Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 19:20, лекция
Основные особенности капиталистической экономики:
•Частная собственность
•Свобода предпринимательского выбора
•Конкуренция
•Опора на рыночную систему
•Ограниченная роль государства
Основные особенности капиталистической экономики:
Рыночная экономика характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. Что, как и для кого производить определяет рынок через механизм спроса и предложения.
В капиталистической системе материальные ресурсы принадлежат частным лицам. Право заключать обязательные для исполнения юридические договоры позволяет частным лицам по своему усмотрению распоряжаться своими материальными ресурсами.
Производитель стремится производить (ЧТО?) ту продукцию, которая удовлетворяет потребности покупателя и приносит ему наибольшую прибыль. Потребитель сам решает, какой товар ему купить и сколько за него заплатить денег.
Поскольку в условиях свободной конкуренции установление цен от производителя не зависят, то на вопрос "КАК?" производить, хозяйственный субъект экономики отвечает стремлением производить продукцию с более низкими издержками, чем его конкурент, с тем чтобы продать больше из-за более низких цен. Решению этой задачи способствуют использование технического прогресса и различные методы управления.
Вопрос "ДЛЯ КОГО?" решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.
В такой экономической системе правительство не вмешивается в экономику. Его роль сводится к защите частной собственности, установлению законов, облегчающих функционирование свободных рынков.
Существуют
два полярных механизма распределения
ресурсов: командная (централизованно
планируемая) экономика, когда все решения
по использованию ресурсов и распределению
продуктов принимаются волей единого
центрального органа, и рыночная экономика,
когда распределение ресурсов осуществляется
независимыми решениями и действиями
самостоятельных экономических агентов.
В командной экономике что, как и для кого
производить - решает центральная власть.
А вот как обстоит дело с экономикой рыночной?
Ведь экономические агенты, принимая те
или иные решения, руководствуются лишь
личным интересом. Если эти решения не
координируются обществом, то как же общество
может влиять на них? Впрочем, внимательный
читатель предыдущих трех выпусков "ЭШ"
уже наверняка догадался - через цены.
И это действительно так. Попробуем построить
простейшую модель функционирования рыночной
экономики. Разберемся сначала с тем, кто
является экономическими агентами. Это,
конечно же, производители (фирмы) и потребители
(домашние хозяйства). Однако хлопот у
них сейчас заметно прибавится. Заметим,
что основой рыночной экономики является
частная собственность вообще и частная
собственность на ресурсы в частности.
Труд принадлежит носителю труда, земля
- землевладельцу, даже сами фирмы с их
производственными мощностями в конечном
счете принадлежат конкретным людям. Таким
образом, каждое домашнее хозяйство оказывается
собственником некоторых факторов производства:
почти наверняка труда, а иногда и земли
и капитала. Часть этих ресурсов потребляется
в самих домашних хозяйствах, а что происходит
с остальными? Они предлагаются домашними
хозяйствами для продажи на рынке. Кто
же является покупателем на этом рынке?
Конечно, фирмы, которые предъявляют спрос
на ресурсы, чтобы изготовить из них товары
для продажи на другом рынке - на уже известном
нам рынке товаров, где покупателями являются
в свою очередь домашние хозяйства. Круг
замыкается Кругооборот денег и экономических
благ в рыночной экономике. Потребители
продают принадлежащие им ресурсы, чтобы
купить на рынке товары и удовлетворить
свои потребности. Производители покупают
ресурсы, чтобы продать произведенные
товары и получить прибыль. Заметим, что
через систему цен на рынке товаров и услуг
определяется - чту производить, а на рынке
ресурсов - как производить. С вопросом:
для кого производить? - дело обстоит несколько
сложнее. На рынке ресурсов определяется
лишь цена единицы ресурса, т. е. сумма
денег, которую получает каждый собственник
за реализацию этой единицы. Однако вопрос
о распределении самих ресурсов между
домашними хозяйствами остается вне рамок
рассматриваемой модели (впрочем, как
и экономической теории вообще). Если внимательно
посмотреть на схему, станет ясно, что
до сих пор мы имели дело лишь с верхней
ее половиной, т. е. с рынком товаров. Действительно,
в вып. 2 "ЭШ" мы изучали спрос потребителей
на товары и услуги, ничего не говоря о
том, откуда берется и чем определяется
доход потребителей. В вып. 3 мы рассматривали
поведение производителей на товарных
рынках, а цены ресурсов считали заданными
извне. Теперь понятно, что потребительский
доход и цены ресурсов определяются на
нижней половине схемы - рынке ресурсов.
Заметим, что в принципе мы могли построить
изучение микроэкономической теории по
другой схеме, разделив рисунок на две
части воображаемой линией - не горизонтальной,
как это мы делали, а вертикальной. В этом
случае мы бы сначала рассмотрели домашнее
хозяйство как покупателя и продавца,
а потом фирму - как продавца и покупателя.
Мы пошли по другому пути, рассмотрев сначала
домашнее хозяйство как покупателя и фирму
как продавца. Следовательно, нам осталось
изучить домашнее хозяйство как продавца
и фирму как покупателя, чему и будет полностью
посвящен настоящий выпуск "ЭШ". После
этого в следующем, 5-м, выпуске мы сможем
рассмотреть рынок всех товаров и ресурсов
одновременно (т. е. весь рисунок), проанализировав
условия, в которых этот рынок находится
в состоянии равновесия. Мы пойдем даже
несколько дальше и впервые попробуем
оценить, насколько "хорошо" работает
этот рынок, т. е. как он справляется с задачей
распределения ресурсов и как позволяет
ответить на поставленные нами три вопроса:
что? как? для кого? Но это впереди, а пока
нас ждет рынок ресурсов. Вообще говоря,
изучать рынок ресурсов, после того как
рынок товаров уже изучен, оказывается
в некотором смысле несложным. Во-первых,
потому что используется тот же самый
технический аппарат кривых спроса и предложения
и, во-вторых, потому что уже сделаны предположения
о том, чту является движущей силой и критерием
выбора экономических агентов. Потребитель
максимизирует свою полезность, а производитель
- получаемую экономическую прибыль. В
самом деле, механизм спроса и предложения
действует на факторных рынках точно так
же, как и на товарных. Однако само формирование
спроса и предложения на факторных рынках
имеет некоторые особенности. Так, со стороны
спроса особенность здесь состоит в том,
что спрос на ресурсы является спросом
производным, т. е. определяется спросом
на продукт, в производстве которого используется
данный ресурс (см. лекцию 32). Особенности
предложения на рынках земли, труда и капитала
рассматриваются в лекциях 36, 37 и 38 соответственно.
Конечно, представленная на рисунке схема
функционирования рыночной экономики
- это всего лишь весьма упрощенная модель,
которая абстрагируется от многих реальных
процессов и явлений. Однако эта модель
для изучающего экономику оказывается
довольно полезной, так же как путешественнику
оказывается полезной географическая
карта, хотя она и не отражает всех особенностей
местности. Что же остается за рамками
рассматриваемой модели? Назовем два важнейших
для нас момента. Во-первых, на самом деле
далеко не все используемые ресурсы предлагаются
на рынок домашними хозяйствами. Потребители
поставляют фирмам лишь так называемые
первичные ресурсы (например, труд рабочего,
землю под строительство гостиницы). Остальные
ресурсы (гвозди, ксерокопировальные машины,
нефтеналивные танкеры и т. д.) поставляются
одним фирмам другими. В нашей модели,
где все производство было агрегировано
в единый производственный сектор экономики,
не нашлось места для отражения этого
явления. Заметим, что лишь предложение
на рынках первичных ресурсов имеет свои
специфические отличия от предложения
на рынке товаров. На рынках же всех прочих
ресурсов предложение формируется точно
так же, как и на товарных рынках, просто
фирма предлагает к продаже не потребительское
благо, а производственный ресурс. Во-вторых,
"чистой" рыночной экономики, модель
которой мы построили, в действительности
не существует. Даже самое либеральное
государство в той или иной мере регулирует
рынок, причем особенно это относится
к рынку ресурсов. Это и понятно: ведь именно
на рынке ресурсов определяется доход
членов общества, а значит, этот вопрос
находится в самом центре общественных
интересов. Поэтому государственное регулирование,
например, рынка труда (основного источника
существования подавляющего большинства
людей в любом обществе) в форме установления
минимальной заработной платы, максимальной
продолжительности рабочего дня и т. д.
- дело весьма обычное даже в самых "рыночных"
странах.
Рынок как определенный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов, основанный не на принуждении и приказах, а на добровольном обмене имеет целый ряд очевидных преимуществ, достоинств и оказывает на экономическую жизнь общества положительное влияние. Можно отметить следующие проявления этого влияния:
Не стоит идеализировать рынок, поскольку ему присущи и недостатки. Можно указать на следующие проявления отрицательного влияния рыночного механизма на экономическую и социальную жизнь общества:
3.Регулирование цен. Значимость данной функции велика, поскольку динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В свою очередь, цены активно влияют на структуру хозяйства, инвестиционный процесс, ус-тойчивость национальной валюты, социальную атмосферу. В связи с этим государство обязано влиять на цены, используя различные методы воздействия, проводить определенную политику ценообразования. На-пример, в любой стране имеется множество товаров и услуг, цены на которые определяются государством: тарифы на железнодорожные пе-ревозки, электроэнергию и др.
4.Обеспечение
пра-вовой базы деятельности
Государство в лице его органов разрабатывает и принимает законодательные акты, регулирующие экономическую деятельность в стране и ставящие эко-номических субъектов в равные условия. Оно определяет права и фор-мы собственности, правила ведения предпринимательской деятельности, устанавливает условия заключения и выполнения контрактов, взаимоот-ношений, профсоюзов и нанимателей, предупреждает злоупотребления, обеспечивает защиту потребителя. Для контроля за соблюдением зако-нов создаются специальные органы, принимающие действенные меры к нарушителям.
5. Перераспределение доходов и ресурсов.
Рынки не обязательно распределяют доход по принципу социальной справедливости и равенства. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Поэтому в рыночной экономике государство берет на себя функцию перераспределения до-ходов и ресурсов, стремясь сгладить остроту социально-экономических противоречий, не допустить обнищания отдельных социальных слоев.
Основными каналами
перераспределения доходов
6. Установление
административных ограничений
Рыночные механизмы не обеспечивают рационального, с обществен-ной точки зрения, распределения ресурсов. В этих случаях государство берет на себя функцию установления административных ограничений и стандартов, специальных налогов и дотаций, финансирования производ-ства общественных благ или непосредственного управления их произ-водством. Через регулирование инвестиций государство оказывает воз-действие на темпы и пропорции общественного производства, используя при этом финансовый и кредитно-денежный механизмы. Инвестиции осуществляются как за счет государственного бюджета, местных бюд-жетов, так и за счет частных инвестиций, которые стимулируются с помощью налоговых льгот.
7. Регулирование рынка труда.
Важная роль отводится государственному регулированию рынка тру-да, на котором производится оценка стоимости рабочей силы, опреде-ляются условия ее найма, в том числе оплата и условия труда, возмож-ность профессионального роста, гарантии занятости и т.д. В нем отра-жаются основные тенденции в разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамика безработицы.
8. Охрана окружающей среды.
В рыночной экономике государство является главным гарантом со-хранения и улучшения окружающей среды. Оно призвано производить предварительную экспертизу проектов строительства новых предпри-ятий на их экологическую безопасность, запрещать производственную деятельность, наносящую вред здоровью людей, обязывать предпринима-телей направлять капитал на восстановление разрушенной природной среды.
Перечень функций государства этим отнюдь не исчерпывается. Госу-дарство осуществляет антимонопольную политику, обеспе-чивает свободу предпринимательства, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхова-ния, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, поддержание достаточного уровня обороноспособности, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль за внешне-экономической деятельностью, включая организацию таможенной сис-темы, и многие другие.
К исключительной
прерогативе государства
Глава1. Основные экономические понятия. 1.2 Экономические системы
|