Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа
На сегодняшний день анализ экономического поведения фирм-производителей приобретает особую роль. Ведь не представляя реально, кто и как действует в экономике, невозможно адекватно влиять на экономические процессы и проводить эффективную экономическую политику.
В настоящее время в экономической науке отсутствует строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций.
Введение……………………………………………………………………….....
1. Принципы и факторы экономического поведения производителей ………
1.1 Принципы экономического поведения………..……………………………
1.2 Факторы, влияющие на поведение производителей………………………
2. Экономический выбор границы производственных возможностей и
эффективность планирования объемов производства……………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………........
Последний подход, связанный с расширением ассортимента, реализуется в случае, если компания намерена увеличить количество выпускаемых товаров за пределы её нынешней величины. Наращивать свой товарный ассортимент компания может вниз, вверх или в обоих направлениях одновременно, занимая определённые рыночные ниши соотношения «цена / качество». Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции - построение оптимальной товарно-маркетинговой структуры и продуктового предпочтения, учитывающих, с одной стороны, потребительские требования определённых сегментов, а с другой - необходимость рационального использования предприятием ресурсов в целях снижения издержек.
Еще один аспект управления ассортиментом - снятие товаров с производства. Устаревший товар почти или совсем не приносит прибыли. Не принося должной отдачи, он отвлекает на себя капитал, рабочую силу, производственные мощности, требует несоразмерно больших затрат времени и усилий со стороны руководства. В его ликвидации нет ничего предосудительного. Если компания, действующая в рамках активно развивающейся отрасли, не имеет четкой системы снятия товаров с производства, а руководство организации не занимается постоянным критическим изучением производимых ею товаров, ассортимент такой фирмы наверняка окажется перегруженным изделиями сомнительного достоинства. Процесс отбора предполагает изучение товарного ассортимента с целью выявления изделий для последующего детального исследования, имея в виду их возможную выбраковку. Среди факторов, свидетельствующих о необходимости тщательного исследования товара можно назвать следующие: сокращение объема сбыта; снижение нормы прибыли; уменьшение доли рынка; появление более совершенного товара-заменителя; рост издержек производства; сужение рынка; необходимость постоянного контроля со стороны руководства для обеспечения безубыточности производства. При проведении исследования следует стремиться к получению ответов на ряд вопросов: существуют ли пути спасения товара и восстановления его прибыльности? Какую часть капитала, вложенного в производство и сбыт товаров, удастся спасти в случае выбраковки товара? Есть ли у компаний к моменту снятия товара с производства план более рационального и прибыльного, чем раньше, использования освобождающихся капитальных и людских ресурсов? Как скажется снятие товара с производства на общем состоянии сбыта? Как скажется снятие товара с производства на эксплуатационных расходах? Как скажется снятие товара с производства на уровне чистой валовой прибыли компании?
Снятие товара с производства - процесс безрадостный. Но без него невозможно обойтись, если компания хочет, чтобы ассортимент выпускаемой ею продукции всегда был на уровне требований сегодняшнего дня, а ресурсы использовались для осуществления высокоприбыльных проектов.
Таким образом, вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод. Успешное функционирование и развитие предприятий в современных условиях предполагает наиболее полный и всеобъемлющий учет факторов внутреннего и внешнего экономического поведения и соблюдение необходимых фирме и обществу принципов деятельности. Это в конечном итоге должно отразиться на эффективности поведения фирмы и экономике страны в целом.
2. Экономический выбор границы производственных возможностей и эффективность планирования объемов производства
Что, как и для кого производить? Любая страна, развивая производство, вынуждена ставить перед собой три фундаментальных вопроса: 1) что из благ производить, 2) как их производить и 3) для кого это делать?
В условиях рыночной экономики производитель ставит перед собой цель получения максимально возможного дохода, отбирая для производства наиболее подходящие для этой цели материальные блага. Это ответ на первый вопрос: что производить?
Определившись с кругом выпускаемых товаров, фирмы в рыночной экономике выбирают те технологии, которые обеспечивают наименьшие затраты на производство. Таким образом, рынок дает ответ на второй фундаментальный вопрос экономики: как производить товары и услуги?
Население, обладая денежным доходом, который также является ограниченным потребительским ресурсом, сравнивая цены разных товаров и примеривая их к собственным возможностям, выбирает, что и по какой цене покупать. Следовательно, в рыночной экономике товар производится для потребителя.
Закон редкости. В рыночной экономике ресурсы не просто ограничены – они редки, т. е. их не хватает на всех, и поэтому люди вынуждены конкурировать за право их использовать.
В хозяйственной практике
постоянно воспроизводится
Кривая производственных возможностей. Действие закона редкости можно проиллюстрировать с помощью кривой производственных возможностей. Она показывает, какой максимальный объем производства товара или услуги может быть получен при данном объеме производства другого товара:
Кривая производственных возможностей
СП – средства производства;
ПП – предметы потребления.
Кривая производственных возможностей разграничивает экономическое пространство на две части: возможных и невозможных из-за необеспеченности ресурсами уровней производства. Сама эта кривая может перемещаться, расширяя или сужая сферу производственных возможностей. Прогрессивный сдвиг кривой происходит в двух случаях:
1) под воздействием научно-технического прогресса (изобретений, новых технологий и др.);
2) в результате роста ресурсов (открытия нового месторождения, увеличения численности трудоспособного населения и т. п.).
При сбалансированном соотношении факторов на перспективу сдвиг кривой производственных возможностей будет осуществляться равномерно (рис. 3).
Понятие альтернативной стоимости.
Кривая производственных возможностей показывает цену переключения ресурса с производства одного товара на другой в форме альтернативной стоимости. Альтернативная стоимость – это количество альтернативного товара, которым надо поступиться ради производства дополнительной единицы данного товара.
Равномерный сдвиг кривой производственных возможностей
По существу речь идёт о фиксации упущенных производителем возможностей – так называемых альтернативных (вмененных) издержек.
Производственная функция. Сдвиг кривой производственных возможностей наглядно показывает, что чем большим объемом ресурсов обладает экономика, тем больших результатов она может достичь.
Подобная зависимость
между количеством
Любая фирма имеет свою производственную функцию.
В общем виде ее можно записать:
y = f (a1,a2,...an),
где у – объем производства продукта; a1, a2... an– примененные факторы производства.
Суммируя производственные функции всех действующих в национальной экономике фирм, можно получить одну общую, агрегированную производственную функцию. В ней все многообразие индивидуальных производственных функций распределяется на три больших агрегата – труд, капитал, землю:
y=f (L, K, N),
где y – объем производства; L – труд; K – капитал; N – земля.
Цена товара, произведенного на предприятиях в условиях функционирования рыночной экономики, состоит из двух основных частей:
1) стоимости издержек производства;
2) прибыли.
Цена - это количество денег, уплачиваемое или получаемое за единицу товара или услугу.
То, что стоит товар
Понятие издержек. Производства без затрат не бывает. Издержки – это затраты на приобретение факторов производства.
Издержки можно считать по-разному, поэтому в экономической теории, начиная с А. Смита и Д. Рикардо, существуют десятки различных систем анализа издержек. К середине ХХ в. сложились общие принципы классификации: 1) по методу оценки затрат и 2) по отношению к величине производства:
Классификация издержек производства
Экономические, бухгалтерские, альтернативные издержки. Если смотреть на куплю-продажу с позиции продавца, то в целях получения дохода от сделки в первую очередь необходимо окупить понесенные затраты на производство товара.
Экономические (вмененные) издержки – это хозяйственные затраты, понесенные, по мнению предпринимателя, им в процессе производства. В их состав включаются:
1) ресурсы, приобретенные фирмой;
2) внутренние ресурсы фирмы, не включаемые в рыночный оборот;
3) нормальная прибыль, рассматриваемая предпринимателем как компенсация за риск в бизнесе.
Именно экономические издержки предприниматель вменяет себе в обязанность возместить в первую очередь через цену, и если ему это не удается, он вынужден уйти с рынка в другую сферу деятельности.
Бухгалтерские издержки – денежные расходы, платежи, осуществляемые фирмой с целью приобретения на стороне необходимых факторов производства. Бухгалтерские издержки всегда меньше экономических, так как они учитывают только реальные затраты на приобретение ресурсов у внешних поставщиков, юридически оформленные, существующие в явном виде, что и является основанием для бухгалтерского учета.
Бухгалтерские издержки в своем составе имеют прямые и косвенные издержки. Первые состоят из расходов непосредственно на производство, а вторые включают затраты, без которых фирма не может нормально работать: накладные расходы, амортизационные отчисления, выплату процентов банкам и т. д.
Разницу между экономическими и бухгалтерскими издержками составляют альтернативные издержки.
Альтернативные издержки – это затраты на производство продукции, которую фирма производить не будет, так как использует ресурсы при производстве данного товара. По существу, альтернативные издержки – это издержки упущенных возможностей. Их величина определяется каждым предпринимателем самостоятельно, исходя из его личных представлений о желательной доходности бизнеса.
Постоянные, переменные, общие (валовые) издержки. Рост объемов производства фирмы, как правило, влечет за собой рост издержек. Но так как ни одно производство не может развиваться бесконечно, поэтому издержки являются очень важным параметром в определении оптимальных размеров предприятия. С этой целью применяется разделение издержек на постоянные и переменные.
Постоянные издержки – затраты фирмы, которые она несет вне зависимости от объема своей производственной деятельности. К ним относятся: плата за аренду помещений, затраты на оборудование, амортизация, налоги на имущество, займы, оплата труда управленческого и административного аппарата.
Переменные издержки – затраты фирмы, которые зависят от величины производства продукции. К ним относят: затраты на сырье, рекламу, оплату наемных рабочих, транспортные услуги, налог на добавленную стоимость и др. При расширении производства переменные издержки увеличиваются, а при сокращении – снижаются.
Деление издержек на постоянные и переменные условно и приемлемо только для короткого периода, в течение которого ряд факторов производства неизменен. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными.
Валовые издержки – это сумма постоянных и переменных издержек. Они представляют собой денежные расходы фирмы на производство продукции. Связь и взаимозависимость постоянных и переменных издержек в составе общих можно выразить математически (формула ) и графически :
FC+ VC= TC;
TC– FC= VC;
TC– VC= FC,
где FC– постоянные издержки; VC– переменные издержки; TC– общие издержки.
Общие издержки фирмы
C– издержки фирмы; Q– количество выпускаемой продукции; FG– постоянные издержки; VG– переменные издержки; TG– валовые (общие) издержки.
Средние издержки. Средние издержки – это валовые издержки, приходящиеся на единицу продукции.
Средние издержки можно рассчитывать на уровне и постоянных, и переменных издержек, поэтому все три разновидности средних издержек принято называть семейством средних издержек.
Информация о работе Рыночные факторы и закономерности экономического поведения фирмы – производителя