Формирование цены в рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 13:29, курсовая работа

Описание работы

Цена – экономическое понятие, поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.

Содержание

Содержание.


Введение……………………………………………………….3
1. Теоретические основы ценообразования…………………5
Природа цены……………………………………………………….5
Функции цены………………………………………………………6
Ценообразующие факторы…………………………………………9
Виды цен и их структура………………………………………….12
2. Модели ценообразования………………………………...19
Особенности ценообразования на различных типах рынка……..19
3. Особенности формирования цен
на факторы производства……………………………………24
Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27
Монопольные и конкурентные цены………………………….……...31
Этапы процесса ценообразования…………………………………….32
Затратный механизм ценообразования………………………………36
Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39
Инфляция……………………………………………………………….40
4. Методы ценообразования………………………………...42
Заключение………………………………………………...…………..47
Приложение…………………………………………….…….49
Список использованной литературы………………….……52
Рецензия……………………………………………………....54

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по экономической теории.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

Министерство  Образования Российской Федерации

Самарская Государственная Экономическая  Академия

Кафедра «экономическая теория» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по экономической  теории

на тему:

«Формирование цены в рыночных условиях» 
 
 

студентки 2-го курса, дневного отделения,

учётно-экономического факультета,

специальности «бухгалтерский учёт,

анализ  и аудит в промышленности»,

1-ой  группы,

Саркисьянц  Арины Сергеевны. 
 
 
 

Научный руководитель: Матвеев Юрий Васильевич 
 
 
 
 

Дата защиты:  

Члены комиссии:

Оценка  при защите: 
 
 
 
 

г.Самара, 2004г.

Содержание.
 
 
 
 

Введение……………………………………………………….3

  1. Теоретические основы ценообразования…………………5

      Природа цены……………………………………………………….5

      Функции цены………………………………………………………6

      Ценообразующие факторы…………………………………………9

      Виды цен и их структура………………………………………….12

  1. Модели ценообразования………………………………...19

     Особенности  ценообразования на различных  типах рынка……..19

  1. Особенности формирования цен

на факторы  производства……………………………………24

Основные факторы, оказывающие воздействие на цены…………...27

Монопольные и  конкурентные цены………………………….……...31

Этапы процесса ценообразования…………………………………….32

Затратный механизм ценообразования………………………………36

Рыночный механизм ценообразования……………………...……….39

Инфляция……………………………………………………………….40

  1. Методы ценообразования………………………………...42

Заключение………………………………………………...…………..47

Приложение…………………………………………….…….49

Список использованной литературы………………….……52

Рецензия……………………………………………………....54

 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

          Цена – экономическое понятие,  поэтому в экономике применяются десятки миллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множество разновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные, свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные лимитные, мировые и ряд других.

              Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми Цены используются как внешний регулятор. Инструмент воздействия со стороны правительства, а в рыночной экономике они образуют часть системы саморегулирования.

          Цены и вся их совокупность представляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальную категорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям, так и экономические процессы в целом, включая производство. Распределение товаров, обмен и потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместе взятые, с учётом их формирования и изменения действуют как общий, единый ценовой механизм.

          В ценовом механизме следует  различать и выделять две взаимодействующие  части. Это с одной стороны, сами цены, их виды, структура. Величина, динамика изменения и, с другой – ценообразование как способ, правила установления, формирования новых цен и изменение действующих. Ценообразование активной частью ценового механизма. Оно  и предопределяет величину цены. Но чаще всего ценообразование от нас скрыто, а цены мы видим на яву. Цены и ценообразование составляют в своём единстве ценовой механизм.

          Под термином «цена» понимается  комплекс экономических понятий,  входящих в единую синтетическую  категорию.  Для покупателя цена – это количество денег, которое ему приходится платить  ха единицу товара, за вещь, за услугу,  а для  продавца – это количество денежных единиц, которое можно получить за продаваемую вещь.

          Простое наблюдение отдельных цен и даже покупки по этим ценам рождают скорее эмоциональное, чем объективно-научное восприятие. В обыденном сознании чаще всего рождается не только частное, узкое, но и  искажённое видение цены.

         В первой главе своей работы  я рассмотрю два подхода к понятию «цена»: рыночный и производственный. Рассматриваю природу цены, т.е. то, что является основой её формирования. Одной из форм изучения цены является изучение его функции, которые чётко раскрывают сущность и назначение цены. Поэтому я подробно рассматриваю значение каждой из его функций в этой главе.

          Во второй главе рассматриваю  модели ценообразования, т.е. формирование  цены на различных типах рынка,  в различных рыночных условиях, как они работают.

          Чтобы понять процесс ценообразования необходимо знать его этапы, которые я подробно раскрываю в этой главе. Обязательно нужно изучить сам механизм ценообразования. Инфляция оказывает большое значение на формирование цены, поэтому я ей тоже уделяю особое  внимание. Также необходимо знать факторы, оказывающие влияние на ценообразование. Обо всём этом я подробно рассказываю в третьей главе.

           В заключительной главе своей  работы я рассматриваю  методы  ценообразования и, как они  применяются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Теоретические основы ценообразования.
 
 

Природа цены. 

           Цена, как и деньги,  есть категория  историческая, возникшая и сформировавшаяся  в процессе зарождения и развития  обмена.  Уже в ходе простейшего  натурального обмена  приходится,  по сути,  использовать цены как обменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Такая цена ещё не универсальна и выражена для каждой из обменивающихся сторон  в разных единицах.

           Появление товарных, а затем металлических  бумажных денег породило возможность выражать цену в одних и тех же единицах товарного эквивалента, используемого в качестве средства платежа. Теперь уже и продавец и покупатель видят в цене товара количество денежных единиц, которое можно получить или приходится платить за единицу товара.

            Но теперь возникает новая  проблема: сколько же денежных  единиц того или иного вида  следует платить за единицу  того или иного товара.  Приходится  задуматься о способе определения  цены. И само понятие цены как  пропорции обмена попало под  сильное влияние  методов её установления, т.е. механизма ценообразования.

             Целесообразно разделять два  подхода к формированию цен:  рыночный и производственный (затратный). При первом подходе определяющим  фактором ценообразования является  конъюнктура рынка, спрос и предложение товара. При втором – в основу установления цены товара кладутся производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском товара.

              С точки зрения рыночного подхода, цена – это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена. Здесь выделяются два основных акцента. Во-первых, подчёркивается непосредственная связь цены товара с ценностью, полезностью, которой он обладает как объект потребления. Во-вторых, цена товара проявляется как экономическая сущность только в условиях его обмена на деньги или другой товар. Так что вне рынка, без купли-продаже о цене говорить не приходится, цену способен установить только рынок.

               Иные позиции в отношении сути  цены свойственны производственному подходу, опирающемуся на связь цен с факторами производства в целом и с главным фактором – трудом. Для такого подхода типична следующее понимание цены – это денежное выражение стоимости товара. Согласно трудовой теории стоимости, берущая начало в трудах А.Смита и Д.Рикардо и развитой затем К.Марксом, стоимость определяется затратами труда на производство товара, т.е. имеет трудовую природу. Чтобы облегчить многочисленные трудности количественного измерения стоимости в её трудовом восприятии, К.Маркс вывел понятия «арстрактный и конкретный труд», «общественно необходимые затраты труда», но при этом стоимость продолжала оставаться теоретической категорией.

            Практически связь между стоимостью  и ценой была проложена посредством  применения затратного принципа, в рамках которого величина цены определяется посредством измерения суммарных затрат всех факторов на производство единицы товара в денежном выражении, именуемых издержками производства, т.е. цена равна средним издержкам. Прибавление к издержкам определённой величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

          Стоимостной подход к цене  в его трудовой трактовке обладает  естественной ограниченностью вследствие  применимости  только к продуктам  труда. На основании этого подхода не представляется возможным устанавливать цены предметов, вещей, не  являющихся результатами человеческого труда, например, земли, природных богатств. В рамках производственного подхода считается, что они не обладают трудовой, меновой стоимостью и, следовательно, ценой. В этом отношении рыночный подход более универсален и конструктивен. /2,3/

               
 

Функции цены. 

            Функции характеризуют роль, которую  цены играют в экономике. Функции  цен и способы их реализации  различаются в зависимости от природы той экономической среды, в которой действуют, используются цены. Прежде всего, имеется в виду различие действия ценового механизма в экономике централизовано-государственного и рыночного типа.

             Первичной функцией цены следует  считать измерительную. Благодаря цене удаётся измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платёжному средству обрести количественную определённость в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объёмной, штучной единицы товара и умножая её количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

            С измерительной функцией цены  соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы  получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешёвые. Если цена адекватно отражает полезность, то она может использоваться и при сопоставлении не только денежной ценности, но и полезности товаров.

          Благодаря измерительной функции  цена обретает учётную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учёта.

          Наряду с учётом цена  как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.

Информация о работе Формирование цены в рыночных условиях