Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России, начиная с 1992 г.
Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические основы ценообразования………………………………..….4
Трудовая теория стоимости……………………………………………...4
Теория предельной полезности………………………………………….6
Неоклассический синтез теории стоимости……………………………7
Реформирование системы ценообразования в России…………………….9
Влияние спроса и предложения на цену………………………………..9
Способы перехода к рыночному ценообразованию…………………...11
Возможные варианты реформы цен……………………………………14
Либерализация цен в России и ее последствия………………………...17
Модели ценообразования…………………………………………………....21
Ценообразование на рынке свободной конкуренции………………….21
Ценообразование на рынке монополии…………………………………22
Ценообразование на рынке монополистической конкуренции…….…26
Ценообразование в условиях олигополии……………………………...30
Особенности формирования цены на факторы производства…………….33
Основные факторы производства……………………………………….33
Факторные доходы и их функциональное распределение……………35
Формирование цен на факторы производства…………………………37
Методы ценообразования…………………………………………………....38
Заключение…………………………………………………………………...44
Список использованных материалов……………………………………….46
Приложения………………………………………………………………….48
На практике при выборе уровня рентабельности предприятие использует:
• единую ставку, рассчитанную по отношению к общей сумме затрат на производство продукции;
• единую ставку, рассчитанную по отношению к переменным затратам (чаще к сумме заработной платы и стоимости материалов, необходимых для производства продукции). Недостатки этого метода:
• не принимается в расчет эластичность спроса на товар;
• снижаются ощущения конкурентной борьбы и, следовательно, утрачиваются стимулы к минимизации затрат.
2. Метод предельных издержек. Сущность метода заключается в том, что к переменным затратам на единицу данного изделия прибавляется сумма, покрывающая затраты и обеспечивающая достаточную норму прибыли:
Р = МС + MCxR/100
где Р — цена изделия;
МС — предельные издержки производства;
R — рентабельность продукции, %.
Преимущество метода состоит в том, что обеспечиваются полное возмещение постоянных затрат и максимизация прибыли. Его использование на практике связано с делением затрат (на постоянные и переменные) и необходимостью их расчета в связи с переходом на международную систему финансовой отчетности на предприятиях.
При выборе уровня рентабельности кроме уже приведенных выше ставок используют норму прибыли на вложенный капитал.
Метод дохода
на капитал также базируется
на издержках производства
Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал. При применении этого метода рентабельность продукции рассчитывается по следующей формуле:
рентабельность = (норма прибыли на вложенный капитал х итог актива баланса + сумма постоянных затрат
------------------------------
Основные преимущества этого метода заключаются в возможности учета платности финансовых ресурсов, необходимых для производства и реализации продукции. Однако в период инфляции ставки процентов за кредит имеют высокую степень неопределенности, что в значительной степени усложняет использование этого метода.
Метод дохода на
капитал предназначен для предприятий
с большим ассортиментом
Метод определения цен с ориентацией на спрос (иначе метод оценки реакции покупателей или потребительской оценки). Это один их самых оригинальных методов ценообразования, так как все больше предпринимателей ориентируется при установлении цен не на издержки производства, а на восприятие товара потребителем. Этот метод в своей деятельности используют такие известные американские концерны, как Du Pont и Caterpillar.18
Производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов.
При этом методе, чем больше степень дифференциации товаров, тем больше эластичность приемлемых для потребителя цен. Товары могут дифференцироваться с учетом технических параметров, дизайна, вкуса, проводимой рекламной кампании, надежности, долговечности, экономичности в эксплуатации, послепродажного сервиса и т. п. С дифференциацией товара тесно связана дифференциация рынка. Успешная реализация метода ценообразования основана на том, что производитель хорошо знает потребности своих потенциальных покупателей, умеет привлечь внимание к специфическим качествам своего товара и реально оценивает возможных конкурентов.
Реакция покупателей на изменение цен может быть учтена:
посредством анализа данных предыдущего периода методом регрессионного анализа и экстраполяции полученных результатов на будущее;
посредством проведения на рынке эксперимента с различными ценами на свою продукцию.
Эти способы имеют недостатки и определенные трудности в воплощении в жизнь. Так, при экстраполировании спроса на товар на будущее следует проявлять определенную осторожность, особенно имея дело с товарами, потребление которых во многом вызвано модой. Проводя эксперимент на рынке с ценами, надо учитывать то обстоятельство, что продавать товар по высокой цене после того как он появился на рынке по более низкой цене, достаточно сложно.
Тем не менее определенный ориентир на рынке с помощью этих методов может быть получен.
Метод установления цены на уровне текущих цен сосредоточивает в себе, как принято считать «коллективную мудрость отрасли». Он применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. Предприятия-изготовители продукции исходят в этих условиях из факта конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже уровня цены конкурентов. Если же товар действительно обладает какими-то новыми качествами, отличными от товаров конкурентов, или воспринимается покупателями как обладающий новыми качествами, то производитель свободен в определении уровня цены и не принимает во внимание уже существующие цены. См Приложение 4.
На рынке однородных товаров предприятие вынуждено следить за ценами конкурентов (в то время как рынки неоднородных товаров предоставляют большую гибкость на ценовую политику конкурентов.
Цены на основе закрытых торгов (метод «запечатанного конверта») устанавливаются, как правило, на крупные заказы . При определении цены ориентируются, прежде всего, на цены конкурентов, но при этом предполагаемая цена должна быть не ниже затрат предприятия, полных или предельных в зависимости от ситуации, сложившейся на предприятии.19
Установление окончательной цены.
При установлении окончательной цены необходимо учитывать:
Издержки собственного производства,
Цены конкурентов, психологию ценовосприятия со стороны потребителя
Специалист, принимающий решение, учитывает политику фирмы и влияние на цены других участников рыночной деятельности: посредников, конкурентов, поставщиков, государственных органов.
В приложении 5 представлены факторы, которые следует принимать во внимание при установлении окончательной цены. 20
Заключение.
Цена и ценообразование являются важной составной частью хозяйственного механизма. Сам хозяйственный механизм представляет собой совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых форм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся обстановки.
Развитие конкретных отношений в различных отраслях народного хозяйства невозможно без научного ценообразования на результаты производственной деятельности. В арсенале экономических средств, обеспечивающих успешное развитие народного хозяйства, ценообразование является наиболее действенным экономическим инструментом. О значении цены как экономического инструмента управления народным хозяйством говорит то, что она лежит в основе исчисления таких экономических показателей, как себестоимость, прибыль, объем реализации продукции, товарооборот.
В процессе коренной перестройки хозяйственного механизма, объективной необходимостью стал радикальный пересмотр сложившейся в нашей стране ранее системы цен и ценообразования. Без реформы цен невозможно создать нормальных экономических отношений в экономике, обеспечить обоснованную оценку затрат и результатов производства, эквивалентность в обмене товарами и услугами, стимулировать научно-технический прогресс и ресурсосбережение и нормализовать обстановку на рынке.
В решении сложных методологических проблем ценообразования на современном этапе развития нашего общества огромную роль играет глубокое теоретическое осмысление роли и значения творческого характера труда, его содержания как субстанции стоимости и цены материальных благ. На пути освоения законов рыночной экономики вопросы управления системой ценообразования занимают одно из центральных мест в социальной политике государства.
Осуществление ценообразования
на научной основе лежит в плоскости
совершенствования
Список использованных материалов.
Нормативно-правовые акты :
Книги:
2) Брагинский С.В, Певзнер Я.А Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М., 1991.
3) Основы экономической теории. Учебное пособие / под ред. Ю.В. Матвеева, Р.П. Кудряшовой, Самара 2004
4) Самуэльсон П., Нордхаус В. Экономика, М., 1997
Журналы:
Интернет-ресурсы:
Приложения
Приложение 1. Виды цен.
Приложение 2. Функции цен.
Приложение 3.
Принятие решения об установлении цен
Перечень необходимой информации
Приложение 421
Реакция |
Конкурент | |
конкурентов |
снизил цену |
Приложение 5. Факторы, влияющие на установление окончательной цены.22
1 Основы экономической теории. Учебное пособие / под ред. Ю.В. Матвеева, Р.П. Кудряшовой, Самара, 2004
2 Основы экономической теории. Учебное пособие / под ред. Ю.В. Матвеева, Р.П. Кудряшовой, Самара 2004
3 Основы экономической теории. Учебное пособие / под ред. Ю.В. Матвеева, Р.П. Кудряшовой, Самара 2004
4 Основы экономической теории. Учебное пособие / под ред. Ю.В. Матвеева, Р.П. Кудряшовой, Самара 2004
5 Кондрашев В., К вопросу о теоретическом обосновании ценообразования// Экономист.2000. №11 стр 86-88
6 Под ред. Есипова В.Е, Цены и ценообразование / Питер, 2000
7 Под ред. Салижманова И.K., Ценообразование и рынок / М.: Финстатинформ, 1999
8 Под ред. Салижманова И.K., Ценообразование и рынок / М.: Финстатинформ, 1999
9 Афанасьева М.В. Качество экономики и отраслевые цены // Микроэкономика. - 2009. - N 6. - С.266-274
10 Указ Президента РСФСР от 03.12.1991 N 297 «О мерах по либерализации цен»
11 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М. Владос ,2003
12 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М. Владос ,2003
13 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М. Владос ,2003
14 Яковлев Н.Я. Цены и ценообразование. М., 2000. Пп 9-12
15 П.Г Ермишин Основы экономической теории (курс лекций), эл.вариант, 2007, 115с
16 П.Г Ермишин Основы экономической теории (курс лекций), эл.вариант, 2007, 115с
17 Под ред. Есипова В.Е, Цены и ценообразование / Питер, 2000
18. Брагинский С.В, Певзнер Я.А Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления. М., 1991
19 Васильева Н.Э., Козлова Л.И Формирование цены в рыночных условиях. М., 1995
20 Васильева Н.Э., Козлова Л.И Формирование цены в рыночных условиях. М., 1995
21 Схема выполнена автором, на основании текста Васильева Н.Э., Козлова Л.И, Формирование цены в рыночных условиях. М., 1995
22 Схема выполнена автором, на основании текста Васильева Н.Э., Козлова Л.И, Формирование цены в рыночных условиях. М., 1995