Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:12, курсовая работа
Фирма как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.
Введение
Типы фирм. Стратегия поведения фирмы на рынке. Цель фирмы. Производственная функция и изокванта.
Фирма и отрасль на рынке монополистической конкуренции. Признаки монополистической конкуренции. Понятие и измерение концентрации рынка.
Заключение
Список использованных источников
Курсовая работа по микроэкономике
Вариант
10
Введение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Фирма - главное звено рыночной экономики, потому что только с помощью фирм происходит интенсивное развитие и функционирование рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для сотрудников фирмы и предпринимателя, но и для других групп субъектов. Необходимым условием для выработки экономическими агентами адекватных решений как на микроуровне , так и на макроуровне является изучение поведения фирмы.
Фирма
как экономическое явление
Поскольку
современная экономика
С понятием «рынок» тесно связаны понятия « монополия» и «конкуренция». Рыночная монополия по определению Райзберга Б.А.1 -это преобладание одного или группы объединившихся продавцов определенного товара, доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих объем продаж, довлеющих над покупателями.
Рыночная конкуренция есть состязание, противоборство разных продавцов одного и того же товара в стремлении привлечь больше покупателей, продать большее количество товара, обойти и потеснить других продавцов.
Конкуренция характеризуется
Конкуренция - двигатель экономического прогресса. Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество фирмы, региона, страны в условиях рыночной экономики.
В настоящее время вес страны
на мировой арене
1.Типы
фирм. Стратегия поведения
фирмы на рынке.
Цель фирмы. Производственная
функция и изокванта.
Основным хозяйствующими субъектами, сосредотачивающие в своей собственности большую часть собственного капитала, являются фирмы в различных организационно-правовых формах.
Под
фирмой понимается любая организационно-
Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, которая представляет собой совокупность людских и материальных ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретных целей.
Фирма – это общее название, которое используется по отношению к любому хозяйственному, промышленному, посредническому или торговому предприятию.
При классификационном подходе выделяются следующие формы предприятий с учетом специфики: государственные и муниципальные унитарные предприятия; хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы.
Схема
1.
Государственное унитарное предприятие - - это коммерческая организация, которая наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом. Это имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Хозяйственные товарищества - хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом.
Хозяйственные общества могут создаваться в формах обществ: с ограниченной ответственностью; с дополнительной ответственностью; акционерного.
Общество с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечает по его обязательствам и рискуют только стоимостью своих вкладов.
Общества с дополнительной ответственностью – это такое общество, которое учреждается одним или несколькими лицами, а уставной капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
Акционерное общество – это разновидность хозяйственного общества, уставной капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и рискуют только стоимостью купленными ими акциями.
В настоящее время АО – это главная организационно-правовая форма зарубежных предприятий.
Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми.
Открытое акционерное общество – это акционерное общество, участники которого могут продавать, отдавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.
Закрытое акционерное общество – это акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей (физических или юридических лиц) или иного заранее определенного круга лиц.
Производственные кооперативы - (артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности.
Производственный кооператив - коммерческая организация. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, который утверждается общим собранием его членов.
Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат, трест и концерн.
Картель – это такое объединение предприятий, при котором они сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, входя в объединение, заключает соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены товара, рынки сбыта и т.д.
Синдикат – объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками в области сбыта и закупкой сырья.
Трест – объединение предприятий, когда предприятия-участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению центральной компании.
Концерн – объединение предприятий, которое характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале 20 века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности.
В настоящее время под термином «концерн» понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу – это объединение предприятий (разных отраслей, но с четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний2.
Конгломерат - представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию.
Другим отличием конгломератов от концернов является то, что у конгломератов нет четко выраженного отраслевого производственного ядра, т.к. объединяются разнородные предприятия.
Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а – финансовая компания (держатель компании), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.
Классификация предприятий по степени концентрации
производства и капитала, - по этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.
Малые предприятия - самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.
Средние предприятия - занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:
Крупные предприятия - основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации) , численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников.
Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю - по принадлежности капитала и контролю фирмы можно разделить на: национальные, иностранные, смешанные.
Национальными - называются фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям одной страны.
У иностранных фирм - капитал полностью является собственностью иностранных предпринимателей.
В смешанных фирмах - капитал принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран.
Классификация фирм по сфере деятельности - по сфере деятельности фирмы можно разделить на: международные, филиалы, дочерние фирмы и транснациональные корпорации.
Международными фирмами признаются предприятия, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю большинство из них национальные.
Филиал - не может вести дела от своего имени, т.к. он не имеет юридической самостоятельности. В обязанности заграничного производственного филиала входит: выпуск продукции, в которой заинтересована материнская фирма; реализация продукции на рынке, определенном материнской фирмой.
Дочерние фирмы - выступают на рынке от своего имени и за свой счет. Материнская компания не несет никакой ответственности за работу и обязательства дочерней.
Теория производства изучает, прежде всего, соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска. Методологически теория производства во многом схожа с теорией потребления, однако с тем отличием, что основные ее категории имеют не субъективно-психологическую основу, а объективную природу и могут быть квантифицированы, т.е. измерены в определенных единицах.