Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 23:13, курсовая работа
На сегодняшний день анализ экономического поведения фирм-производителей приобретает особую роль. Ведь не представляя реально, кто и как действует в экономике, невозможно адекватно влиять на экономические процессы и проводить эффективную экономическую политику.
В настоящее время в экономической науке отсутствует строгая классификация видов экономического поведения. Это объясняется следующими причинами: разнообразием макро- и микроподходов при анализе явлений и уровней экономической жизни общества, их многомерностью и структурной сложностью, наличием множества теорий в рамках тех или иных экономических концепций.
Введение……………………………………………………………………….....
1. Принципы и факторы экономического поведения производителей ………
1.1 Принципы экономического поведения………..……………………………
1.2 Факторы, влияющие на поведение производителей………………………
2. Экономический выбор границы производственных возможностей и
эффективность планирования объемов производства……………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………........
где ATC– средние общие издержки; AFC– средние постоянные издержки; AVC– средние переменные издержки; Q– количество выпускаемой продукции.
С ними можно произвести те же самые преобразования, что и с постоянными и переменными:
ATC = AFC+ AVC;
AFC= ATC– AVC;
AVC= ATC– AFC.
Взаимосвязь средних издержек можно изобразить на графике:
Средние издержки фирмы
С – издержки фирмы; Q – количество выпускаемой продукции.
Предельная фирма.
Для предпринимателя важно знать, как его средние общие издержки atcсоотносятся с рыночной avcценой. При этом возможны три ситуации, когда рыночные цены:
а) ниже издержек;
б) выше издержек;
в) равны издержкам.
В ситуации а) фирма будет вынуждена покинуть рынок. Как следствие, при неизменности спроса цены поднимутся и наступит ситуация в).
В ситуации б) фирма будет получать высокий доход и к ней присоединятся другие фирмы. В результате предложение превысит спрос и цены упадут до в).
В ситуации в) минимальное значение средних общих издержек совпадает с рыночной ценой, т. е. только покрывает ее. Казалось бы, здесь нет стимула – прибыли и фирма должна будет покинуть рынок. Но это не так. Дело в том, что предприниматели в свои издержки включают не только постоянные и переменные, но и альтернативные издержки. Поэтому в данной ситуации есть прибыль, но нет сверхприбыли из-за превышения спроса над предложением. Ситуация в) является самой типичной на рынке, а фирму, попавшую в нее, принято называть предельной фирмой.
Предельные издержки. Предприниматель хочет знать не только минимум издержек на единицу продукции, но и на весь объем производства. Для этого необходимо рассчитать предельные издержки.
Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной добавочной единицы продукции.
где МС – предельные издержки; ?TC – изменение общих издержек; ?Q – изменение выпуска продукции.
Расчет предельных издержек в сопоставлении со средними общими и переменными издержками позволяет предпринимателю определить объем производства, при котором его издержки будут минимальны.
Фирма, увеличивая объем производства, идет на дополнительные (предельные) издержки ради дополнительной выгоды, дополнительного (предельного) дохода.
Предельный доход – это дополнительный доход, возникающий при увеличении производства на единицу продукции.
Предельный доход тесно связан с валовым доходом фирмы, является его приростом.
Валовой доход зависит от уровня цен и объемов производства, т. е.
TR= P х Q,
где TR – валовой доход; P – цена товара; Q – объем производства товара.
Тогда предельный доход:
где MR– предельный доход.
Издержки в долгосрочном периоде. В рыночной экономике фирмы стремятся выработать стратегию своего развития, которую невозможно осуществить без наращивания производственных мощностей и технического совершенствования производства. Эти процессы занимают длительный период, что ведет к дискретности (прерывности) состояния фирмы по коротким периодам:
Средние издержки в долгосрочном периоде
ATC– средние общие издержки; ATCj - ATCV – средние издержки; LATC– долгосрочная (результирующая) кривая средних общих издержек.
Линия пересечения кривых ATC, спроецированная на горизонтальную ось графика, показывает, при каких объемах производства необходимо изменить размер предприятия, чтобы гарантировать дальнейшее снижение издержек на единицу продукции, а точка М показывает наилучший объем производства для всего длительного периода. Кривую LATCв учебной литературе часто называют также кривой выбора, или оберточной кривой.
Дугообразность LATC связана с положительным и отрицательным эффектом роста масштаба производства. До точки М эффект носит положительный характер, а далее – отрицательный. Эффект масштаба не всегда сразу меняет свой знак: между положительным и отрицательным периодами возможно существование зоны постоянной отдачи от роста размеров производства, где АТС будут неизменны.
Сравнение средних переменных и предельных издержек производства - важная информация для управления фирмой, определения оптимальных размеров производства, в пределах которых фирма устойчиво получает доход.
Переменные и валовые
издержки растут вместе с выпуском
продукции. Скорость, с которой эти
издержки увеличиваются, зависит от
природы производственного
Этот закон порождает обратную связь между средними переменными издержками производства и средней производительностью труда. Так, при снижении средней производительности труда требуется увеличение количества используемых факторов производства для получения определенного объема продукции, и средние переменные издержки производства растут. При увеличении производительности труда требуется меньшее количество факторов производства, и средние переменные издержки производства уменьшаются. Как предельные, так и средние переменные издержки тесно связаны с продуктивностью факторов производства и издержками производства. Закон убывающей отдачи раскрывает связь между затратами и результатами производства в кратковременном периоде.
Закон убывающей отдачи можно представить на примере маленькой столярной мастерской по изготовлению мебели. В мастерской имеется определенное количество оборудования - токарные и строгальные станки, пилы и т.д. Если бы эта фирма ограничилась всего одним или двумя рабочими, то общий объем производства и производительность труда в расчете на одного работника оказались бы очень низкими. Этим работникам пришлось бы выполнять несколько трудовых операций, и преимущества специализации и разделения труда не могли бы быть реализованы. Кроме того, значительная часть рабочего времени терялась бы впустую при переходе рабочего от одной операции к другой, подготовке рабочего места и т.д., а машины большую часть времени просто бы бездействовали. Мастерская была бы не укомплектована рабочими, машины недоиспользовались, а производство было бы неэффективным по причине избытка капитала по сравнению с количеством рабочей силы. Эти затруднения исчезли бы по мере увеличения количества работников. В результате таких изменений были бы исключены потери времени при переходе от одной операции к другой. Таким образом, по мере увеличения количества рабочих, способных укомплектовать свободные рабочие места, добавочный или предельный продукт, производимый каждым следующим рабочим, будет иметь тенденцию к росту вследствие увеличения эффективности производства. Однако такой процесс не может быть бесконечным. Дальнейшее увеличение количества рабочих создает проблему их избытка, то есть рабочие будут недоиспользовать свое рабочее время. В этих условиях на рабочих местах будет больше труда в пропорции к неизменной величине капитальных фондов, т.е. машин, станков и т.п. Общий объем производства начнет расти замедляющимися темпами. В этом заключается главное содержание закона убывающей отдачи средств производства.
Экономическая прибыль, к которой стремится каждая фирма в коротком периоде, может быть большей или меньшей в зависимости от разности между валовым доходом и валовыми издержками. Чтобы можно было определить объем производства, при котором максимизируется прибыль, необходимо сравнить данные о доходах и данные об издержках.
Существует два дополнительных подхода (принципа) к определению уровня производства, при котором конкурентная фирма будет получать максимальную прибыль при минимальных издержках и минимальных убытках:
Каждый производитель, начиная свое дело, должен с самого начала иметь ответ на два следующих вопроса:
1. Стоит ли заниматься
производством товаров или
2. Если производить, то сколько, какое количество продукции?
Ответ на эти вопросы зависит от тех условий, в которых действует фирма. Имеются в виду условия конкретного рынка: масштабы спроса, острота конкурентной борьбы, доступность экономических ресурсов. Существуют различные виды рынков, рыночных структур, но условно всё их многообразие подразделяется на 4 основных типа рыночных структур: совершенная (чистая) конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
Проблему определения
оптимальных объёмов
Один из очевидных ответов на первый вопрос, производить или нет, заключается в следующем. Производить, если доход предприятия превышает расходы, то есть если валовые издержки меньше валового дохода.
Ответив положительно на первый вопрос, для фирмы не менее важным является вопрос - сколько производить? В этом случае фирме следует производить такой объем продукции, при котором она максимизирует прибыль или минимизирует убытки.
В течение короткого периода времени фирма может соединить постоянные мощности с изменяющимся объемом используемых ресурсов. В данном случае меняется объем затрат на единицу производимой продукции в зависимости от общего объема производства. Здесь проявляется закон убывающей отдачи, или, как его еще называют, закон убывающего предельного продукта. С определенного момента последовательное присоединение переменного ресурса к постоянному дает уменьшающийся добавочный или предельный продукт в расчете на каждую последующую единицу присоединяемого переменного ресурса. Предельный продукт, умноженный на цену продукции, приносит фирме предельный доход.
Спрос и предложение в рыночной экономике представляют собой два важнейших фактора, влияющих на объем производства фирм, возможные издержки производства и величину полученных доходов. Поведение самой фирмы, выбор стратегии развития, размер спроса на ресурсы и величины предложения собственных товаров зависит от типа рынка, на котором она действует. Наиболее важным условием, влияющим на функционирование фирм, является степень развития на нем конкурентных отношений между товаропроизводителями.
На рынке совершенной
конкуренции действует
Другими словами, в условиях
совершенной конкуренции
Максимизация прибыли,
в частности, происходит при условии,
что цена превышает величину средних
совокупных издержек (P > ATC min). Максимизация
прибыли подчиняется
Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом максимизации прибыли. Согласно ему, максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующей точке равенства предельного дохода и предельных издержек. Отметим, что указанное правило справедливо не только для условий совершенной конкуренции, но и для других типов рынка. Фирма будет максимизировать прибыль, поддерживая величину выпускаемой продукции на таком уровне, когда предельный доход будет равен предельным издержкам при том условии, что цена продукции превышает средние совокупные издержки.
В рыночной экономике в условиях ограниченных ресурсов их распределение осуществляется так, чтобы максимизировать удовлетворение общественных потребностей. Этой же цели благоприятствует стремление производителей товаров использовать эти ресурсы с наибольшей эффективностью. Таким образом, в микроэкономическом анализе понятие "эффективность" подразделяется на две части - это эффективность производства и эффективность распределения ресурсов. Они находятся в тесной взаимосвязи.
Информация о работе Рыночные факторы и закономерности экономического поведения фирмы – производителя