Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа
На сегодняшний день анализ экономического поведения фирм-производителей приобретает особую роль. Ведь не представляя реально, кто и как действует в экономике, невозможно адекватно влиять на экономические процессы и проводить эффективную экономическую политику.
В настоящее время в экономической науке отсутствует строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций.
Введение……………………………………………………………………….....
1. Принципы и факторы экономического поведения производителей ………
1.1 Принципы экономического поведения………..……………………………
1.2 Факторы, влияющие на поведение производителей………………………
2. Экономический выбор границы производственных возможностей и
эффективность планирования объемов производства……………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………........
УНІВЕРСИТЕТ ЕКОНОМІКИ ТА ПРАВА „КРОК”
Дніпропетровська філія
Факультет заочного (дистанційного) навчання
Кафедра економіки та підприємництва
КУРСОВА РОБОТА
з ______________________________
на тему
______________________________
______________________________
студент _________ курсу
______________________________
(прізвище, ім’я, по-батькові)
Науковий керівник
______________________________
______________________________
(резолюція „до
захисту”)
___________ __________________
(дата)
Дніпропетровськ – 20___ р.
Содержание
Тема: Рыночные факторы и закономерности экономического поведения фирмы – производителя.
Введение…………………………………………………………
1. Принципы и факторы экономического поведения производителей ………
1.1 Принципы экономического поведения………..……………………………
1.2 Факторы, влияющие
на поведение производителей………
2. Экономический выбор
границы производственных
эффективность планирования объемов производства……………………..
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………….....
Введение
На сегодняшний день анализ экономического поведения фирм-производителей приобретает особую роль. Ведь не представляя реально, кто и как действует в экономике, невозможно адекватно влиять на экономические процессы и проводить эффективную экономическую политику.
В настоящее время
в экономической науке
Можно выделить основные виды экономического поведения, реализуемые в разных фазах воспроизводственного цикла: производственное, обменное, распределительное и потребительское. Разумеется, данная схема весьма условна, так как названные виды поведения не проявляются в чистом виде. Как правило, те или иные субъекты, включенные в воспроизводственный цикл, полифункциональны: одновременно участвуют в производстве экономических ценностей, обмениваются ими, накапливают, потребляют и т.п.
На поведение производителей оказывают влияние различные факторы, происходящие как изнутри организации так и вне ее. Воздействие их тоже различно, как по способу воздействия, так и по силе. В курсовой работе рассмотрены факторы, влияющие на поведение производителей, как при создании фирмы (предприятия), так и в процессе существования организации в рыночных условиях.
1. Принципы и факторы экономического поведения производителей
1.1 Принципы экономического поведения
Экономическая теория обнаруживает некоторые общие базовые принципы в поведении предприятий, в системе принятия ими деловых решений независимо от их размеров, формы собственности, положения на рынке, характера производимой ими продукции или услуги. Независимо от конкретных особенностей делового предприятия, оно сталкивается с ограниченными ресурсами и потому вынуждено отыскивать наиболее эффективные способы их использования. Другое предположение относительно деятельности предприятия касается рациональности производителя. Так же как и в теории потребительского выбора, предполагается, что фирма (предприниматель) действует рационально.
Предположение о рациональности производителя - важное допущение. Оно означает, что производитель, преследуя свою цель - получение максимума полезного эффекта от своей деятельности - не совершает экономически невыгодных для себя действий. А поскольку полезный эффект выражается в размере прибыли, целью фирмы является максимизация прибыли. Помимо базовых принципов в поведении, предприятия должны руководствоваться в своих действиях некими обязательными принципами, а именно принципом социальной ответственности и принципом социальной этичности.
Принцип социальной ответственности, традиционно понимаемый как необходимость оказания помощи тем, кто по объективным причинам оказался в затруднительном положении, для фирмы означает не только благотворительность, но и ответственность перед обществом за рабочие места, за сохранение отечественного производства.
Принцип социальной этичности означает как минимум не нанесение ущерба окружающей среде, а также здоровью не только потребителей продукции, услуг и работ предприятия, но и других членов общества.
Если проанализируем поведение многих предприятий с точки зрения соответствия их поведения должным принципам, то увидим, что оно этим принципам во многом не отвечает. Налицо противоречие между реально действующими принципами поведения и должными, социально желательными и ожидаемыми принципами. Это противоречие, хотя и относится, полагаем, к неразрешимым, всё же должно стать предметом государственного рассмотрения.
Выбор фирмами типов и форм экономического поведения зависит от их финансовых возможностей, временных ресурсов, положения на соответствующем рынке товаров (услуг) и других факторов. При этом многое определяется наличием у фирмы конкретных конкурентных преимуществ, ее умением вести конкурентную борьбу, зрелостью государственного регулирования социально-экономических процессов на конкретной территории.
Для нормальной и успешной реализации деятельности предприятий в рыночных условиях необходим ряд условий, таких как:
1) наличие персонифицированной частной собственности, когда производитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;
2) свобода производственной
и коммерческой деятельности
всех участников общественного
производства, компетентность и
творческий подход
1.2 Факторы,
влияющие на поведение
Факторы экономического поведения делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам поведения фирмы относятся:
Наибольший вес среди вышеперечисленных факторов имеют средовые факторы, характеризующие выделение конкурентных, монопольных или олигополистических условий хозяйствования. Среди всей совокупности внешних факторов наибольшее значение приобретают макроэкономические, связанные с воздействием государственного регулирования на экономическое поведение фирмы.
В целом макроэкономическая политика должна способствовать формированию определенных предпосылок, условий для успешного развития отечественного производства, отраслей, промышленного комплекса путем выработки и осуществления бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной и инновационной, промышленной политики.
Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Их общая величина составляет производственный потенциал экономики. Существуют различные классификации факторов производства. Традиционно исходной в науке является теория «трех факторов производства», предложенная более 200 лет назад французским экономистом Ж.Б. Сэем. Она включает в себя труд, землю и капитал. Это основные факторы производства. В современных условиях они дополняются предпринимательской деятельностью, технологией, энергией, информацией и экологией. Их взаимосвязи можно выразить схемой:
Дадим определения всех приведенных факторов производства.
Труд – это расходование человеком в созидательных целях его физической, интеллектуальной и духовной энергии. Труд в процессе производства характеризуется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность труда – его напряженность, измеренная степенью расходования рабочей силы в единицу времени.
Производительность труда – его результативность, измеряемая количеством благ, произведенных в единицу времени.
Земля – естественные природные ресурсы.
Капитал – созданные людьми средства производства и деньги, используемые при производстве товаров и услуг.
Предпринимательство – деятельность, направленная на получение дохода, прибыли. Предпринимательская деятельность выражается в организации производства в соответствии с поставленными целями.
Технология – способы воздействия на ресурсы в процессе производства. Новые технологии, созданные человеком, расширяют возможности использования свойств ресурсов и позволяют развивать безотходные и малоотходные технологии.
Энергия – движущая сила, преобразующая природные ресурсы с целью создания благ. До недавнего времени этот фактор не выделялся в качестве самостоятельного, так как движущей силой при производстве материальных благ выступала преимущественно физическая сила человека или животных.
Информационный фактор – поиск, сбор, обработка, хранение и распространение полезных сведений, необходимых для производственной деятельности человека. Роль этого фактора в современных условиях также резко выросла и оказывает воздействие на всю рыночную экономику, предопределяя выбор потребителей и производителей на микроэкономическом уровне.
Экология – взаимодействие человека с окружающей природой. Любая производственная деятельность человека прямо или косвенно связана с воздействием на окружающую среду.
Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками. Под барьерами выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь уйти из отрасли. Барьеры выхода связаны с наличием в отрасли значительных необратимых издержек, которые делают невозможным уход из отрасли без потерь. Барьеры выхода увеличивают риск хозяйствования в отрасли, а значит, создают дополнительные барьеры входа в отрасль. Если фирма знает, что уйти из отрасли без потерь невозможно, то это может оказать влияние на ее решения входа в отрасль. Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры.
Стратегические барьеры возникают благодаря сознательной деятельности самих фирм, их стратегическому поведению, препятствующему проникновению новых фирм в данную отрасль. В качестве стратегических барьеров могут использоваться сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение издержек на рекламу, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.
Ценообразование, ограничивающее
вход: зная совокупный спрос и совокупное
предложение действующие в
Информация о работе Рыночные факторы и закономерности экономического поведения фирмы – производителя