Формирование цены в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России, начиная с 1992 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические основы ценообразования………………………………..….4
Трудовая теория стоимости……………………………………………...4
Теория предельной полезности………………………………………….6
Неоклассический синтез теории стоимости……………………………7
Реформирование системы ценообразования в России…………………….9
Влияние спроса и предложения на цену………………………………..9
Способы перехода к рыночному ценообразованию…………………...11
Возможные варианты реформы цен……………………………………14
Либерализация цен в России и ее последствия………………………...17
Модели ценообразования…………………………………………………....21
Ценообразование на рынке свободной конкуренции………………….21
Ценообразование на рынке монополии…………………………………22
Ценообразование на рынке монополистической конкуренции…….…26
Ценообразование в условиях олигополии……………………………...30
Особенности формирования цены на факторы производства…………….33
Основные факторы производства……………………………………….33
Факторные доходы и их функциональное распределение……………35
Формирование цен на факторы производства…………………………37
Методы ценообразования…………………………………………………....38
Заключение…………………………………………………………………...44
Список использованных материалов……………………………………….46
Приложения………………………………………………………………….48

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЭТ.doc

— 416.50 Кб (Скачать)

Существует  определенная связь между ценностью  продукта и его трудовой стоимостью. В соответствии с этим М. Туган-Барановский обосновал положение, согласно которому предельные полезности воспроизводимых продуктов пропорциональны их трудовым стоимостям. Трудовая стоимость - определяющий фактор, полезность блага - определяемый. Общественный спрос М. Туган-Барановский рассматривает как проявление общественной потребности. Общественное предложение есть результат общественного разделения труда по различным отраслям и сферам производства. Тем самым ученый выделял объективные и субъективные факторы, лежащие в основе цены.

Основателем нового направления в теории стоимости  и цен стал английский экономист  Альфред Маршалл. Он в своих работах отошел от принципа монизма, т.е. поиска единого источника, единственного основания.

А. Маршаллом  был сформулирован неоклассический  подход теории стоимости. Его позиция  определения стоимости сводится к выяснению взаимодействия рыночных сил, лежащих на стороне спроса в виде предельной полезности, и предложения в виде издержек производства. Отсюда А. Маршалл делает вывод: полезность определяет предлагаемое количество, предлагаемое количество определяет издержки производства, издержки производства определяют ценности. Он считал, что цена, которую согласен уплатить за товар покупатель, определяется полезностью товара, при этом полезность он рассматривал как максимальную стоимость, которую может уплатить за товар покупатель.

При определении цен А. Маршалл выделял два фактора, влияющих на цены: предельная полезность и издержки производства. Он считал, что цена, назначенная продавцом товара, определяется издержками его производства, а рыночные цены устанавливаются покупателями и продавцами в результате спроса и предложения.4

Подводя итог, проблема цены товара – это  проблема общественно необходимых  затрат  абстрактного труда и их общественной полезности. Цены в этом качестве обеспечивают эквивалентное обращение всей товарной массы на рынке. Это проверенное практикой качество цены служит отправным моментом практики совершенствования ценообразования и восстановления государственного контроля над ценами. В основу их динамики должно быть заложено изменение общественных затрат на производство. 5

Реформирование системы ценообразования в России

Прежде чем, говорить о реформирование системы  ценообразование в России, рассмотрим, как спрос и предложение влияют на цену, а также виды и функции цен (см Прил.1,2).

Влияние спроса и предложения на цену.

 

 

Спрос на какой-либо товар или услугу - это желание и возможность потребителя купить определенное количество товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Различают:

  • индивидуальный спрос - это спрос конкретного субъекта;
  • рыночный спрос - это спрос всех покупателей на данный товар.

 

       

 Объем  спроса - это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Изменение в  величине спроса - это движение вдоль  кривой спроса. Происходит при изменении цены товара или услуги при прочих равных условиях.        

Закон спроса: при прочих равных условиях, как правило, чем меньше цена товара, тем больше потребитель готов его купить, и наоборот, чем больше цена товара, тем меньше потребитель готов его купить.

 

Предложение какого-либо товара или услуги - это готовность производителя продать определенное количество товара или услуги по определенной цене за определенный период времени.         

Объем предложения - то количество товара или услуги, которое готовы продать продавцы по определенной цене в течение определенного периода времени.        

 Зависимость между  объемом и ценой предложения  выражается в законе предложения: при прочих равных условиях объем предложения товара увеличивается, если цена на товар возрастает и наоборот.        

 Изменение объема  предложения происходит, если все  определяющие предложение товара  факторы остаются постоянными,  а изменяется только цена рассматриваемого  товара. Таким образом, если изменяется цена, то происходит движение вдоль линии предложения.      

 При изменении других факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложения, и линия предложения на графике сдвигается. 

Линии спроса и предложения пересекаются в точке, где цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий предложения (S) и спроса (D) - точка Е, называется точкой равновесия. Когда рынок находится в этой точке, установившаяся цена устраивает как покупателей, так и продавцов и у них нет причин требовать ее изменения. Такое состояние рынка называется рыночным равновесием.       

 Объем продаж в  этой точке называется равновесным объемом рынка (Qе). Цена в этой точке называется равновесной (рыночной) ценой (Pе).       

 Таким образом, рыночное равновесие - это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.       

 Если сложившаяся  на рынке цена будет отличаться от равновесной, то под действием рыночных механизмов она будет изменяться до тех пор, пока не установится на равновесном уровне и объем спроса не станет равен объему предложения.6

Способы перехода к рыночному ценообразованию

Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.

В государственной  экономике нет жесткой связи  между ценой, спросом и предложением товаров. Расширение производства, как правило, осуществляется без учета цен и перспектив спроса. Оно является прерогативой государственных органов, которые централизованно решают, где, как и в каком объеме увеличить предложение. Спрос в условиях централизованной управляемой экономики теряет свои имманентные функции. Он в своей производственной части, определен сверху, вне взаимодействия продавцов и покупателей. Потребительский спрос более свободен по сравнению с производственным спросом, но и он фиксируется государством посредством политики в области заработной платы. Функции рынка берет на себя государство.7

В плановой экономике, как и в рыночной, уменьшение цены товара приводит к увеличению спроса. Но совсем по-другому ведет себя предложение. Его объем в условиях плановой экономики определяется не рынком, а центральными органами. Он остается неизменным независимо от цены. Разница между плановой и рыночной экономикой заключается в кривой предложения. При плановой экономике кривая предложения является вертикальной, а при рыночной она выглядит отлогой, и степень отлогости зависит от цены и эластичности предложения.

При государственной  системе распределения, ограничении  роли рыночных сил не может быть и речи о равновесии спроса и предложения. Централизованная система управления оказалась не способна, как показал опыт нашей страны, своевременно реагировать на изменение спроса и предложения. В результате характерными были то избыток продукции, то ее дефицит. Расточительство, не имеющее исторических аналогов, стало неотъемлемым свойством централизованно управляемой экономики.

Эти и другие недостатки административно-командной  системы обусловлены недооценкой роли рынка, игнорированием такой мощной рыночной силы, побуждающей всех производителей соперничать между собой и совершенствовать производство, как конкуренция. Все это свидетельствует о достаточно серьезной роли государства в рыночной экономике.

Общая философия  разграничения плана и рынка  очень важна для понимания того, что, ставя перед собой цель перехода к новой системе отношений, вступая в рыночную экономику, нельзя обольщаться иллюзиями, что мы вступаем в систему более простых, «прозрачных» экономических отношений. Система рыночных отношений многослойна, но она имеет важное преимущество в том, что в отличие от плана и целее полагания свободна от идеалистических представлений и иллюзорных прогнозов и поэтому более реалистична.

Даже беглое описание рынка показывает, что цена занимает особое место в этой сложной  структуре. Вместе с тем она не может быть самодовлеющей, хотя ее роль весьма значительна. Она, естественно, не единственный инструмент рынка, а в определенных условиях и не самый главный элементу Ранжирование важности экономических регуляторов - очень крупная практическая и научная проблема как должны воздействовать регуляторы, какие из них играют большую роль, какова взаимозависимость между ними? Особо остро эти вопросы стоят при переходе от одной экономической системы к другой, т.е. в процессе создания основ функционирования рынка, перехода от административной к рыночной системе.

Как известно, «ядром»  рынка является соотношение спроса и предложения. Цена играет исключительно  важную роль в сбалансированности спроса и предложения, но помимо цены сбалансированность спроса и предложения зависит от количества денег и покупательной способности валюты. Чем больше несоответствие между денежной и товарной массой, тем большее давление которое оказывает эта денежная масса на уровень и динамику цен. Это особенно наглядно проявляется в условиях большой несбалансированности и огромных диспропорций, которые характерны для нашей экономики.

В условиях деформирования рынка, слабой конкуренции производитель диктует цены. Его напор может сдержать только административное регулирование, но в целом оно в большей мере защищает производителя, действуя слабее, чем конкуренция.

При рыночной экономике  внутренние цены тесно взаимодействуют с мировыми ценами. Прежде всего внутреннее ценообразование испытывает существенное давление ценовой информации мирового рынка. Это происходит потому, что конкуренция определяет сферы специализации товаропроизводителей на выпуске тех или иных изделий. Чтобы выдержать конкуренцию, производитель все время отслеживает свои затраты, сравнивает их с затратами конкурентов и на ходу как бы обогащает систему факторов снижения издержек производства, ищет пути обхода конкурента.

Действовавшая система цен и тарифов в  нашей стране долгие годы складывалась под непосредственным воздействием административно-командной системы управления экономикой, в которой товарно-денежным отношениям отводилась роль поддержания формального хозрасчета, а стоимостным показателям — функции учета при планировании объемов производства и распределения продукции. Такой подход к системе цен в конечном счете привел к тому, что она оторвалась от экономических интересов как производителя, так и потребителя и не отвечает требованиям эффективного использования материальных ресурсов в народном хозяйстве.

Без реформы  системы цен и тарифов нельзя было осуществить намеченную перестройку  экономических отношений. Более того, оттяжка и переносы сроков реформы непосредственно сказывались на темпах перестройки экономики и являлись одними из причин разбалансированности рынка, ухудшения финансового положения страны.

Реформа цен - это  стержень всей экономической реформы, на котором базируются ее важнейшие элементы: введение единой системы налогообложения, развитие конкурентных отношений между предприятиями.

Важнейшим инструментом рыночного регулирования являются цены и система индексации доходов населения в связи с их ростом. При этом главным является не только, как устанавливаются цены, но и динамика цен, особенно цен, входящих в потребительскую корзину, поскольку с этим связан прожиточный минимум. Государство берет на себя задачу поддерживать жизненный уровень малообеспеченных слоев населения.8

Возможные варианты реформы цен

Проведение  политики снижения цен в 1948—1953 гг., как известно, основывалось, с одной стороны, на высоких темпах роста объемов промышленного производства в период послевоенного восстановления народного хозяйства, а с другой — на внеэкономическом принуждении крестьянства, у которого продукция забиралась по символическим ценам. В настоящее время таи условий нет и не может быть, так, что этот вариант всерьез нельзя рассматривать.

Специалистами были проработаны возможности единовременного перехода к чисто рыночным принципам формирования цен. Рыночный механизм действительно является реальным регулятором производства, обеспечивающим рост его доходности. При этом главным фактором выступает жесткая конкурентная борьба, освобождающая производственные структуры от наиболее слабых участников и перераспределяющая высвобождающиеся производственные ресурсы в пользу наиболее сильных.

В мировой практике нет опыта перехода к рыночной форме ведения хозяйства экономики аналогичного масштаба и состояния. Один из возможных сценариев развития системы рыночных цен исходит из формирования их на основе цен на топливно-энергетические ресурсы. Для обеспечения условий самофинансирования может быть принят замыкающий по уровню затрат район добычи угля — Донбасс. Повышение цен (по сравнению с действующим уровнем) без учета удорожающих факторов от роста цен на потребляемые ресурсы составит 3—3,2 раза. Исходя из этого цена на конкурирующие с ними на значительной территории угли Кузбасса возрастет примерно в 5 раз, а в целом по углю рост цен можно оценить в 4—4,5 раза. Цена на газ, мазут повысится в 5 раз, а на моторное топливо в 2,5-3раза. При этом цена сырой нефти может достигнуть 150 руб. за тонну, или возрасти в 5 раз. Повышение цен на топливно-энергетические и другие ресурсы приведет к повышению транспортных тарифов ориентировочно в 3—4 раза. Такой же размер повышения цен следует ожидать и по конструкционным материалам (металл, пиломатериалы, конструкционные пластмассы). В 3,5—4 раза повысятся цены на химическую продукцию, включая минеральные удобрения. Цены на строительные материалы увеличатся в 3 (железобетон) — 6 (кирпич, нерудные материалы) раз.

Информация о работе Формирование цены в рыночных условиях