Мотивация и поведение фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 18:51, курсовая работа

Описание работы

Фирма как институт изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.

Содержание

Введение
1.Экономическая природа фирмы
Эффективное проведение сложных операций
Размеры фирмы
Анализ поведения фирмы
Поведение фирмы на рынке
Поведение фирмы в условиях несовершенной и совершенной конкуренции
Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде
Мотивация в целом
Содержательные теории мотивации
Виды мотиваций в фирме труду

Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая(Перехода).docx

— 73.54 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ

государственного  образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ» 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КАФЕДРА  ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на  тему:

«Мотивация  и поведение фирмы» 
 
 
 

Выполнила:

студентка 1 курса ОФО

группы  Э1-10                                                    Перехода С.А. 

Научный руководитель:

К.П.Н., доцент                                                   Устян Д.К. 
 
 
 

Сочи

2011

Содержание 

     
        Введение                                                                                  

     1.Экономическая природа фирмы

    1. Эффективное проведение сложных операций
    2. Размеры фирмы
  1. Анализ поведения фирмы
    1. Поведение фирмы на рынке
    2. Поведение фирмы в условиях несовершенной и совершенной конкуренции
    3. Деятельность фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде
  2. Мотивация в целом
    1. Содержательные теории мотивации
    2. Виды мотиваций в фирме труду
 

    Заключение 

    Список  используемой литературы

     
3

4

12

13

14

16 

17

20

24

26

28 

30 

31

       

Введение

 

Фирма как институт изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом рыночной экономики. На последующих стадиях  экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma - подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне - это организационная структура  бизнеса, предпринимательская единица  во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью. Правовые формы функционирования современной  фирмы многообразны: акционерное  общество, общество с ограниченной ответственностью, коммандитное общество и другие. Различные школы экономической  науки по-разному трактуют определение  фирмы как категории. Традиционная экономическая теория определяет фирму  как производственно-технологическую  систему, как конгломерат людей  и машин. Фирма представлялась «черным  ящиком», на входе, в который сосредоточиваются  различные ресурсы и технология, а на выходе получается готовый продукт. Для экономической теории считалось  несущественным, что происходит внутри. В таком определении фирмы  особое внимание обращается на организационные  аспекты её функционирования и связанные  с ними резервы экономической  эффективности.

Сегодня все большее значение приобретает  неоинституционалистский подход к  определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто  данное, они хотят понять механизм ее возникновения. Зачем нужна фирма, если есть рынок? Почему бы собственникам  ресурсов не функционировать как  независимым товаропроизводителям, покупая факторы производства у  других собственников, добавляя свой вклад  и реализуя готовую продукцию  потребителям?

Представитель неоинституционализма Р. Коуз1 сделал нестандартное для традиционной экономической теории предпочтение в пользу фактора издержек трансакций, т. е. контрактов, сделок (обычно принимавшихся равными нулю).

Цель моей работы описать поведение фирмы в различных ситуациях, а также раскрыть понятие «мотивация фирмы»

 

 

     1. Экономическая природа фирмы 

     Первые  фирмы возникают очень рано - еще  в античном мире или в средние  века можно обнаружить мастерские с  несколькими десятками рабочих  и двумя-тремя управляющими. Но эти  фирмы, как правило, имели очень  небольшой размер и играли незначительную роль в хозяйстве.  
Исключением из этого правила были некоторые производства, действительно требовавшие большого количества разных работников (например, корабельные верфи, которые могли иметь по 100-200 рабочих). Но в остальных отраслях фирм с хоть сколько-нибудь большим количеством рабочих и аппаратом управляющих просто не существовало.

     В конце XVIII века произошла промышленная революция, в результате технологических открытий были изобретены станки и паровые машины. Началось бурное строительство текстильных фабрик для использования этого нового оборудования. Но при этом вплоть до 1840-х гг. фирмы продолжали оставаться очень простыми в управлении - главный управляющий имел в лучшем случае двух-трех помощников. В большом аппарате управленцев просто не было потребности (не было ни очень развитого разделения труда, ни необходимости поддерживать точный график работы предприятия).

     В современной хозяйственной практике термин «фирма» используют для обозначения  образований, ведущих коммерческую деятельность. Рассматривая фирму в  таком аспекте, ее можно определить как хозяйственную единицу, обладающую обособленным имуществом и оформленными правилами, позволяющими ей осуществлять хозяйственную деятельность под  свою имущественную ответственность.

     Фирма - это организация, ведущая бизнес под определенным именем. Фирма контролирует использование земли, трудовых ресурсов и капитала. Она сама принимает  решение относительно дизайна, способа  производства и продажи продукции. Фирму следует отличать от производственной единицы, например фабрики, фермы или шахты, так как она представляет собой единицу управления. Одна фирма может иметь, либо контролировать несколько производственных единиц.

     Если  хозяйственное звено является юридическим  лицом, то оно уже представляет собой  субъект бизнес - деятельности, будь то фирма или предприятие. Вместе с тем, в экономическом лексиконе часто термин «фирма» используется как обобщающее понятие: фирма может включать как одно, так и несколько предприятий и производств. Под предприятием же, как правило, подразумевается однопрофильное, однопродуктное производство.

     Среди современных фирм встречаются как  многопрофильные, так и однопрофильные производства. Однако ориентация фирмы  именно на многопрофильное производство делает ее более устойчивой в период экономических спадов. Неблагоприятная  конъюнктура в отношении одного выпускаемого товара снижает доходы от его производства, но может не затронуть условия доходности по остальным видам товаров. Фирма  в этом случае убытки от одного вида деятельности перекрывает доходами от производства других товаров и  услуг.

     Кроме того, ориентация на однопродуктное предприятие  не всегда перспективна, так как  можно попасть в тупиковую  ситуацию из-за затухания жизненного цикла товара (например, когда предприятие  выпускает механические печатные машинки  в период персональных компьютеров). Если же фирма многопрофильна, она  может совмещать производство товаров, находящихся на разных стадиях жизненного цикла и требующих различных  капиталовложений.

     Рассредоточение капитала фирмы по ряду отраслей и  образование многопрофильного производства получило название диверсификации капитала.

     В экономической теории фирму рассматривают  как организацию, имеющую обладающую индивидуальными характеристиками, которая проходит определенные стадии своего жизненного цикла, и деятельность, которой направлена на определенные цели.

     Рассмотрим  характеристики, присущие любой фирме:

     Ресурсы. Цели всякой фирмы включают преобразование ресурсов      для достижения результатов. К основным ресурсам относят материалы, технологии, информацию, капитал, человеческие ресурсы.

     Разделение  труда. Существует горизонтальное и  вертикальное разделение труда.

     Необходимость управления. Она вызвана потребностью координации деятельности людей  для достижения целей, выполнения задач, координируется путем вертикального  разделения труда. Деятельность по координированию  деятельности других людей составляет сущность управления.

     Получение максимальной прибыли - это конечная цель любой коммерческой деятельности. Эта цель достигается через определения  и реализацию набора целевых установок  как тактического, так и стратегического  порядка:

     1.увеличение объема продаж;

     2.достижение более высоких темпов роста;

     3.увеличение доли рынка;

     4. увеличение прибыли по отношению к вложенному капиталу;

     5.увеличение дохода на акцию компании (если это акционерная   компания).

     Характер целевых установок фирмы определен состоянием экономики. В целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится деятельность фирмы, а также стадией цикла жизни самого предприятия.

     Существует  теория жизненных циклов предприятий, согласно которой выделяется три  стадии этого цикла:

     Первая  стадия: Характеризуется активная экспансия, наращивание темпов роста. Накопление направлено на создание производственных мощностей и захват рынков.

     Вторая  стадия: Рост курсов акций и прибыли, увеличения доходов собственников  капитала. Главное место занимает борьба за удержание своей доли рынка, рост производственных мощностей, по сравнению с сокращением издержек, отходит на второй план.

     Третья  стадия: Происходит снижение объемов  продаж, а вместе с ним и сокращение прибыли, что стимулирует отток  капитала из отрасли. На этой стадии единственной целью предприятия является выживание (сохранение жизнеспособности), то есть продолжение его операций в течение  определенного периода времени, зачастую не, сколько ради достижения определенного уровня прибыли, сколько для минимизации убытков.

     Типология фирм может основываться на разных критериях– размер, особенностях организации, форме собственности, типе рыночного поведения.

     Определим типы фирм в зависимости от их рыночного поведения:

     Предпринимательская фирма. Обычным для нее является объединение функций управления и собственности и нацеленность на максимализация прибыли.

     Капиталистическая фирма – это принадлежащее  многим владельцам капитала образование, имеющее сложную организационную  структуру.

     Самоуправляющаяся фирма представляет собою образование, принадлежащее коллективу работников.

     Государственная фирма обычно трактуется как фирма, принадлежащая государству.

     Директорская  фирма. Такие фирмы характеризуются размытостью прав собственности и ориентированы на максимизацию выгод, получаемых менеджерами.

     В развитой экономике фирмы многообразны. В их функции входит производство товаров, их реализация, оказание самых  различных услуг: финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. Таким образом, классифицировать фирмы  можно также в зависимости от направления деятельности.

     Фирма – сложное экономическое явление. Поэтому в экономической теории сложилось несколько концепций фирмы:

     - Неоклассическая теория фирмы  рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу - поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли. Другие излагаемые ниже концепции выступают в качестве альтернативы неоклассической теории.

     В качестве обоснования этой теории сформулированы двоякого рода предпосылки внутрифирменной  эффективности. Во-первых, предполагается, что деятельность фирмы описывается ее производственной функцией, так что при всех возможных комбинациях факторов производства (главным образом труда и капитала) обеспечивается максимальный выпуск продукции. Неспособность достигнуть необходимого сочетания и наиболее полного использования факторов означала бы расточительное использование вводимых ресурсов; принимается допущение, согласно которому такую ситуацию можно считать исключенной. Во-вторых, предполагается, что (если цены факторов производства даны) фирма выбирает комбинацию факторов с наименьшими издержками для каждого возможного объема выпуска продукции. На этой основе строится кривая совокупных издержек, позволяющая вывести кривые средних и предельных издержек.

Информация о работе Мотивация и поведение фирмы