Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 10:53, курсовая работа
Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены и ценообразование, ценовая политика предприятия. Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить. В экономической литературе отечественных и зарубежных изданий, переведенных на русский язык, публикаций по теории цен и ценообразования довольно таки много.
Введение……………………………………………………………………………………………….3
1. Экономическая сущность ценообразования……………………………………6
1.1. Цена – основной элемент рыночной экономики………………………….6
1.2. Ценообразование на различных типах рынков……………………………13
1.2.1. В условиях чистой конкуренции……………..……………………………….…13
1.2.2. . В условиях монополистической конкуренции………………………..13
1.2.3. В условиях олигополистической конкуренции………………………….14
1.2.4. . В условиях чистой монополии…………………………………………………14
2. Установление цен и общественно-государственная политика………16
2.1. Соблюдение рыночных законов ………………………………………………….16
2.2. Государство и рыночный механизм ……………………………………………17
2.2.1. Фиксация цен ……………………………………………………………………………..17
2.2.2. Налоговое регулирование …………………………………………………………19
2.2.3. Дотации………………………………………………………………………………………19
3.Практическая часть…………………………………………………………………………..20
Заключение …………………………………………………………………………………………21
Список используемой литературы ……………
Институт
экономики и права
Курсовая работа
По дисциплине:
Микроэкономика
На тему: «Цены
в условиях действия рыночного механизма»
///////////
Иркутск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Экономическая
сущность ценообразования………………
1.1. Цена – основной
элемент рыночной экономики…………
1.2. Ценообразование
на различных типах рынков……………
1.2.1. В условиях чистой
конкуренции……………..………………………………
1.2.2. . В условиях монополистической
конкуренции………………………..13
1.2.3. В условиях олигополистической
конкуренции………………………….14
1.2.4. . В условиях чистой монополии…………………………………………………14
2. Установление цен и общественно-государственная политика………16
2.1. Соблюдение рыночных законов ………………………………………………….16
2.2. Государство и рыночный механизм ……………………………………………17
2.2.1. Фиксация цен …………………………………………………………………………….
2.2.2. Налоговое регулирование …………………………………………………………19
2.2.3. Дотации……………………………………………………………
3.Практическая часть…………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………………………
Список используемой
литературы …………………………………………………….23
Ключевыми элементами рыночной экономики являются цены и ценообразование, ценовая политика предприятия. Цена – это экономическая категория, означающая сумму денег, за которую продавец предлагает товар, а покупатель готов его купить. В экономической литературе отечественных и зарубежных изданий, переведенных на русский язык, публикаций по теории цен и ценообразования довольно таки много.
Так, значительный вклад в развитие теории цен и ценообразования внесли такие классики экономической мысли, как У. Петти, А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Л. Вальрас, Дж. Б. Кларк, А. Маршалл, В. Парето и др. Их работы охватывают широкий диапазон в анализе рассматриваемой экономической категории, начиная с создания теории трудовой стоимости, теории предельной полезности и завершая современными направлениями неоклассического синтеза, составляющие теоретическую основу современных исследований рыночного хозяйства.
В советский период проблеме ценообразования и, прежде всего его основы - теории трудовой стоимости - большое внимание уделялось в трудах Р.Д.Белоусова, А.С.Гусарова, А.А.Дерябина, В.П.Дьяченко и ряда других экономистов. Вместе с тем практика экономического развития страны конца второго тысячелетия показала недостаточную разработанность многих теоретических и практических вопросов ценообразования и регулирования цен в специфических условиях России при переходе к рынку, что проявилось через ряд отрицательных экономических и социальных последствий. Перейдя в начале 90-х годов к рыночной экономике, Россия столкнулась с множеством проблем. Одной из них был пробел в изучении политики ценообразования.
Ценообразование
– процесс формирования цен на
товары и услуги. Для системы ценообразования
характерны рыночное ценообразование,
функционирующее на базе взаимодействия
спроса и предложения, и централизованное
государственное
Проблема
образования цены товара и услуг
стоит перед всеми фирмами, предприятиями
и организациями. В условиях рынка
ценообразование представляет процесс,
подверженный воздействию многих факторов.
Выбор направления в
Цены находятся в тесной зависимости от других сторон деятельности фирмы. От уровня цен во многом зависят и коммерческие результаты деятельности фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики – устанавливать такие цены на товары, чтобы варьировать ими в зависимости от ситуации на рынке и его коньюктуры, чтобы овладеть максимальной долей, добиться прогнозируемой прибыли, успешно решать все стратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики решаются все задачи взаимосвязи цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок и варьирование ценами, обеспечения оптимального соотношения цен и сравнимых цен конкурентов, формирование цен на новые товары и услуги. Все это концентрируется в единую интегрируемую систему.
Установление единой цены для всех покупателей - дело новое. Обычно цены устанавливаются продавцами и покупателями в ходе торгов. Продавцы запрашивают цену выше той, которую они намеривались получить, а покупатели ниже той, которую рассчитывали заплатить. В конце торгов они сходились на взаимоприемлемой цене.
Единые
цены получили распространение в
конце 19 века при возникновении крупных
предприятий розничной торговли
с большим разнообразием
Основным
фактором выбора покупателя в основном
была цена. Это применительно к
товарам широкого потребления. На покупательском
выборе отражаются ценовые факторы
– стимулирование сбыта продукции,
организация его распределения
для различных групп населения.
На разных фирмах к ценообразованию подходят по-разному. Руководитель мелкой фирмы единолично решает проблему цены товара или услуги. В крупных компаниях ценообразование – удел управляющих среднего уровня. Получая установки, каким образом регулировать цены, со стороны руководителей цехов и отделений, а от высшего руководства – формирование целей ценовой политики, менеджеры рассчитывают цены в соответствии с коньюктурой рынка, высшее же руководство утверждает окончательные цены.
При установлении окончательной цены учитывается степень государственного регулирования, уровень динамики спроса, характер конкурентов, потребности оптовых и розничных продавцов, общеэкономические критерии, определяющие отклонение уровня цен от стоимости товара и зависящие от производителя товара.
Проблема
ценообразования занимает особое место
в системе рыночных отношений.
1.Экономическая
сущность ценообразования
1.1. Цена –
основной элемент рыночной
Цена -
многофункциональное
Цена - сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Цены, процессы
их образования и изменения
Сущность
цены, ее экономическая природа
- индикатор,
отражающий политику и
- маркетинговый
регулятор рынка, с помощью
которого осуществляется
Рыночная цена выполняет различные функции. Цена - это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена - важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена - инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена - это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена - мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И, наконец, цена - это орудие конкурентной борьбы.
Еще один
способ проникновения в суть цен
состоит в изучении их функций, характеризующих
роль, которую цены играют в экономике.
При этом надо иметь в виду, что функции
цен и способы их реализации различаются
в зависимости от природы той экономической
среды, в которой действуют, используются
цены. Прежде всего, имеется в виду различие
действия ценового механизма в экономике
централизованно-
Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.
Благодаря измерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета. Одно дело, когда фиксируется наличие в имущественном комплексе предприятия 5 станков, и другое дело, когда учет свидетельствует о наличии 5 станков с ценой каждого 3 миллиона денежных единиц на общую сумму 15 миллионов денежных единиц. Учетная функция цены позволяет также учитывать затраты на производство продукции.
Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены — это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения.