Рынок потребительских товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 08:05, курсовая работа

Описание работы

Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Роль в нашей жизни рынка потребительских товаров постоянно увеличивается, население растет, равно как и потребности каждого человека.
Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров 4
1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров 4
1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров 9
1.3 Характеристика элементов рынка потребительских товаров 13
2 Анализ рынка соков и нектаров в России 20
2.1 Характеристика рынка соков и нектаров в России 20
2.2 Анализ рынка соков и нектаров в России 26
2.3 Факторы, влияющие на рынок соков и нектаров в России 37
3 Основные перспективы развития 42
Заключение 46
Список используемых источников 47
Приложения 48

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 541.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический  университет

(УрГЭУ) 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  теме:

Рынок потребительских  товаров  
 
 

Факультет: торгово-технологический                  Исполнитель: Ципаева Ю.С.

Специальность: экономика и управление            Группа: ЭТ-08

на предприятии

Кафедра: коммерции и экономики                       Научный руководитель: Гаянова

торговли                                                                   Венера Медетовна 
 
 
 
 

Екатеринбург   2010 
 

Содержание 

Введение                                                                                                                          3

1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров             4

1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров                                        4

1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров                               9

1.3 Характеристика элементов рынка потребительских товаров                            13

2 Анализ рынка соков и нектаров в России                                                               20

2.1 Характеристика рынка соков и нектаров в России                                             20

2.2 Анализ рынка соков и нектаров в России                                                            26

2.3 Факторы, влияющие на рынок соков и нектаров в России                                37

3 Основные перспективы развития                                                                            42

Заключение                                                                                                                   46

Список используемых источников                                                                             47

Приложения                                                                                                                  48 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

      Рынок – это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.

     Роль  в нашей жизни рынка потребительских  товаров постоянно увеличивается, население растет, равно как и потребности каждого человека.

     Человеку необходим широкий выбор современных качественных товаров, и лишь такая экономическая категория, как «Рынок потребительских товаров» может помочь ему в этом. Изучение данного вопроса очень актуально в современном мире.

     В данной работе рассматривается рынок потребительских товаров на примере рынка соков и нектаров в России.

     Целью данной работы можно обозначить изучение теоретических основ рынка потребительских  товаров в целом, и практических аспектов современного рынка соков и нектаров.

     Задачами  работы является изучение сущности и функций рынка, характеристика его субъектов и элементов. С практической стороны изучение спроса, предложения и факторов, влияющих на эти два аспекта существования рынка, на примере рынка соков и нектаров России.

     Предметом изучения выступают различные учебные теоретические материалы по курсу экономики и маркетинга, статистические данные, а также современные экономические журналы.

     Объектом  работы является непосредственно рынок  соков и нектаров России. 
 
 
 
 
 
 

     1 Теоретические аспекты регулирования рынка потребительских товаров 

     1.1 Сущность и функции рынка потребительских товаров

     Рынок - сложная социально-экономическая категория, сущность которой раскрывается через разные аспекты её проявления.

     Во-первых, в системе общественного воспроизводства рынок выступает как сфера товарного обмена. С точки зрения производственных отношений рынок представляет собой отношения по поводу реализации товаров, их купли-продажи.

     Во-вторых, рынок является формой хозяйственной деятельности, системой организационно-экономических действий, направленных на продвижение товара от производителя к потребителю. Такие действия связаны, например, с развитием конкретного хозяйственного механизма производства и реализации товаров, форм и методов продажи, управленческими решениями по сбыту, проведением рекламных мероприятий, формированием спроса населения и др.

     Роль  и функции рынка можно правильно  понять, если рассмотреть его в  рамках более широкой системы. Такой  системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно самостоятельных подсистем: товарного производства и рынка. Эти подсистемы неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.

     Исходное  звено общей системы - товарное производство - оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:

а) в  сфере производства постоянно создаются  полезные продукты, которые столь  же регулярно становятся объектами  рыночных сделок;

б) одновременно с изготовлением товаров создаются  потенциальные доходы всех агентов  товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;

в) в  силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость самого рыночного обмена продуктами.

     В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи и составляют особые функции рынка.

     Первая  функция состоит в том, что  рынок интегрирует (соединяет) сферу  производства (тем самым производителей) и сферу потребления (потребителей) в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Без рынка товарное производство не может служить потреблению, а сфера потребления окажется без благ, удовлетворяющих потребности людей.

Другая  функция рынка заключается в  том, что он выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. При этом в рыночном обмене непосредственно выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствуют качество и количество созданных продуктов. Кроме того, в рыночной сфере непрерывно проводится, так сказать, экзамен по экономике: для продавцов - доходно или убыточно реализовывать товары, для покупателей - разорительно или выгодно их приобретать? В итоге рынок решает судьбу буквально каждого товара: будет или не будет он продан? Если же будет реализован, то по какой цене?

     Наконец, самая важная функция рынка проявляется  в том, что рыночный обмен служит способом осуществления экономических  интересов продавцов (производителей товаров) и покупателей (потребителей).

Современное рыночное хозяйство сложилось под воздействием ряда взаимосвязанных факторов: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Факторы, формирующие современное рыночное хозяйство 
 
 

 
 
 

             Признаки классификации  рынков: 

               

 
 

 

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Рынок товаров и услуг - сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда. (ГОСТ Р 51303-99)

     К этому следует добавить, что рынок товаров и услуг включает в себя несколько подвидов:

     а) рынок продовольственных и промышленных товаров потребительского назначения, в который включаются конкретные рынки;

     б) рынок услуг, объединяющий рынки коммунальных, бытовых, транспортных, культурных, образовательных, посреднических, информационных и производственных услуг (некоторые из них одновременно являются факторами производства)

     Рынок потребительских товаров — сфера товарного обращения, совокупность условий, характеризующих куплю - продажу потребительских товаров по их вещественному составу и стоимости.

     Потребительский рынок — ключевое звено рыночной экономики, ибо экономические интересы общества и каждого индивида направлены на удовлетворение потребностей людей в товарах и услугах.

     Рынок потребительских товаров как система товарно-денежных отношений характеризуется:

     Во-первых, экономической обособленностью производителей;

     Во-вторых, независимостью субъектов рыночных отношений;

     В-третьих, преимуществом прямых связей между субъектам рынка, обусловленных их экономичностью;

     В-четвертых, свободою в выборе партнеров и добровольными хозяйственными связями;

     В-пятых, конкуренцией и связанным с ней предпринимательской риском в принятии решений;

     В-шестых, различной степенью риска в хозяйственных отношениях.

     Основные задачи рынка потребительских товаров — это:

    1) обеспечение организационно-экономических связей между производителями и потребителями продукции на основе учета спроса и предложения;

    2) стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса, ведущих к обновлению и увеличению производства потребительских товаров, расширению их ассортимента и улучшению качества;

    3)   определение ожидаемого уровня полезности товара и установление цены на него:

    4) активизация делового развития хозяйственных субъектов и повышение эффективности их деятельности. 
     
     

     1.2 Характеристика субъектов рынка потребительских товаров

     Важнейшей составляющей эффективного развития рынка потребительских товаров является взаимодействие его субъектов.

     Каждый  субъект рынка реализует собственные экономические интересы, которые проявляются в процессе его воздействия на объекты рынка.

     Объектом  купли-продажи на потребительском рынке выступают продукты, предметы, блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей людей, как индивидов, или как представителей коллектива.

     Рынок потребительских товаров и услуг для населения (потребительский рынок) является многоотраслевым и многономенклатурным. Он классифицируется по товарам и товарным группам, объединяя рынки хлебобулочных изделий, мяса, «кондитерских товаров, напитков, одежды и обуви, культурно-бытовых товаров, строительных материалов и т п. в рамках каждого территориального рынка.

     Потребительские товары как объекты рынка отличаются большим разнообразием, обусловленным потребительскими свойствами товаров и степенью их необходимости, источником поступления на рынок, степенью новизны, престижностью и др.

Информация о работе Рынок потребительских товаров