Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 05:49, курсовая работа

Описание работы

В ходе экономических реформ в России изначально наиболее широкое и интенсивное развитие получил потребительский рынок. Это вполне объяснимо, ибо здесь переплетаются коренные интересы населения и производителей конечной продукции потребительского назначения, здесь реализуется до 60% ВВП России. Потребительский рынок по своему назначению выполняет многогранные функции жизнеобеспечения населения. В этом плане велико его социальное значение. Вместе с тем, это и механизм интенсивного обратного стимулирующего воздействия потребительного производства на весь комплекс отраслей экономики и на социально-политическую ситуацию в обществе. Хозяйственная деятельность субъектов экономики (домашние хозяйства, предприятия (фирмы), государство) протекает на рынке. Рынок - это общественный институт, сводящий вместе покупателя и продавц

Содержание

Глава 1. Сущность, структура, механизм рынка.
1.1.Сущность и структура рынка.
1.2.Функции рынка.
Глава 2. Потребительский рынок России.
2.1. Современное состояние потребительского рынка России.
2.2. Рыночный механизм потребительского рынка.
2.3. Субъекты рынка.
2.4. Поведение потребителей.
2.5. Спрос и предложение.
Глава 3. Защита прав потребителей.
3.1. Закон устанавливает следующие права потребителей:
3.2. Организации по защите прав потребителей.
Заключение.
Список использованной литературы.
Приложение.

Работа содержит 1 файл

курсовая потреб.рынок и защита прав потр..doc

— 209.50 Кб (Скачать)

      Потребитель может защитить себя самостоятельно в том случае, если он хорошо разбирается  в Законе, правилах продажи товаров  и оказания услуг. Это очень сложно, но этому нужно учиться.

Иногда  потребитель очень хорошо знает  свои права, но продавец отказывается удовлетворить его законные требования. В этом случае потребитель обращается к специалисту, основной работой которого является защита прав потребителей.

3.2. Организации по защите прав потребителей.

        Есть специальные организации, например антимонопольное управление, госторгинспекция (государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей), которые занимаются защитой потребителей. Можно обратиться к специалисту по защите прав потребителей в администрацию района. Некоторые вопросы защиты прав потребителей решает милиция, а также различные инспекции, жилищная, транспортная, ветеринарная и т.д. Задачи, возложенные государством на антимонопольный орган, имеют огромнейшее социальное значение при защите прав граждан–потребителей. Решения антимонопольной службы влияют на сдерживание роста цен на потребительских рынках. Например, в области роста цен на недвижимость, а также по вопросам изменения условий тарифов у операторов мобильной связи и по росту цен на бензин. За защитой своих прав можно обратиться в общество защиты прав потребителей. Для достижения уставных целей Общество защиты прав потребителей в соответствии с законом "О защите прав потребителей" осуществляет следующие виды деятельности:

  • рассматривает жалобы граждан о нарушениях прав потребителей, консультирует их по вопросам законодательства о защите прав потребителей;
  • анализирует договоры, заключаемые продавцами (исполнителями, производителями) с потребителями, с целью выявления условий, ущемляющих права потребителей и предпринимает необходимые действия для защиты потребителей;
  • проводит по собственной инициативе, по просьбе потребителей или по определению суда независимую экспертизу, товаров и услуг, выдают потребителям экспертное заключение;
  • осуществляет сбор информации о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу потребителей, нарушению прав потребителей, вызванного опасными товарами (работами, услугами), и извещают органы государственного управления, осуществляющие контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), принимает необходимые меры для защиты прав потребителей;
  • в целях защиты прав потребителей предъявляет иски в суды по собственной инициативе или по поручению потребителя (группы потребителей, или в интересах неопределенного круга потребителей);
  • организует семинары и конференции по вопросам защиты потребителей;
  • оказывает юридическое консультирование граждан по вопросам защиты прав потребителей, применения положений Закона о защите прав потребителей и других нормативных актов в сфере защиты потребителей.
 

Ежегодно 15 марта мировая общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей как день международного потребительского движения.

      Всемирная организация союзов потребителей (CI) - независимая некоммерческая бесприбыльная  неполитическая организация, зарегистрированная в Нидерландах в 1961г. Она объединяет более 180 общественных и государственных организаций, занимающихся проблемами защиты прав потребителей из 72 стран. СI защищает интересы потребителей всего мира, способствует развитию общественного потребительского движения и системы защиты прав потребителей в целом. Представляет интересы потребителей в ЮНЕСКО, структурах ООН, в ряде других международных организации экономической и социальной направленности. CI оказывает своим членам помощь в обучении специалистов, обеспечении информации в области защиты прав потребителей.

      В России Всемирный день защиты прав потребителей впервые особенно широко отмечался во всех регионах в 1994 году. Ежегодно, накануне Всемирного дня  защиты прав потребителей, утверждается девиз, под которым определяются направления деятельности по проведению указанного дня.

Заключение.

            Рыночная экономика  является наиболее эффективной формой функционирования хозяйства и представляет собой систему взаимосвязей, посредством которой индивидуальные, самостоятельно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путём применения наиболее эффективной технологии и организации производства. Рынок - это обратная сторона товарного производства. Без товарного производства нет рынка, но и без рынка нет товарного производства. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью. На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Общество состоит из потребителей. Каждый потребитель принимает абсолютно самостоятельное решение относительно объёма и направления покупок, и производитель вынужден с этим считаться.

      Государство обязано поддерживать суверенитет  потребителя, а именно определять и  защищать его права от поддельных, фальсифицированных продуктов и  пр. Это достигается введением  законов о защите прав потребителей, недопущении недобросовестной конкуренции. Рынок позволяет решать такие центральные проблемы экономики, как уровень жизни, структура и эффективность производства. Рынок позволяет пользоваться общечеловеческими ценностями. Он и сам является достижением мировой цивилизации.

      Рыночная экономика является наиболее эффективной формой функционирования хозяйства и представляет собой систему взаимосвязей, посредством которой индивидуальные, самостоятельно выбранные решения учитываются, суммируются и взаимно уравновешиваются. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путём применения наиболее эффективной технологии и организации производства. Исторически и логически именно потребительский рынок был исходным пунктом становления рыночных отношений, началом формирования системы рынков, и в современный период в экономической системе центральное место принадлежит именно потребительскому рынку, который, в свою очередь, через механизм обратной связи влияет на другие виды рынков. Объекту данного исследования - потребительскому рынку - присущи все основные свойства, все механизмы действия рыночной системы.

           Таким образом, потребительский  рынок - это ядро всей рыночной системы, которое определяет ее эффективность и развитие во времени. Поэтому в структуре экономического рынка первостепенное значение принадлежит потребительскому рынку, как конечному пункту реализации товаров. Этот рынок как бы завершает движение товара, дает оценку производителям товаров. Потребительски и рынок по своему удельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительский рынок занимает ведущее место в системе рынков. Повсеместно на потребительском рынке реализуется большая часть ВВП. Многофункциональность потребительского рынка в системе общественного воспроизводства подтверждает правомерность его рассмотрения как самостоятельной экономической категории. Функции, которые выполняет потребительский рынок, в определенной мере совпадают с функциями, присущими рынку в целом, но и отличаются, будучи обусловленными экономическим назначением потребительских благ, а также экономической ситуацией в стране. Среди наиболее важных функций потребительского рынка можно выделить следующие:

      - реализация части валового национального продукта, предназначенного для удовлетворения индивидуальных и коллективных потребностей населения (общества и государства), посредством которого возмещаются затраты на производство и обращение и тем самым обеспечивается нормальный ход воспроизводственного процесса. Следовательно, потребительский рынок является связующим звеном между производством и обусловленными ими распределением, с одной стороны, и личным потреблением, с другой;

      - экономическое стимулирование  роста производства, повышение его эффективности, побуждающее производителей создавать пользующиеся спросом потребительские блага наилучшего качества. При несоответствии спроса и предложения товаров возникают затруднения в реализации денежных доходов населения. Следствием чего является нарушение всего механизма воспроизводства;

      - доведение товаров через механизм  товарного обращения до конечных  потребителей. Обменивая денежные  доходы на товары, население удовлетворяет  свои потребности в материальных  и духовных благах. Личное потребление работника есть не что иное, как воспроизводство рабочей силы. Покупая на заработную плату средства существования и потребляя их, работник тем самым создает условия для воспроизводства своей рабочей силы и получает возможность снова продать её предпринимателю. Сделает он это обязательно, так как средства существования потреблены работником, а средства производства находятся у предпринимателя. Из сущности рынка и его функций логически вытекает и его роль в процессе общественного воспроизводства. В данном курсовом проекте цель достигнута, т.к раскрыты основные понятия потребительского рынка, а также освещены задачи  организаций и Закона РФ "О защите прав потребителей".

Список  использованной литературы.

  1. Экономика: Учебник  под ред. А. С. Булатова. - М.: БЕК, 1994,с. 15.
  2. Теория и практика региональной экономики. Шабунина И. М., Ломовцева О. А., Трубин М.-Ю. - Волгоград: Изд-во Волгоград, гос. Ун-та, 1996,с.65.
  3. Основы экономической теории. П.Г. Ермишин. Курс лекций.2007 г.
  4. Документ закона РФ от 07 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» в редакции от 23.07.2008, начало действия редакции 01.01.2009. Изд. г. Екатеринбург ДОМ «Ажур»,2008 г.
  5. Правовая система «Консультант Плюс».
  6. Экономическая теория. Пособие под редакцией Н.И.Базылева и С.П.Гурко.- Минск: Изд-во «Книжный Дом», 2004 г., с.168-171.
  7. Микроэкономика: Практический подход: Учебник под ред. А.Г.Грязновой и А.Ю.Юданова. Изд-во г. Москва Торговый Дом «КноРус», 2004 г, с.44,45.

Приложение.

 

Рис. 1 
 

Рис.2 

Таблица 1.

Спрос Цена Предложение Излишек, нехватка
500 штук 100 рублей 380 штук -120
475 штук 120 рублей 420 штук -55
460 штук 150 рублей 460 штук 0
420 штук 195 рублей 475 штук + 55

Информация о работе Потребительский рынок