Стратегия поведения фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Фирма как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Содержание

Введение
Типы фирм. Стратегия поведения фирмы на рынке. Цель фирмы. Производственная функция и изокванта.
Фирма и отрасль на рынке монополистической конкуренции. Признаки монополистической конкуренции. Понятие и измерение концентрации рынка.
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Стратегия поведения фирмы на рынке. 2.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Курсовая  работа по микроэкономике

     Вариант 10 
 
 
 

      

     Введение 

  1. Типы фирм. Стратегия поведения фирмы на рынке. Цель фирмы. Производственная функция и изокванта.
  2. Фирма и отрасль на рынке монополистической конкуренции. Признаки монополистической конкуренции. Понятие и измерение концентрации рынка.

         Заключение

         Список использованных источников

 

Введение

     Фирма - главное звено рыночной экономики, потому что только с помощью фирм происходит интенсивное развитие и  функционирование рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для сотрудников фирмы и предпринимателя, но и для других групп субъектов. Необходимым условием для выработки экономическими агентами адекватных решений как на микроуровне , так и на макроуровне является изучение поведения фирмы.

     Фирма как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность  региональной, национальной и мировой  экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

     Поскольку современная экономика представляет собой достаточно динамично развивающийся  и эволюционирующий механизм, при  рассмотрении фирмы как субъекта современной экономики целесообразно опираться не только на теоретические исследования, но и на регулярно публикуемые в периодических изданиях статьи по данной тематике.

       С понятием «рынок»  тесно  связаны  понятия « монополия»  и «конкуренция».   Рыночная монополия  по определению Райзберга Б.А.1 -это преобладание  одного или группы  объединившихся  продавцов определенного товара, доминирующих на рынке, диктующих цены, устанавливающих или ограничивающих  объем продаж, довлеющих над покупателями.

     Рыночная  конкуренция  есть  состязание, противоборство   разных   продавцов одного и того же  товара в стремлении привлечь  больше  покупателей, продать большее количество товара, обойти  и потеснить других продавцов.

       Конкуренция характеризуется как   форма взаимного  столкновения  интересов  всех субъектов рыночного хозяйства. Конкурируют между собой покупатели. Развертывается конкуренция между продавцами и покупателями. С конкуренцией  связываются такие  негативные стороны  ее проявления, как разорение,  обнищание  определенной части населения,  безработица,  нестабильность,  дифференциация,  социальная несправедливость,  инфляция и пр. экономические явления.

       Конкуренция - двигатель экономического прогресса.   Высокая конкурентоспособность - решающее преимущество  фирмы, региона, страны в условиях  рыночной экономики.

       В настоящее время   вес страны  на мировой арене  определяется  в большей мере  ее экономическим  положением, ее глобальной  конкурентоспособностью. Именно  поэтому  задача  повышения  конкурентоспособности  приобретает  сейчас  особую актуальность.  

    1.Типы  фирм. Стратегия поведения  фирмы на рынке.  Цель фирмы. Производственная  функция и изокванта. 

     Основным  хозяйствующими субъектами, сосредотачивающие  в своей собственности большую  часть собственного капитала, являются фирмы в различных организационно-правовых формах.

     Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, которая осуществляет предпринимательскую деятельность в области торговли, транспорта, строительства, промышленности, которая преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, которая специализируется на конкретных видах деятельности (в производстве товаров и услуг), и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.

     Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, которая представляет собой совокупность людских и материальных ресурсов, определенным образом организованная для достижения конкретных целей.

     Фирма – это общее название, которое используется по отношению к любому хозяйственному, промышленному, посредническому или торговому предприятию.

     При классификационном подходе выделяются следующие формы предприятий с учетом специфики: государственные и муниципальные унитарные предприятия; хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы.

     Схема 1. 

Государственное унитарное предприятие - - это коммерческая организация, которая наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имуществом. Это имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Хозяйственные товарищества - хозяйственными товариществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом.

     Хозяйственные общества могут создаваться в  формах обществ: с ограниченной ответственностью; с дополнительной ответственностью; акционерного.

     Общество  с ограниченной ответственностью – учрежденное одним или несколькими лицами общества, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечает по его обязательствам и рискуют только стоимостью своих вкладов.

     Общества  с дополнительной ответственностью – это такое общество, которое учреждается одним или несколькими лицами, а уставной капитал разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Акционерное общество – это разновидность хозяйственного общества, уставной капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и рискуют только стоимостью купленными ими акциями.

     В настоящее время АО – это главная организационно-правовая форма зарубежных предприятий.

     Акционерные общества могут быть открытыми и закрытыми.

     Открытое  акционерное общество – это акционерное общество, участники которого могут продавать, отдавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров.

     Закрытое  акционерное общество – это акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей (физических или юридических лиц) или иного заранее определенного круга лиц.

Производственные  кооперативы - (артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности.

     Производственный  кооператив - коммерческая организация. Учредительным документом производственного кооператива является его устав, который утверждается общим собранием его членов.

     Самые типичные формы монопольных объединений следующие: картель, синдикат, трест и концерн.

     Картель – это такое объединение предприятий, при котором они сохраняют производственную и коммерческую самостоятельность. Предприятия, входя в объединение, заключает соглашение, которое определяет объем производства каждого участника, цены товара, рынки сбыта и т.д.

     Синдикат – объединение предприятий, когда они сохраняют производственную и теряют коммерческую самостоятельность, т.к. закупку сырья и сбыт продукции осуществляют не сами предприятия, а централизованная организационная структура (контора). Цель создания синдиката – устранение конкуренции между участниками в области сбыта и закупкой сырья.

     Трест – объединение предприятий, когда предприятия-участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому управлению центральной компании.

     Концерн – объединение предприятий, которое характерно единством собственности и контроля; предприятия, как в тресте, не имеют самостоятельности. Концерны стали создаваться в начале 20 века, и тогда в концерн объединялись предприятия одной отрасли промышленности.

     В настоящее время под термином «концерн» понимается группа предприятий (дочерних фирм) вокруг крупного предприятия (материнской компании), которая держит акции этих предприятий; а по составу – это объединение предприятий (разных отраслей, но с четко выраженным отраслевым ядром), финансовых учреждений, транспортных и торговых компаний2.

     Конгломерат - представляет собой чаще всего объединение предприятий (фирм), которые не имеют производственной или функциональной общности и выпускают разнородную продукцию.

     Другим  отличием конгломератов от концернов  является то, что у конгломератов  нет четко выраженного отраслевого производственного ядра, т.к. объединяются разнородные предприятия.

     Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а – финансовая компания (держатель компании), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.

Классификация предприятий по степени  концентрации

производства  и капитала, - по этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.

     Малые предприятия - самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.

     Средние предприятия - занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:

     Крупные предприятия - основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации) , численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников.

  Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю - по принадлежности капитала и контролю фирмы можно разделить на: национальные, иностранные, смешанные.

     Национальными - называются фирмы, капитал которых принадлежит предпринимателям одной страны.

     У иностранных фирм - капитал полностью является собственностью иностранных предпринимателей.

     В смешанных фирмах - капитал принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран.

Классификация фирм по сфере деятельности - по сфере деятельности фирмы можно разделить на: международные, филиалы, дочерние фирмы и транснациональные корпорации.

     Международными  фирмами признаются предприятия, сфера коммерческой и производственной деятельности которых распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю большинство из них национальные.

     Филиал - не может вести дела от своего имени, т.к. он не имеет юридической самостоятельности. В обязанности заграничного производственного филиала входит: выпуск продукции, в которой заинтересована материнская фирма; реализация продукции на рынке, определенном материнской фирмой.

Дочерние  фирмы - выступают на рынке от своего имени и за свой счет. Материнская компания не несет никакой ответственности за работу и обязательства дочерней.

Производственная  функция и изокванта

       Теория производства изучает, прежде всего, соотношение между количеством применяемых ресурсов и объемом выпуска. Методологически теория производства во многом схожа с теорией потребления, однако с тем отличием, что основные ее категории имеют не субъективно-психологическую основу, а объективную природу и могут быть квантифицированы, т.е. измерены в определенных единицах.

Информация о работе Стратегия поведения фирмы