Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:05, курсовая работа
Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Роль в нашей жизни рынка потребительских товаров постоянно увеличивается, население растет, равно как и потребности каждого человека.
Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.
Введение 3
1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров 4
1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров 4
1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров 9
1.3 Характеристика элементов рынка потребительских товаров 13
2 Анализ рынка соков и нектаров в России 20
2.1 Характеристика рынка соков и нектаров в России 20
2.2 Анализ рынка соков и нектаров в России 26
2.3 Факторы, влияющие на рынок соков и нектаров в России 37
3 Основные перспективы развития 42
Заключение 46
Список используемых источников 47
Приложения 48
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный экономический университет
(УрГЭУ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме:
Рынок потребительских
товаров
Факультет: торгово-технологический Исполнитель: Ципаева Ю.С.
Специальность:
экономика и управление
на предприятии
Кафедра: коммерции
и экономики
торговли
Екатеринбург
2010
Содержание
Введение
1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров 4
1.1 Сущность и функции
рынка потребительских товаров
1.2 Характеристика
субъектов рынка потребительских товаров
1.3 Характеристика
элементов рынка потребительских товаров
2 Анализ рынка соков
и нектаров в России
2.1 Характеристика
рынка соков и нектаров в России
2.2 Анализ рынка
соков и нектаров в России
2.3 Факторы, влияющие
на рынок соков и нектаров в России
3 Основные перспективы
развития
Заключение
Список используемых
источников
Приложения
Введение
Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Роль
в нашей жизни рынка
Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.
В данной работе рассматривается рынок потребительских товаров на примере рынка соков и нектаров в России.
Целью
данной работы можно обозначить изучение
теоретических основ рынка
Задачами работы является изучение сущности и функций рынка, характеристика его субъектов и элементов. С практической стороны изучение спроса, предложения и факторов, влияющих на эти два аспекта существования рынка, на примере рынка соков и нектаров России.
Предметом изучения выступают различные учебные теоретические материалы по курсу экономики и маркетинга, статистические данные, а также современные экономические журналы.
Объектом
работы является непосредственно рынок
соков и нектаров России.
1
Теоретические аспекты
регулирования рынка
потребительских товаров
1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров
Рынок - сложная социально-экономическая категория, сущность которой раскрывается через разные аспекты её проявления.
Во-первых, в системе общественного воспроизводства рынок выступает как сфера товарного обмена. С точки зрения производственных отношений рынок представляет собой отношения по поводу реализации товаров, их купли-продажи.
Во-вторых, рынок является формой хозяйственной деятельности, системой организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческими решениями по сбыту, проведением рекламных мероприятий, формированием спроса населения и др.
Роль
и функции рынка можно
Исходное звено общей системы - товарное производство - оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
а) в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;
б) одновременно
с изготовлением товаров
в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.
Первая функция состоит в том, что рынок интегрирует (соединяет) сферу производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.
Другая функция рынка заключается в том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют качество и количество созданных продуктов. Кроме того, в рыночной сфере непрерывно проводится, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов - доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей - разорительно или выгодно их приобретать? В итоге рынок решает судьбу буквально каждого товара: будет или не будет он продан? Если же будет реализован, то по какой цене?
Наконец, самая важная функция рынка проявляется в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей).
Современное
рыночное хозяйство сложилось под воздействием
ряда взаимосвязанных факторов:
Факторы,
формирующие современное
рыночное хозяйство
Признаки
Рынок товаров и услуг - сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда. (ГОСТ Р 51303-99)
К этому следует добавить, что рынок товаров и услуг включает в себя несколько подвидов:
а) рынок продовольственных и промышленных товаров потребительского назначения, в который включаются конкретные рынки;
б) рынок услуг, объединяющий рынки коммунальных, бытовых, транспортных, культурных, образовательных, посреднических, информационных и производственных услуг (некоторые из них одновременно являются факторами производства)
Рынок потребительских товаров — сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризующих куплю - продажу потребительских товаров по их вещественному составу и стоимости.
Потребительский рынок — ключевое звено рыночной экономики, ибо экономические интересы общества и каждого индивида направлены на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах.
Рынок потребительских товаров как система товарно-денежных отношений характеризуется:
Во-первых, экономической обособленностью производителей;
Во-вторых, независимостью субъектов рыночных отношений;
В-третьих, преимуществом прямых связей между субъектам рынка, обусловленных их экономичностью;
В-четвертых, свободою в выборе партнеров и добровольными хозяйственными связями;
В-пятых, конкуренцией и связанным с ней предпринимательской риском в принятии решений;
В-шестых, различной степенью риска в хозяйственных отношениях.
Основные задачи рынка потребительских товаров — это:
1) обеспечение организационно-экономических связей между производителями и потребителями продукции на основе учета спроса и предложения;
2) стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса, ведущих к обновлению и увеличению производства потребительских товаров, расширению их ассортимента и улучшению качества;
3) определение ожидаемого уровня полезности товара и установление цены на него:
4) активизация
делового развития хозяйственных субъектов
и повышение эффективности их деятельности.
1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров
Важнейшей составляющей эффективного развития рынка потребительских товаров является взаимодействие его субъектов.
Каждый субъект рынка реализует собственные экономические интересы, которые проявляются в процессе его воздействия на объекты рынка.
Объектом купли-продажи на потребительском рынке выступают продукты, предметы, блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей, как индивидов, или как представителей коллектива.
Рынок потребительских товаров и услуг для населения (потребительский рынок) является многоотраслевым и многономенклатурным. Он классифицируется по товарам и товарным группам, объединяя рынки хлебобулочных изделий, мяса, «кондитерских товаров, напитков, одежды и обуви, культурно-бытовых товаров, строительных материалов и т п. в рамках каждого территориального рынка.
Потребительские товары как объекты рынка отличаются большим разнообразием, обусловленным потребительскими свойствами товаров и степенью их необходимости, источником поступления на рынок, степенью новизны, престижностью и др.