Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:47, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Движение России по пути экономического развития, углубление рыночных отношений, укрепление народного хозяйства регионов предполагают качественные изменения и новые подходы к формированию и развитию как производственной, так и непроизводственной сферы. В этой связи со всей остротой проявляется необходимость создания эффективно действующей рыночной инфраструктуры, отвечающей закономерностям и требованиям современной рыночной экономики, специфике тех или иных видов рынка и особенностям конкретных регионов. Только на такой основе возможно закрепление положительных тенденций в их экономическом развитии, что неоднократно доказано в лучших примерах мировой и отечественной экономики.

Содержание

Глава 1 Теоретические основы формирования и развития инфраструктуры потребительского рынка
1.1 Структурно-функциональная характеристика регионального потребительского рынка.
1.2 Формирование инфраструктуры потребительского рынка.
Глава 2 Состояние потребительского рынка и его инфраструктурных составляющих в Республике Дагестан.
2.1. Характеристика потребительского рынка на мезоуровне (ЮФО) и в целом по Республике Дагестан.
2.2. Модель динамики оборота розничной торговли в Дагестане.
2.3. Модель влияния различных факторов на функционирование регионального потребительского рынка.
Глава 3 Механизм развития инфраструктуры потребительского рынка региона.
3.1.Основные направления развития основных элементов инфраструктуры регионального потребительского рынка в условиях экономического роста.
3.2.Механизм развития инфраструктуры регионального потребительского рынка.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 34.99 Кб (Скачать)

Введение.

Глава 1 Теоретические основы формирования и развития инфраструктуры потребительского рынка

1.1 Структурно-функциональная  характеристика регионального потребительского  рынка.

1.2 Формирование инфраструктуры  потребительского рынка.

Глава 2 Состояние потребительского рынка и его инфраструктурных составляющих в Республике Дагестан.

2.1. Характеристика потребительского  рынка на мезоуровне (ЮФО) и  в целом по Республике Дагестан.

2.2. Модель динамики оборота  розничной торговли в Дагестане.

2.3. Модель влияния различных  факторов на функционирование  регионального потребительского  рынка.

Глава 3 Механизм развития инфраструктуры потребительского рынка региона.

3.1.Основные направления  развития основных элементов  инфраструктуры регионального потребительского  рынка в условиях экономического  роста.

3.2.Механизм развития инфраструктуры  регионального потребительского  рынка.

 

Актуальность темы исследования. Движение России по пути экономического развития, углубление рыночных отношений, укрепление народного хозяйства  регионов предполагают качественные изменения  и новые подходы к формированию и развитию как производственной, так и непроизводственной сферы. В этой связи со всей остротой проявляется  необходимость создания эффективно действующей рыночной инфраструктуры, отвечающей закономерностям и требованиям  современной рыночной экономики, специфике  тех или иных видов рынка и  особенностям конкретных регионов. Только на такой основе возможно закрепление  положительных тенденций в их экономическом развитии, что неоднократно доказано в лучших примерах мировой  и отечественной экономики.

Одной из наиболее динамично  развивающихся частей рыночной экономики  является потребительский рынок, затрагивающий, по существу, интересы всего населения  страны и ее регионов. В сложившихся  условиях для потребительского рынка  стало характерным проявление таких  негативных сторон как стихийно складывающаяся система обеспечения населения  продовольственными и не продовольственными товарами, снижение платежеспособного  спроса населения, низкий уровень культуры рыночных отношений, медленное развитие инфраструктуры, высокая степень  монополизации и т.д. Все это  снижает эффективность рыночных механизмов, непосредственно связанных  с рыночной инфраструктурой, что  сдерживает усиление воздействия рынка  на воспроизводственный процесс  в регионе. Такое состояние потребительского рынка диктует необходимость  принятия мер по его стабилизации и дальнейшему развитию.

Особое место в решении  этих задач принадлежит совершенствованию  инфраструктуры регионального потребительского рынка, от которой во многом зависит  сбалансированность спроса и предложения, а также насыщенность потребительского рынка товарами собственного производства. Она непосредственно связана с системой самообеспечения, что особенно важно для регионов депрессивного типа, отличающихся низким уровнем социальноэкономического развития. Решение данной проблемы охватывает широкий круг задач, связанных не только с потребительскими товарами, но также оптовыми связями, контрактами, поставками и реализацией продукции. Это требует совершенствования механизма регулирования потребительского рынка, выступающего важнейшим элементом рыночной инфраструктуры, с одной стороны, и обеспечивающим функционирование региональной экономики, с другой.

Для реализации программ, связанных  с качественными преобразованиями потребительского рынка на уровне региона, необходимо, прежде всего, иметь четкое представление о подходах, критериях  выбора направлений его развития и определению главных факторов эффективного функционирования. При  этом особое значение приобретает создание эффективно действующей инфраструктуры потребительского рынка, способной  своевременно и успешно адаптироваться к изменениям внешней и внутренней экономической среды, обеспечивая  тем самым эффективное развитие данного вида рынка с учетом потребностей населения и самодостаточности  региона. Такое понимание роли развития инфраструктуры в совершенствовании  функционирования регионального потребительского рынка следует рассматривать  как необходимое условие движения региона по пути экономического прогресса  и повышения уровня жизни населения.

Потребность в создании современной  инфраструктуры потребительского рынка  делают особенно важными вопросы  теории, методологии и методики ее формирования, анализа состояния  и возможностей развития потребительского рынка в условиях конкретного  региона, выбора направлений развития на ближнюю и дальнюю перспективу. Только на подобной научной основе в настоящее время возможно создание эффективно действующей инфраструктуры потребительского рынка в конкретном регионе. Это и определило выбор  темы и обуславливает актуальность проведенного исследования.

Степень разработанности  проблемы. Теоретические, методологические и прикладные разработки, посвященные  проблеме формирования потребительского рынка и элементов рыночной инфраструктуры, рассматриваются в трудах многих отечественных ученых-экономистов. Различные аспекты ее решения  нашли свое отражение в работах  Баскина А.И., Игнатова Е., Качалова И., Маркова В., Малышкова В., Николаева  Т., Винокурова М.А., Демина М.П., Дмитриева  О.Г., Добрынина А.И., Куракова Л.П., Корецкой JI.K., Калинина JI.A., Новоселова А.С., Попова А.И., Филиппова Н.Н., Шемякина JI.B., Шнипер Р.И. и др.

Однако многие вопросы  формирования потребительского рынка  и рыночной инфраструктуры на региональном уровне исследованы еще недостаточно полно, что негативно отражается на практической стороне данной проблемы. При этом слабо учитываются индивидуальные особенности регионов, предъявляющих  свои специфические требования к  формированию инфраструктуры каждого  конкретного потребительского рынка. Не решенными остаются задачи комплексного исследования факторов развития данного  вида рынка в конкретных условиях функционирования рыночной экономики. Не полно рассмотрены специфика  развития инфраструктуры потребительского рынка и механизм управления данным процессом. Все это и предопределило цель, задачи и направления настоящего исследования.

Целью диссертационного исследования является разработка и уточнение  ряда теоретических и методических положений для обоснования выбора основных направлений совершенствования  инфраструктуры регионального потребительского рынка и формирования механизма его развития на этапе перехода к подъему отечественной экономики.

Реализация поставленной цели потребовала решения следующих  задач, определивших логику диссертационного исследования:

- изучить сущность, особенности  и взаимодействие составных элементов  регионального потребительского  рынка;

- уточнить теоретические  основы формирования и развития  инфраструктуры регионального потребительского  рынка;

- провести анализ современного  состояния и тенденций развития  инфраструктуры обслуживания продовольственного  рынка в регионе;

- разработать модель динамики  оборота розничной торговли применительно  к условиям конкретного региона;

- определить влияние внешних  и внутренних экономических факторов  на функционирование и развитие  потребительского рынка в регионе;

- разработать общие положения  формирования механизма развития  регионального потребительского  рынка в соответствии с современными  требованиями к управлению экономическими  системами.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и прикладных вопросов функционирования и развития эффективной инфраструктуры регионального потребительского рынка  в специфических условиях трансформируемой экономики.

Объектом исследования выступает  инфраструктура потребительского рынка  России в целом и Республики Дагестан.

Теоретической и методологической основой диссертации служат достижения научной мысли отечественных  и зарубежных ученых в области  экономики и управления инфраструктурой  регионального рынка потребительских  товаров и услуг, труды классиков  макроэкономической теории и сформировавшейся на ее основе теории локальных рынков, работы российских ученых, посвященные  проблемам государственного регулирования  рынка потребительских товаров  и услуг, объектов рыночной инфраструктуры и их влияния на потенциальную  емкость рынка.

В процессе проведения исследования использовались общие методы научного познания социально-экономических  явлений и процессов , в частности, методы анализа и синтеза, ранжирования, логического, системного и экономико-статистического  анализа, метод экспертных оценок, методы моделирования и т.д.

Информационное обеспечение  диссертационного исследования составили  законодательные и нормативные  акты органов государственной власти Российской Федерации и Республики Дагестан, статистические сборники Федеральной  службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной  службы государственной статистики по Республике Дагестан, рабочие материалы  Министерства промышленности и торговли Республики Дагестан, а также Комитета Правительства Республики Дагестан по поддержке и развитию малого предпринимательства  и потребительского рынка и Министерства экономики РД, материалы научно-практических конференций и научных публикаций в печатных и электронных средствах массовой информации, а также результаты исследований, проведенных автором.

Научная новизна диссертационной  работы заключается в уточнении  теоретических и практических положений  по формированию эффективного механизма  развития инфраструктуры регионального  потребительского рынка, а также  методических рекомендаций по совершенствованию  регулирующей функции управления потребительским  рынком.

В рамках проведенных исследований получены следующие результаты, обладающие научной новизной:

- уточнено содержание  понятия инфраструктуры регионального  потребительского рынка с позиции  требований социально ориентированной  рыночной экономики;

- предложена классификация  компонентов инфраструктуры регионального  потребительского рынка, базирующаяся  на принципах программно-целевого  управления и маркетинга;

- на основе построения  регрессионных зависимостей предложены  прогнозные значения развития  потребительского рынка республик  и областей ЮФО, позволяющие  выбрать направления формирования  модели цивилизованного потребительского  рынка;

- разработана модель развития  потребительского рынка с позиции  применения методов анализа и  прогнозирования, позволяющих установить  пределы насыщения рынка в  существующей социально- экономической  ситуации региона;

- установлены количественные  характеристики влияния различных  факторов на региональный потребительский  рынок на основе корреляционного  и регрессионного анализа взаимосвязи  социально-экономических показателей,  обеспечивающие оценку их регулирующего  воздействия на развитие данного  вида рынка;

- определены направления  развития инфраструктуры потребительского  рынка в регионе, способствующие  укреплению регулирующей функции  управления, активизации предпринимательства,  усилению контроля качества товаров;

- разработаны методические  положения по совершенствованию  деятельности управляющих компаний, как элемента механизма развития  инфраструктуры регионального потребительского  рынка, направленные на создание  единой системы управления данным  процессом.

Практическая значимость проведенного исследования состоит  в том, что полученные результаты могут быть использованы региональными  органами управления в качестве теоретической  и методической базы, а также практических рекомендаций для совершенствования  инфраструктуры потребительского рынка. Представленные в работе подходы  к решению этой важной проблемы будут  способствовать улучшению деятельности союза предпринимателей и потребителей при подготовке нормативных и  методических документов, регламентирующих процессы регулирования отраслей регионального  потребительского рынка, а также  при обосновании и принятии конкретных управленческих решений в рамках регулирования регионального потребительского рынка.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались автором  на ряде международных, всероссийских, республиканских научно-практических конференций и семинаров в 2002-2007 гг. и получили положительную оценку.

Публикации. Основное содержание диссертации изложено в десяти публикациях  общим объемом 5,5 п.л.

Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целью  и задачами, поставленными в данном исследовании. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение:

Заключение.

На основе результатов  своего диссертационного исследования мы приходим к выводу о необходимости  целенаправленного формирования полноценной  инфраструктуры регионального потребительского рынка, и усвоения сути ее функций  и механизма взаимодействия составных  частей.

Эффективное функционирование регионального потребительского рынка  предполагает формирование и развитие адекватной инфраструктуры. Инфраструктура - это обязательный компонент любой  целостной экономической системы  и подсистемы. Она представляет собой  составную часть общего устройства экономической или политэкономической жизни, носящую подчиненный вспомогательный  характер и обеспечивающую нормальную хозяйственную деятельность экономики  или политической системы в целом. Без инфраструктуры рынок не смог бы выполнять возложенные на него функции по товарообмену. Она является фундаментом рыночной системы любого государства, даже того, которое не приемлет рыночную модель экономики.

Информация о работе Потребительский рынок