Рыночные факторы и закономерности экономического поведения фирмы – производителя

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день анализ экономического поведения фирм-производителей приобретает особую роль. Ведь не представляя реально, кто и как действует в экономике, невозможно адекватно влиять на экономические процессы и проводить эффективную экономическую политику.
В настоящее время в экономической науке отсутствует строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….....
1. Принципы и факторы экономического поведения производителей ………
1.1 Принципы экономического поведения………..……………………………
1.2 Факторы, влияющие на поведение производителей………………………
2. Экономический выбор границы производственных возможностей и
эффективность планирования объемов производства……………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………........

Работа содержит 1 файл

экономичесая теория курсовая 2012.doc

— 410.00 Кб (Скачать)

УНІВЕРСИТЕТ ЕКОНОМІКИ  ТА ПРАВА „КРОК”

 

 

 

Дніпропетровська філія

Факультет заочного (дистанційного) навчання

Кафедра економіки та підприємництва

 

 

 

 

 

КУРСОВА     РОБОТА

 

 

 

 

 

з _______________________________________________________________________________

 

на тему

 

 

________________________________________________________________________________

 

________________________________________________________________________________

 

студент _________ курсу                                                   спеціальності ____________________

 

________________________________________________________________________________

(прізвище, ім’я, по-батькові)

 

 

 

 

 

 

 

         Науковий керівник

 

__________________________________      ______________________________________ (підпис студента)                       (ПІБ)

 

__________________________________      ______________________________________

       (резолюція „до  захисту”)                                (вчене звання, науковий ступень)       

___________          __________________      

     (дата)                              (підпис)                 

 

 

 

Дніпропетровськ – 20___ р.

 

Содержание

Тема: Рыночные факторы и закономерности экономического поведения фирмы – производителя.

 

Введение……………………………………………………………………….....

1. Принципы и факторы экономического поведения производителей ………

1.1 Принципы экономического поведения………..……………………………

1.2 Факторы, влияющие  на поведение производителей………………………

2. Экономический выбор  границы производственных возможностей  и  

     эффективность планирования объемов производства……………………..

Заключение……………………………………………………………………….

Список использованной литературы………………………………………........

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Введение

 

На сегодняшний день анализ экономического поведения фирм-производителей приобретает особую роль. Ведь не представляя реально, кто и как действует в экономике, невозможно адекватно влиять на экономические процессы и проводить эффективную экономическую политику.

В настоящее время  в экономической науке отсутствует  строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций.

Можно выделить основные виды экономического поведения, реализуемые  в разных фазах воспроизводственного цикла: производственное, обменное, распределительное  и потребительское. Разумеется, данная схема весьма условна, так как названные виды поведения не проявляются в чистом виде. Как правило, те или иные субъекты, включенные в воспроизводственный цикл, полифункциональны: одновременно участвуют в производстве экономических ценностей, обмениваются ими, накапливают, потребляют и т.п.

На поведение производителей оказывают влияние различные  факторы, происходящие как изнутри  организации так и вне ее. Воздействие их тоже различно, как по способу воздействия, так и по силе. В курсовой работе рассмотрены факторы, влияющие на поведение производителей, как при создании фирмы (предприятия), так и в процессе существования организации в рыночных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Принципы и факторы экономического поведения производителей

 

1.1 Принципы экономического поведения

Экономическая теория обнаруживает некоторые общие базовые принципы в поведении предприятий, в системе принятия ими деловых решений независимо от их размеров, формы собственности, положения на рынке, характера производимой ими продукции или услуги. Независимо от конкретных особенностей делового предприятия, оно сталкивается с ограниченными ресурсами и потому вынуждено отыскивать наиболее эффективные способы их использования. Другое предположение относительно деятельности предприятия касается рациональности производителя. Так же как и в теории потребительского выбора, предполагается, что фирма (предприниматель) действует рационально.

Предположение о рациональности производителя - важное допущение. Оно  означает, что производитель, преследуя  свою цель - получение максимума  полезного эффекта от своей деятельности - не совершает экономически невыгодных для себя действий. А поскольку полезный эффект выражается в размере прибыли, целью фирмы является максимизация прибыли. Помимо базовых принципов в поведении, предприятия должны руководствоваться в своих действиях некими обязательными принципами, а именно принципом социальной ответственности и принципом социальной этичности.

Принцип социальной ответственности, традиционно понимаемый как необходимость оказания помощи тем, кто по объективным причинам оказался в затруднительном положении, для фирмы означает не только благотворительность, но и ответственность перед обществом за рабочие места, за сохранение отечественного производства.

Принцип социальной этичности  означает как минимум не нанесение ущерба окружающей среде, а также здоровью не только потребителей продукции, услуг и работ предприятия, но и других членов общества.

Если проанализируем поведение многих предприятий с  точки зрения соответствия их поведения  должным принципам, то увидим, что  оно этим принципам во многом не отвечает. Налицо противоречие между  реально действующими принципами поведения  и должными, социально желательными и ожидаемыми принципами. Это противоречие, хотя и относится, полагаем, к неразрешимым, всё же должно стать предметом государственного рассмотрения.

Выбор фирмами типов  и форм экономического поведения  зависит от их финансовых возможностей, временных ресурсов, положения на соответствующем рынке товаров (услуг) и других факторов. При этом многое определяется наличием у фирмы конкретных конкурентных преимуществ, ее умением вести конкурентную борьбу, зрелостью государственного регулирования социально-экономических процессов на конкретной территории.

Для нормальной и успешной реализации деятельности предприятий  в рыночных условиях необходим ряд  условий, таких как:

1) наличие персонифицированной  частной собственности, когда  производитель является хозяином средств производства и свободно распоряжается результатами своего труда;

2) свобода производственной  и коммерческой деятельности  всех участников общественного  производства, компетентность и  творческий подход предпринимателей  к решению организационных и управленческих вопросов жизнедеятельности своего предприятия.

 

1.2 Факторы,  влияющие на поведение производителей

Факторы экономического поведения делятся на внутренние и внешние. К внутренним факторам поведения фирмы относятся:

  • наличие издержек (связанное с их ростом и со стремлением фирм к их минимизации);
  • обладание различными типами активов;
  • отраслевая принадлежность фирмы;
  • производительность труда;
  • размер фирмы;
  • форма собственности;
  • цели и интересы фирмы (ее сотрудников);
  • возникновение конфликтных ситуаций на уровне фирмы и оппортунистическое поведение ее сотрудников;
  • асимметрия информации. Многообразный спектр внешних факторов (ограничений) можно классифицировать по ряду признаков. Так, по характеру происхождения (места формирования фактора в социально-экономической среде) определяются макроэкономические, отраслевые, микроэкономические (отражающие влияние других хозяйствующих субъектов на экономическую деятельность фирмы). По способу воздействия выделяются:
  • сетевые (проявляющиеся через партнерские связи, обязательства фирмы);
  • социальные (обусловленные групповым поведением, например, акционеров, банкиров, органов власти и т.д., то есть всех тех, кто заинтересован в деятельности фирмы);
  • средовые (характеризующиеся социально-экономическим положением в стране, то есть внешней экономической средой функционирования экономики в целом).

Наибольший вес среди  вышеперечисленных факторов имеют  средовые факторы, характеризующие  выделение конкурентных, монопольных  или олигополистических условий  хозяйствования. Среди всей совокупности внешних факторов наибольшее значение приобретают макроэкономические, связанные с воздействием государственного регулирования на экономическое поведение фирмы.

В целом макроэкономическая политика должна способствовать формированию определенных предпосылок, условий для успешного развития отечественного производства, отраслей, промышленного комплекса путем выработки и осуществления бюджетно-налоговой, кредитно-денежной, инвестиционной и инновационной, промышленной политики.

Ресурсы, вовлеченные в производство, модифицируются в его факторы. Их общая величина составляет производственный потенциал  экономики. Существуют различные классификации  факторов производства. Традиционно  исходной в науке является теория «трех факторов производства», предложенная более 200 лет назад французским экономистом Ж.Б. Сэем. Она включает в себя труд, землю и капитал. Это основные факторы производства. В современных условиях они дополняются предпринимательской деятельностью, технологией, энергией, информацией и экологией. Их взаимосвязи можно выразить схемой:

Дадим определения всех приведенных факторов производства.

Труд – это расходование человеком в созидательных целях его физической, интеллектуальной и духовной энергии. Труд в процессе производства характеризуется интенсивностью и производительностью.

Интенсивность труда – его напряженность, измеренная степенью расходования рабочей силы в единицу времени.

Производительность труда – его результативность, измеряемая количеством благ, произведенных в единицу времени.

Земля – естественные природные ресурсы.

Капитал – созданные людьми средства производства и деньги, используемые при производстве товаров и услуг.

Предпринимательство – деятельность, направленная на получение дохода, прибыли. Предпринимательская деятельность выражается в организации производства в соответствии с поставленными целями.

Технология – способы воздействия на ресурсы в процессе производства. Новые технологии, созданные человеком, расширяют возможности использования свойств ресурсов и позволяют развивать безотходные и малоотходные технологии.

Энергия – движущая сила, преобразующая природные ресурсы с целью создания благ. До недавнего времени этот фактор не выделялся в качестве самостоятельного, так как движущей силой при производстве материальных благ выступала преимущественно физическая сила человека или животных.

Информационный  фактор – поиск, сбор, обработка, хранение и распространение полезных сведений, необходимых для производственной деятельности человека. Роль этого фактора в современных условиях также резко выросла и оказывает воздействие на всю рыночную экономику, предопределяя выбор потребителей и производителей на микроэкономическом уровне.

Экология – взаимодействие человека с окружающей природой. Любая производственная деятельность человека прямо или косвенно связана с воздействием на окружающую среду.

Барьеры входа на рынок - такие факторы объективного или  субъективного характера, из-за которых новым фирмам трудно, а подчас и невозможно начать свое дело в выбранной отрасли. Благодаря такого рода барьерам, фирмы, уже действующие на рынке, могут не опасаться конкуренции. К таким же результатам приводит и наличие барьера выхода из отрасли. Если выход из отрасли в случае неудачи на рынке сопряжен со значительными издержками. Под барьерами выхода понимаются все факторы объективного или субъективного характера, которые препятствуют фирме без существенных потерь уйти из отрасли. Барьеры выхода связаны с наличием в отрасли значительных необратимых издержек, которые делают невозможным уход из отрасли без потерь. Барьеры выхода увеличивают риск хозяйствования в отрасли, а значит, создают дополнительные барьеры входа в отрасль. Если фирма знает, что уйти из отрасли без потерь невозможно, то это может оказать влияние на ее решения входа в отрасль. Именно наличие барьеров для входа в сочетании с высоким уровнем концентрации производителей в отрасли дает возможность фирмам поднимать цены выше предельных издержек и получать положительную экономическую прибыль не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периодах, что и обусловливает рыночную власть этих фирм. Барьеры входа на рынок можно разделить на две группы: стратегические и нестратегические барьеры.

Стратегические барьеры возникают благодаря сознательной деятельности самих фирм, их стратегическому поведению, препятствующему проникновению новых фирм в данную отрасль. В качестве стратегических барьеров могут использоваться сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение издержек на рекламу, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.

Ценообразование, ограничивающее вход: зная совокупный спрос и совокупное предложение действующие в отрасли  фирмы могут назначить такую  цену, чтобы предотвратить появление  на рынке новых конкурентов. Последствия для старых фирм заключаются в том, что закрепительная цена ниже уровня, максимизирующего краткосрочную прибыль, т.е. старые фирмы сталкиваются с выбором между краткосрочной прибылью и угрозой входа.

Информация о работе Рыночные факторы и закономерности экономического поведения фирмы – производителя