Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:49, курсовая работа
В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе. Хозяйственная деятельность субъектов экономики (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство) протекает на рынке. Рынок - это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавц
Глава 1. Сущность, структура, механизм рынка.
1.1.Сущность и структура рынка.
1.2.Функции рынка.
Глава 2. Потребительский рынок России.
2.1. Современное состояние потребительского рынка России.
2.2. Рыночный механизм потребительского рынка.
2.3. Субъекты рынка.
2.4. Поведение потребителей.
2.5. Спрос и предложение.
Глава 3. Защита прав потребителей.
3.1. Закон устанавливает следующие права потребителей:
3.2. Организации по защите прав потребителей.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.
Потребитель может защитить себя самостоятельно в том случае, если он хорошо разбирается в Законе, правилах продажи товаров и оказания услуг. Это очень сложно, но этому нужно учиться.
Иногда потребитель очень хорошо знает свои права, но продавец отказывается удовлетворить его законные требования. В этом случае потребитель обращается к специалисту, основной работой которого является защита прав потребителей.
Есть специальные организации, например антимонопольное управление, госторгинспекция (государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей), которые занимаются защитой потребителей. Можно обратиться к специалисту по защите прав потребителей в администрацию района. Некоторые вопросы защиты прав потребителей решает милиция, а также различные инспекции, жилищная, транспортная, ветеринарная и т.д. Задачи, возложенные государством на антимонопольный орган, имеют огромнейшее социальное значение при защите прав граждан–потребителей. Решения антимонопольной службы влияют на сдерживание роста цен на потребительских рынках. Например, в области роста цен на недвижимость, а также по вопросам изменения условий тарифов у операторов мобильной связи и по росту цен на бензин. За защитой своих прав можно обратиться в общество защиты прав потребителей. Для достижения уставных целей Общество защиты прав потребителей в соответствии с законом "О защите прав потребителей" осуществляет следующие виды деятельности:
Ежегодно 15 марта мировая общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения.
Всемирная организация союзов потребителей (CI) - независимая некоммерческая бесприбыльная неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961г. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. СI защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организации экономической и социальной направленности. CI оказывает своим членам помощь в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.
В России Всемирный день защиты прав потребителей впервые особенно широко отмечался во всех регионах в 1994 году. Ежегодно, накануне Всемирного дня защиты прав потребителей, утверждается девиз, под которым определяются направления деятельности по проведению указанного дня.
Рыночная
Государство обязано поддерживать суверенитет потребителя, а именно определять и защищать его права от поддельных, фальсифицированных продуктов и пр. Это достигается введением законов о защите прав потребителей, недопущении недобросовестной конкуренции. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства. Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Он и сам является достижением мировой цивилизации.
Рыночная экономика является наиболее эффективной формой функционирования хозяйства и представляет собой систему взаимосвязей, посредством которой индивидуальные, самостоятельно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путём применения наиболее эффективной технологии и организации производства. Исторически и логически именно потребительский рынок был исходным пунктом становления рыночных отношений, началом формирования системы рынков, и в современный период в экономической системе центральное место принадлежит именно потребительскому рынку, который, в свою очередь, через механизм обратной связи влияет на другие виды рынков. Объекту данного исследования - потребительскому рынку - присущи все основные свойства, все механизмы действия рыночной системы.
Таким образом, потребительский рынок - это ядро всей рыночной системы, которое определяет ее эффективность и развитие во времени. Поэтому в структуре экономического рынка первостепенное значение принадлежит потребительскому рынку, как конечному пункту реализации товаров. Этот рынок как бы завершает движение товара, дает оценку производителям товаров. Потребительски и рынок по своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков. Повсеместно на потребительском рынке реализуется большая часть ВВП. Многофункциональность потребительского рынка в системе общественного воспроизводства подтверждает правомерность его рассмотрения как самостоятельной экономической категории. Функции, которые выполняет потребительский рынок, в определенной мере совпадают с функциями, присущими рынку в целом, но и отличаются, будучи обусловленными экономическим назначением потребительских благ, а также экономической ситуацией в стране. Среди наиболее важных функций потребительского рынка можно выделить следующие:
- реализация части валового национального продукта, предназначенного для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей населения (общества и государства), посредством которого возмещаются затраты на производство и обращение и тем самым обеспечивается нормальный ход воспроизводственного процесса. Следовательно, потребительский рынок является связующим звеном между производством и обусловленными ими распределением, с одной стороны, и личным потреблением, с другой;
- экономическое стимулирование роста производства, повышение его эффективности, побуждающее производителей создавать пользующиеся спросом потребительские блага наилучшего качества. При несоответствии спроса и предложения товаров возникают затруднения в реализации денежных доходов населения. Следствием чего является нарушение всего механизма воспроизводства;
- доведение товаров через
Рис. 1
Рис.2
Таблица 1.
Спрос | Цена | Предложение | Излишек, нехватка |
500 штук | 100 рублей | 380 штук | -120 |
475 штук | 120 рублей | 420 штук | -55 |
460 штук | 150 рублей | 460 штук | 0 |
420 штук | 195 рублей | 475 штук | + 55 |