Причиной такого снижения издержек производства на единицу выпускаемой продукции является повышение эффективности труда, который характеризуется более глубокой специализацией и разделением труда.

Многие фирмы не всегда имеют возможность воспользоваться  более эффективной техникой. В  свою очередь более эффективное  оборудование требует больших объемов производства. Если посмотреть на функционирование автомобилестроения, то наиболее эффективные методы производства предполагают использование дорогой и сложной техники. Эксплуатация этого оборудования может потребовать, по оценке экспертов, объема производства от 200 до 400 тыс. автомобилей в год. Только крупные производители могут позволить себе приобретение наиболее дорогого и наиболее эффективного оборудования. Мелкие предприятия и фирмы такой возможности не имеют. В то же время крупные предприятия и крупномасштабные объемы производства имеют дополнительные возможности для производства побочной продукции, чем мелкие фирмы. Большие фабрики, к примеру, по производству мясных пищепродуктов к основной продукции производят клей, удобрения, лекарственные препараты и ряд других продуктов из тех отходов, которые не нашли бы своей переработки в мелких предприятиях и были бы просто выброшены за ненадобностью. Все эти условия производства при использовании дорогостоящего и совершенного оборудования требуют долгосрочного периода их использования с целью полного возмещения затрат на их приобретение. Рост разделения и специализации трудовых операций, а также утилизация отходов вносят существенный вклад в снижение издержек производства на единицу продукции. Иными словами, это можно сформулировать следующим образом: увеличение количества всех вовлеченных в массовое производство ресурсов, например, на 15% приведет к росту объема производства более чем цена 15%, а также к снижению издержек на единицу изготовленной продукции.

Положительный эффект масштаба необходимо учитывать при разработке государственной политики. Если действует положительный эффект масштаба, то экономически выгоднее иметь одну крупную фирму, производящую (при относительно низких издержках) продукцию, чем множество мелких фирм (с относительно высокими издержками). Такая крупная фирма может контролировать устанавливаемую ей цену, и в связи с этим может потребоваться вмешательство государства в вопросы регулирования таких цен и деятельности компаний. Например, положительный эффект масштаба в производстве электроэнергии послужил причиной государственного регулирования деятельности крупных энергетических компаний. Увеличение объема производства и расширение фирмы имеет свои границы с точки зрения достижения положительного эффекта ее функционирования. На определенном этапе расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и к росту издержек производства единицы продукции, в этом и состоит отрицательный эффект масштаба.

Отрицательный эффект масштаба - это увеличение средних издержек, обусловленное ростом масштабов производства. Главная причина возникновения отрицательного эффекта масштаба связана с ростом управленческих расходов. Этот рост расходов связан с образованием новых структур по контролю, управлению производством, реализации произведенного продукта. На небольшом предприятии один старший администратор может лично принимать все важнейшие решения, касающиеся функционирования предприятия. На крупномасштабном предприятии наблюдается разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь, что создает трудности обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты. В результате решения принимаются с опозданием, снижается эффективность работы, растут средние издержки производства. Увеличение количества всех ресурсов не ведет к пропорциональному росту отдачи, например, рост ресурсов на 10% приведет к росту объема производства в меньшей степени, например, на 5-6%.

Разница между объемом  производства, при котором исчерпывается действие положительного эффекта масштаба, и объемом производства, при котором вступает в силу отрицательный эффект масштаба, может быть довольно значительной. В связи с этим в долговременном периоде имеет место ситуация, когда неизменные долгосрочные средние издержки вызывают постоянную отдачу от роста масштабов производства. При неизменном эффекте масштаба размер деятельности фирмы не влияет на продуктивность используемых факторов. Средняя и предельная производительность факторов производства фирмы остается неизменной как для крупных, так и для мелких предприятий. При неизменном эффекте масштаба вместо одного завода, использующего определенную производственную технологию, можно построить два завода, выпускающих вдвое больше продукции. Положительный или отрицательный эффекты масштаба производства имеют огромное значение в процессе преуспевания или выживания фирмы. Фирмы, сумевшие воспользоваться расширением масштабов своей деятельности, как правило, пользуются положительным эффектом массового производства. Такие фирмы в период экономических потрясений и кризисов выживают и в последствии процветают. Те же, кому не удалось достичь необходимых масштабов, оказываются в тяжелом положении с высокими издержками, обреченные на разорение и банкротство.

Предприятие эффективно лишь в том случае, при котором фирма может минимизировать свои издержки и максимизировать прибыль. Если средние издержки велики, т. е. цена меньше средних общих издержек, то такое предприятие неэффективно. И наоборот: если средние издержки минимальны, т. е. цена максимально превышает средние издержки, то можно говорить об эффективном размере предприятия - его эффективном наименьшем объеме производства. Здесь известны две ситуации.

Первая ситуация имеет  место в отраслях тяжелой промышленности: автомобильной, алюминиевой, сталелитейной и многих других. В этих отраслях эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством крупных промышленных гигантов. Мелкие же фирмы в вышеперечисленных отраслях не смогут обеспечить эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными.

Вторая ситуация имеет место в отраслях легкой промышленности, например, хлебопекарной, швейной, обувной, или в розничной торговле, сельском хозяйстве и других отраслях. В этих отраслях минимальный размер предприятия определяется небольшим объемом производства. В таких отраслях совсем маленькие фирмы оказываются более эффективными, чем крупномасштабные производители.

В современной рыночной экономике расчет эффективности  производства предполагает сравнение  предельного дохода и предельных издержек. Ориентиры для фирмы складываются следующим образом.

Равновесие фирмы в  краткосрочном предполагает следующее  тройное равенство:

 

P = MC = MR,

 

где Р -- цена товара;

 

МС -- предельные издержки; MR -- предельный доход.

 

Равновесие фирмы в  долгосрочном периоде, или в условиях монополистического рынка, предполагает неравенство: цена больше предельного  дохода, т. е. Р>MR.

 

В то же время даже в  условиях монополистического рынка  правило, определяющее оптимальный  выпуск продукции и максимальную величину прибыли, остается прежним, т. е. MR = МС.

 

Это связано с тем, что монополия, как правило, не является абсолютной, раз и навсегда зафиксировавшей  свое исключительно выгодное положение. Монополия боится международной  конкуренции и того, что покупатель при повышенной цене уменьшает свои покупки, перейдя на потребление товаров-заменителей. Поэтому монополист сохраняет стратегию, характерную для рынка совершенной конкуренции, когда скорость приращения дохода не должна превышать скорости прироста издержек. В этом случае отрасль будет ограждена от наплыва конкурентов. Если монополист начинает активно завышать цены, то скорость наращивания предельного дохода может превысить скорость прироста предельных издержек, т. е. MR > МС. В этих условиях монополия может и при меньших объемах производства максимизировать свой доход, так как монополия формирует обычно цены более высокие, а объемы более низкие, чем в условиях чистой конкуренции. С точки зрения общества, это означает, что ресурсы по отраслям и предприятиям распределяются нерациональным образом, так как монополия, завышая цену, забирает часть дохода остальных производителей.

Информация о работе Рыночные факторы и закономерности экономического поведения фирмы – производителя