Проблема мотивации рыночного поведения фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 23:59, курсовая работа

Описание работы

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д. В отличие от часто встречающегося представления о том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Фирма, её сущность и характер деятельности в рыночной экономике…………...…………………………………….…….……5
Основные цели деятельности фирмы……………………...…5
Анализ рыночного поведения фирмы………………..………8
Мотивация деятельности фирмы в современных условиях………………………………………………………..…...18
Основные мотивы и стимулы работы фирмы в рыночной экономике……………………………………………………..18
Основные проблемы функционирования фирмы в рыночной экономике…………………………………………………..…21
Проблемы деятельности фирм в российской экономике и пути их решения……………………………………………...22
Заключение………………………………………………………….……28
Список использованной литературы……………………………………30

Работа содержит 1 файл

Курсовая Проблема мотивации рыночного поведения фирмы.doc

— 199.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Московский государственный  университет  экономики,  статистики и информатики (МЭСИ)»

НИЖЕГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ МЭСИ

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Микроэкономика»

Тема:

«Проблема мотивации рыночного поведения фирмы»

 

Направление:

«Экономика»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент

группы ДЭЭ-202

Васина Д.М.

 

 

Проверил преподаватель:

к.э.н. доцент

Цветкова И.Ю.

 

 

 

 

 

 

 

г. Н.Новгород

2012 г. 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

  1. Фирма, её сущность и характер деятельности в рыночной экономике…………...…………………………………….…….……5
    1. Основные цели деятельности фирмы……………………...…5
    2. Анализ рыночного поведения фирмы………………..………8
  2. Мотивация деятельности фирмы в современных условиях………………………………………………………..…...18
    1. Основные мотивы и стимулы работы фирмы в рыночной экономике……………………………………………………..18
    2. Основные проблемы функционирования фирмы в рыночной экономике…………………………………………………..…21
    3. Проблемы деятельности фирм в российской экономике и пути их решения……………………………………………...22

Заключение………………………………………………………….……28

Список использованной литературы……………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Жизнь любого человека в  мире рыночной экономики связана  с постоянным взаимодействием с разнообразными фирмами. Фирмы нанимают людей на работу, производят товары и услуги. Наконец, результаты деятельности фирм сказываются на природной среде, в которой мы живем. Неудивительно, что изучение проблем деятельности фирм занимает одно из центральных мест в экономической теории.

В качестве же основной цели экономической деятельности фирм многие экономисты выделяют стремление к максимизации прибыли, поскольку это основной мотив осуществления предпринимательской  деятельности. Даже при наличии альтернативных целей любая фирма будет нацелена на получение удовлетворяющего ее уровня прибыли. И этот мотив деятельности будет присутствовать всегда. Без этого невозможно обеспечить выживаемость фирмы в условиях рыночной конкуренции. И еще один аргумент — прибыль является главным источником вознаграждения предпринимателя, а ее отсутствие можно рассматривать как антистимул к осуществлению хозяйственной деятельности.

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

В отличие от часто  встречающегося представления о  том, что рыночная экономика является совершенно свободной, что производители - фирмы и крупные их объединения - могут назначать практически любые цены на свои товары, манипулируя потребителем для достижения наивысшего объема продаж или прибыли, современная рыночная экономика демонстрирует достаточно жесткие правила игры, характеризующиеся использованием методов и форм ценовой и неценовой конкуренции.

Целью курсовой работы является изучение проблемы мотивации рыночного поведения фирмы.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Определить понятие фирмы и ее отличительные черты
  • Провести анализ поведения фирм в условиях рынка
  • Провести анализ деятельности фирм в российской экономике

Поставленные  задачи логически предопределили структуру  работы, которая состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Фирма, ее сущность и характер деятельности в рыночной экономике

    1. Основные цели деятельности фирмы

Фирма — коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли. Ответ на вопрос: «Зачем создаются фирмы?» — зависит от того, кто его задает: покупатель, предприниматель или экономист. С точки зрения покупателя, фирмы нужны для того, чтобы поставлять на рынок пользующиеся спросом блага. Следовательно, фирма, которая производит то, на что нет спроса, с точки зрения покупателя, просто бессмысленна. Впрочем, невозможность сбыть товар и получить доход неизбежно делает деятельность такой фирмы бессмысленной и для ее владельцев. С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли и другие выгоды.

Если владелец фирмы  или нанятые им управляющие (менеджеры)  решают эти задачи успешно, то фирма получает выручку от продаж, достаточную не только для покрытия всех своих затрат, но и для получения ее владельцами прибыли.

Но именно прибыль  — наиболее естественный источник средств, для развития самого предприятия и экономики страны в целом. Если предприятия работают без прибыли, значит, хозяйство страны лишается средств, для своего развития, и эти средства приходится заменять эмиссией ничем не обеспеченных, «пустых» денег, что неизбежно оборачивается инфляцией.

С точки зрения экономиста, фирмы возникают потому, что они, комбинируя (соединяя) факторы производства, решают задачи производства более рационально, чем отдельный человек.

Фирмы, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Конечной целью деятельности фирмы является упрочение ее позиций  на рынке, прежде всего за счет максимизации прибыли. Цель максимизации денежной прибыли  является, безусловно определяющей в  условиях совершенной конкуренции, когда на рынке действует, достаточно фирм и нет препятствий для появления новых.

В условиях несовершенной  конкуренции извлечение максимальной прибыли дополняется, уточняется, ограничивается или даже иногда замещается другими  целевыми установками фирмы, прежде всего такими, как максимизация валовой выручки (продаж) при обеспечении удовлетворительного объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, и характером конкуренции в ней, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

Цикл жизни предприятия (фирмы) - это определенный период времени, в течение которого оно обладает жизнеспособностью на рынке.

Типичная модель жизненного цикла предприятия представлена четырьмя стадиями (выход на рынок, рост, зрелость, упадок), каждая из которых  характеризуется определенным соотношением объема продаж и прибыли. Первая стадия это процесс создания и становления предприятия, за которым стоят определенные начальные вложения капитала. Целевая установка на этой стадии - выход на рынок, обеспечение стартового уровня продаж. На второй стадии цикла жизни предприятие проводит активную рыночную экспансию, наращивает темпы роста продаж. Целевой установкой является расширение производственных мощностей, захват рынков. На третьей стадии в центре стоит максимизация валовой выручки, рост прибылей. Целевая установка - борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей отходит на второй план по сравнению с сокращением издержек.

На четвертой стадии происходит снижение объемов продаж и вместе с ним сокращение прибыли  вплоть до возникновения убытков (результаты коммерческой деятельности предприятия становятся отрицательными).

На этой стадии единственной целью предприятия становится либо продолжение его операций в течение  определенного периода времени  для минимизации убытков, либо выживание на рынке (сохранение его жизнеспособности) с последующим использованием его ресурсной базы для новой рыночной экспансии.

Минимизация убытков  является оборотной стороной максимизации прибыли как одной из целей  деятельности предприятия. Эти два  понятия неразрывно связаны между собой.

Однако следует отметить, что, будучи ориентированной на высокий  положительный результат, в краткосрочном  плане фирма может переживать менее успешные периоды своей  деятельности.

Речь идет о финансовых потерях, возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность. Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы финансовых потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

Процветающее  предприятие - это предприятие, занимающее прочные позиции на рынке и получающее устойчивую прибыль от своей деятельности.

Эта задача-максимум может  быть реализована на стабильной основе только через осознание и наиболее полное удовлетворение общественных потребностей или, согласно получившей широкое распространение в теории и практике бизнеса концепции, через создание системы ценностей для трех общественных групп: владельцев (акционеров) предприятия, потребителей его продукции, поставщиков и персонала предприятия.

Владельцы (акционеры) предприятия  заинтересованы в постоянном и все  возрастающем потоке доходов и таком  использовании собственных и  привлеченных средств, которое увеличивает  ценность принадлежащей им собственности. Персонал и поставщики заинтересованы в стабильности предприятия, развитии с ним долгосрочных отношений, благоприятной рабочей атмосфере.

Итак, фирмы создаются, чтобы:

  • рационально соединять факторы производства при создании нужных людям благ
  • зарабатывать своим владельцам прибыль

Получение максимальной прибыли – это конечная цель деятельности фирмы. Она достигается за счет выполнения других целей:

  •  увеличение объема продаж;
  •  достижение более высоких темпов роста;
  •  увеличение доли рынка;
  •  уменьшение издержек производства;
  •  увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;
  •  увеличение рыночной стоимости акций.
  •  выживание на рынке (минимум прибыли);
  •  захват нового рынка;
  •  повышения качества продукции;
  •  экономический рост.

 

    1. Анализ рыночного поведения фирмы

 

В условиях рыночной экономики  функционирование отдельной фирмы  происходит в различных рыночных структурах, каждая из которых имеет  свои параметры и может быть представлена в виде определенной модели рынка.

На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм на нем, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.д.

     Уровень  концентрации влияет на поведение  фирм на рынке: чем выше уровень  концентрации, тем в большей степени  фирмы  зависят друг от друга.  Результат  самостоятельного  выбора фирмой объема выпуска  и цены продукции определяется  ответной реакцией действующих на рынке конкурентов. Уровень концентрации влияет на склонность фирм к соперничеству или сотрудничеству: чем меньше фирм действует на рынке, тем легче им осознать взаимную зависимость друг от друга, и тем скорее пойдут они на сотрудничество.

В общем виде различают рынки совершенной  и несовершенной конкуренции. В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистической конкуренции (производство одежды, обуви, сфера услуг, торговля и т.д.), а также олигополии (автомобильная промышленность, металлургия). Совершенная конкуренция и чистая монополия встречаются довольно редко и скорее являются абстракциями, моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего максимальную прибыль. Хотя совершенная конкуренция - явление редкое, ее анализ позволяет понять, как функционирует рыночная экономика, и сравнить «идеальный» рынок с реальным.

Модель рынка совершенной  конкуренции основана на четырех основных условиях. Рис. 1

Условия совершенной конкуренции

Однородность продукции

 

Малые размеры и многочисленность субъектов рынка

 

   
 

Совершенная конкуренция

 
       

Отсутствие 

барьеров

 

Совершенная информация


 

Рисунок 1

Информация о работе Проблема мотивации рыночного поведения фирмы