Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе. Хозяйственная деятельность субъектов экономики (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство) протекает на рынке. Рынок - это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавц

Содержание

Глава 1. Сущность, структура, механизм рынка.
1.1.Сущность и структура рынка.
1.2.Функции рынка.
Глава 2. Потребительский рынок России.
2.1. Современное состояние потребительского рынка России.
2.2. Рыночный механизм потребительского рынка.
2.3. Субъекты рынка.
2.4. Поведение потребителей.
2.5. Спрос и предложение.
Глава 3. Защита прав потребителей.
3.1. Закон устанавливает следующие права потребителей:
3.2. Организации по защите прав потребителей.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая потреб.рынок и защита прав потр..doc

— 209.50 Кб (Скачать)

2.5. Спрос и предложение.

      Спрос. Закон спроса.

  Спросом называется платёжеспособная потребность покупателя в конкретных товарах и услугах. Главным ограничением для потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности безграничны, а доход ограничен, покупатели вынуждены выбирать товар, который в данный момент представляет для него наибольшую ценность. Ценность блага зависит не от его цены, а от вида потребности, которое оно удовлетворяет. Поэтому производители изучают спрос покупателей и ориентируются на него при производстве товаров и услуг.

      На  рынке товаров и услуг происходит постоянное столкновение продавцов (производителей) и покупателей (потребителей).

Производитель стремится продать товар как  можно дороже, покупатель хочет купить товар как можно дешевле. Их интересы совершенно противоположны. И, тем не менее, они вынуждены сотрудничать. На чём это сотрудничество основано? Что может примирить продавца и покупателя? Каким образом производители «угадывают», какие товары производить, в каком количестве и по какой цене продавать? Ответить на эти непростые вопросы поможет знание рыночных законов ― спроса и предложения.

      Применяемое иногда выражение «платёжеспособный  спрос» неверно, поскольку спрос  бывает только платёжеспособным. Во всех остальных случаях это может быть желание, мечта, потребность, но не спрос. Ведь производитель, выпуская товары или предлагая услуги, не может ориентироваться на наши мечты ― он должен продать товар.

Но даже при наличии денег, покупатель склонен  к тому, чтобы купить товар как  можно дешевле. Чем это объясняется?

      У каждого человека ограничен доход. Даже если покупатель очень богат, его  потребности всё равно выше его  возможностей. Мы не просто делаем покупку, мы отказываемся от другой, альтернативной покупки. Покупая компьютер, мы отказываемся от отдыха на море; покупая путёвку на море, мы отказываемся от компьютера. Мы всегда вынуждены делать выбор. Поэтому, чем дешевле мы купим товар, тем от меньшего количества благ мы можем отказаться.

Поэтому экономическая наука выделяет закон  спроса, который означает следующее: чем выше цена, тем ниже спрос, и, наоборот, чем ниже цена, тем выше спрос. См. приложение рисунок 1.

      Всегда  ли на рынке складывается именно такая  ситуация? Конечно, нет. Кроме цены, существуют и другие факторы, которые  влияют на спрос, но они не противоречат самому закону, а являются дополнительными факторами:

Если  продаётся товар морально устаревший, то даже при снижении цены спрос  на него будет уменьшаться;

При значительном повышении цены на какой-либо товар, имеющий заменитель, будет расти спрос на товар-заменитель, даже при стабильной цене;

Ожидания  повышения цен на товар увеличивают  спрос на него, и, наоборот, при ожидании снижения цен, покупатели снижают объём  покупок. На величину спроса оказывают влияние изменения в ожиданиях будущих цен. Эти ожидания играют важную роль в определении положения линии спроса. Если ожидается увеличение цены на соль и спички, то при прочих равных условиях линия спроса сместится вправо. Если ожидается уменьшение цены, линия спроса сместится влево. А поскольку в "перестроечное время" бывшие советские граждане полностью лишились ожидания уменьшения цен, то величина спроса растет вместе с ростом объема покупок. Из ожидания более высокой цены растут покупки "про запас".  

      Предложение. Закон  предложения.

      Производитель также стремиться выпускать тот  товар, который у других производителей стоит дорого. На рынке товаров  и услуг происходит взаимодействие интересов производителя и покупателя, в результате которого обе стороны  идут навстречу друг другу, основываясь на собственной выгоде.

Каждый  из нас участвует в экономических  отношениях не только в качестве покупателя, но и производителя каких-либо товаров  и услуг, если не в настоящее время, то в ближайшем будущем. Поэтому  интересно посмотреть на ситуацию на рынке с точки зрения производителя и изучить закон предложения.

Предложением  называется количество товаров, которое  производитель желает и способен произвести и предложить к продаже  на рынке по конкретной цене в определённый промежуток времени (день, год, и т.д.).

Конечно же, производитель стремиться продать  товар как можно дороже. Более  того, он стремиться выпускать тот  товар, который у других производителей стоит дорого.

      Поэтому закон предложения означает следующее: чем выше цена, тем больше предложение, чем ниже цена, тем меньше предложение. См. приложение рисунок 2. Продавцы всегда находятся в противоречивости. С одной стороны, стремятся продать товар по более высокой цене, с другой - увеличить объем продаж. С повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. Эта специфическая связь называется законом предложения. С точки зрения потребителя, высокая цена выступает как сдерживающий фактор: чем ниже ценовой барьер, тем больше потребитель будет покупать. Для поставщика цена представляет собой выручку за каждую единицу продукта, а поэтому она служит стимулом к тому, чтобы производить и предлагать свой продукт к продаже на рынке.

 Конечно,  существует ряд факторов, которые  влияют на предложение помимо цены: это повышение (снижение) налогов, увеличение на рынке числа производителей такого же товара и другие. Эти факторы являются исключением из закона.  

      Взаимодействие спроса и предложения.

      Каким образом регулируются взаимоотношения  между продавцом и покупателем на рынке? Действительно ли высокая цена выгодна производителю, а низкая ― покупателю?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим простые примеры. См. приложение таблица 1.

Из такой  таблицы с условными цифрами  мы видим, что при низкой цене товара (100, 120 рублей) производитель выпускает мало товаров, и не все покупатели могут их приобрести.

При высокой  цене (195 рублей) производитель имеет  излишки товара, которые ему некому продать.

И только цена в 150 рублей устроила и продавца, и покупателя, поскольку предложение товара совпало со спросом на него.

Конечно, в действительности такого точного  совпадения не бывает, но мы видим, что  и покупатель, и продавец заинтересованы быть союзниками на рынке, несмотря на совершенно противоположные интересы. Цена, которая складывается при равенстве спроса и предложения, называется справедливой, поскольку она приближена к реальным затратам на производство этого товара. Таким образом, взаимодействие спроса и предложения выглядит как процесс взаимного приспособления. Когда какого-нибудь блага становится мало ― предложение повышается по сравнению со спросом ― его цена повышается. Возросшая цена побуждает покупателей приобретать меньше, она же побуждает производителей выпускать товаров больше. Понизившаяся цена сигнализирует о том, что благо стало менее редким, чем раньше; она побуждает покупателей приобретать больше, а производители в это время направляют усилия уже на другие блага, которых стало меньше.

Глава 3. Защита прав потребителей.

      Потребительский рынок появился задолго до принятия закона о защите прав потребителей, так как сфера потребления существует в любом государстве, независимо от государственного устройства, а также от политического и социально-экономического уклада. В советский период потребительский рынок, в силу плановой экономики, в большей части был монополизирован государством, но от того его правовая сущность не менялась.

      В России защита прав потребителей как  самостоятельная отрасль законодательства возникла в 1992 году с принятием Закона РФ "О защите прав потребителей". Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Подобные  документы существуют во многих государствах.

Российский  Закон «О защите прав потребителей» устанавливает <правила игры> на потребительском рынке товаром, работ, услуг. Например, вы купили очень дорогую вещь, а она, прослужила вам короткое время, вышла из строя. Как быть? Каковы права потребителя? Ответ на этот вопрос дается в статье 18 Закона. Статья 25 устанавливает право потребителя на замену товара, если он качественный, но оказалось, не подходит вам по форме, размеру, расцветке, фасону. В статье 10 потребителю дается перечень обязательной информации о товаре, которая должна быть нам предоставлена продавцом. Статья 40-46 называют те организации, куда мы можем обратится за защитой своих прав. В статьях 27-39 есть ответы на вопросы, какими правами обладают потребители, когда оказываются в роли пассажиров, туристов, клиентов, пациентов.

Однако  отношения между потребителями, продавцами, исполнителями многочисленных услуг настолько многообразны, что  предусмотреть все в одном  документе невозможно. Поэтому в дополнении к Закону существуют различные правила продажи и оказания услуг. Например, правила продажи продуктов питания, правила продажи автомобилей, правила предоставления гостиничных услуг, правила бытового обслуживания.

Статья 44 Закона РФ "О защите прав потребителей" наделяет органы местного самоуправления правом для защиты прав потребителей самостоятельно формировать соответствующие структуры.

3.1. Закон устанавливает следующие права потребителей:

а). Право на просвещение в области защиты прав потребителей.

      Оно обеспечивается через организацию  системы информации о правах потребителя  и необходимых действий по их защите. Эту работу выполняет много организаций. Задача обучения потребителей возложена  статьей 3 Закона и на общеобразовательную  школу. 

б). Право потребителей на надлежащее качество товаров, работ, услуг

      Статья 4 Закона обязывает продавца, исполнителя  услуг оказывать услугу надлежащего  качества. Требования к качеству устанавливаются  стандартами, условиями договора. В  случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель защищен следующим образом: он может потребовать заменить или отремонтировать этот товар за счет продавца или вернуть уплаченные за товар деньги. 

в). Право и безопасность товара

      Законом установлено, что изготовитель товара несет ответственность за их безопасность для жизни, здоровья потребителя, его имущества, а также для окружающей среды. Например, если завод изготавливает игрушки для детей грудного возраста, то по требованиям безопасности, установленным в государственных стандартах, они должны быть окрашены специальными красками, изготовлены из специальных материалов, иметь определенную форму, не содержать в комплекте мелких деталей и т.д.

Особые  требования устанавливаются к продуктам  питания. Одним из способов защиты от опасных пищевых продуктов является требование закона об обязательном установлении на них срока годности - периода, по истечении которого продукт является непригодным для использования его по назначению. Информация о сроке годности доводится до потребителя путем маркировки <употребить до> с указанием даты изготовления. 

г). Право на информацию

      Это очень важное право, дающее возможность  потребителю правильно выбрать  товар. Мы можем потребовать от продавца, изготовителя, исполнителя в соответствии со статьями 9-11 Закона «О защите прав потребителей» представления необходимой и достоверной информации о его предприятии, о товарах, о режиме работы. Например, если вы покупаете туфли или куртку на рынке, вы должны знать, что продавец обязан вам предоставить информацию (на вывеске) о том, что он зарегистрирован как частный предприниматель и кто его зарегистрировал. Если вдруг, не по вашей вине, в товаре выявится недостаток, информации о продавце позволит без труда его отыскать и возместить убытки. Продавая импортный видеомагнитофон, продавец обязан предоставить вам информацию на русском языке о правилах его эксплуатации, о мерах предосторожности при пользовании этим прибором, о гарантийном сроке и т.д. 

д). Право на государственную и общественную защиту прав потребителей

Информация о работе Потребительский рынок