Цены в условиях рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Ресторан-клуб «Марсель» - уютный и теплый по атмосфере «ле кабак» в историческом центре Москвы, давно облюбованный парочками и веселыми компаниями для интимных rendez-vous или шумных soiree, в зависимости от настроения. По своему духу «Марсель» близок одновременно к разудалому портовому кабаку, тихому кафе во Франции и восточному шатру. Три зала – три варианта настроения. То есть, в первую очередь, это вкусный ресторан с хорошим вином и демократичными ценами, а также приятной во всех отношениях интеллигентной публикой. А уже потом - клуб, с негромкими концертами французского шансона или поп-рока, литературными вечерами, та

Содержание

1.Введение
1.1. Экономическая характеристика предприятия______стр.5-6
1.3. Почему актуальна тема товарооборот предприятия общественного питания.______стр.7-8
2. Основная часть
Сущность товарооборота
2.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны. ______стр.9-14
2.2. Факторы, влияющие на товарооборот. ______стр.14-15
2.3. Общий анализ показателей товарооборота. ______стр.15-17
2.4. Меню. ______стр.17-21
3. Заключение
3.1. Пути увеличения товарооборота. ______стр.21-22

4. Список используемой литературы______стр.23

Работа содержит 1 файл

Цена в условиях рыночной экономики.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

Содержание курсовой работы по дисциплине «Экономика отрасли»

на тему: Формирование цен на услуги предприятия общественного питания. 
 

1.Введение

   1.1. Экономическая  характеристика предприятия______стр.5-6

1.3. Почему актуальна  тема товарооборот предприятия общественного питания.______стр.7-8

2. Основная часть

   Сущность товарооборота

   2.1. Роль товарооборота и его значение в экономике страны. ______стр.9-14

   2.2. Факторы,  влияющие на товарооборот. ______стр.14-15

   2.3. Общий  анализ показателей товарооборота. ______стр.15-17

   2.4. Меню. ______стр.17-21

3. Заключение

   3.1. Пути  увеличения товарооборота. ______стр.21-22

 

4. Список используемой  литературы______стр.23 
 
 
 

1.Введение

1.1. Экономическая  характеристика предприятия

Ресторан-клуб «Марсель» - уютный и теплый по атмосфере «ле кабак» в историческом центре Москвы, давно облюбованный парочками и веселыми компаниями для интимных rendez-vous или шумных soiree, в зависимости от настроения. По своему духу «Марсель» близок одновременно к разудалому портовому кабаку, тихому кафе во Франции и восточному шатру. Три зала – три варианта настроения. То есть, в первую очередь, это вкусный ресторан с хорошим вином и демократичными ценами, а также приятной во всех отношениях интеллигентной публикой. А уже потом - клуб, с негромкими концертами французского шансона или поп-рока, литературными вечерами, танго, и, временами - нетрезвыми танцами до упаду и уже после - это кальянная комната, где компании могут уединиться с целью приватного разговора. Среди наших гостей встречается как молодая разгульная творческая молодежь, так и, в большинстве своем, не чуждые городским развлечениям зрелые люди. Пятница в «Марселе» объявлена клубным днем: в этот день можно услышать живую музыку в стиле французского шансона либо концерты кавер-групп - любимые всеми мелодии на все времена. В этот день большую часть публики составляют наши постоянные гости - владельцы клубных карт. Марсель это уже не просто порт, Марсель - обаятельный ле кабак. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Цена в условиях рыночной экономики – важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия. Именно цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень доходности предприятия.

Для самостоятельных  товаропроизводителей, работающих на рынок, независимо от форм собственности  вопрос о ценах – это вопрос их существования и благополучия. Правильная методика установления цены, разумная ценовая тактика, последовательная реализация глубоко обоснованной ценовой стратегии составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого коммерческого предприятия в жестких условия рыночных отношений.

В период массового  производства товаров наибольших успехов добивался тот производитель, который достигал экономии на издержках производства и реализации и тем самым мог продавать свои товары по низким ценам.

Целью моей работы является раскрытие сущности цены в  рамках рыночной экономики. В связи  с этим, необходимо решить следующие задачи:

1.                 дать современное определение цены на основе нескольких теорий цен и функций цен

2.                 сформулировать особенности формирования цен в различных отраслях на примере общественного питания

3.                 показать объективную необходимость государственного регулирования цен в общественном питании 

§1.Экономическая  сущность цены. 

Экономическая наука изучала теорию цен сотни  лет, и за это время было высказано  немало суждений о возникновении  понятия цены. Таким образом, было выявлено несколько основных факторов ценообразования: теория полезности, затраты труда и ценность.

К началу и в  первой половине 19 века преобладающим  толкования цены стало объяснение ее затратами труда, что произошло  под влиянием работ А.Смита и особенно Д.Рикардо.

Адам Смит толковал стоимость как результат затрат труда работником, то есть сколько  вложено в товар труда, такая  стоимость и ожидается. Он утверждал: «Мерой стоимости является труд, как  неизменный эталон. Все создается  трудом».

Следующий мыслитель  мирового уровня, который занимался  этой проблемой, был Давид Рикардо. Он говорил, что труд не может быть эталоном. Его стоимость меняется еще значительнее, чем золото в  различных условиях и навыках. В  разное время производство одного товара требует существенно отличающихся затрат труда. Т.е. с помощью труда в качестве эталона в рыночной среде ничего нельзя определить. Но при этом можно трактовать взгляды Д. Рикардо так, что цена зависит от общих затрат труда (капитала и текущего труда), а доход тем больше, чем меньшие текущие затраты труда. Но в любом случае стоимость соответствует затраченному труду.

Преобладание  «трудового» истолкования ценности стало возможным потому, что сторонники «полезности» не смогли объяснить  очевидных противоречий реальной жизни: низких цен на товары, имеющие  самое насущное значение для потребителя. В 70х годах  XIX века произошла так называемая маржиналистская революция, возникла знаменитая австрийская школа с ее «предельной» полезностью. Одновременно в Англии и Швейцарии  появились работы, излагавшие те же идеи в математической форме. Это стало большим достижением экономической науки. Новые успехи позволили, прежде всего, австрийцам, создать законченное  монистическое учение и о формировании цен, о вменении ценности средствам  производства, исходя из ценности предметов потребления, произведенных в ходе их использования, и роли капитала. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена «освобождается» от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

Австрийские ученые предложили убедительные  схемы формирования цен и их взаимозависимости, тонкими и сложными рассуждениями показали, как осуществляется распределение дохода, в общем, сделали массу интересного и нужного. Вместе с тем сооруженное ими здание имело в некоторых местах призрачный характер. Это было связано с большими расхождениями между тем, как должен был вести себя покупатель  или продавец в соответствии с их теорией, и тем, как он вел себя в реальной жизни. По австрийской теории потребитель должен считать предельную полезность и добиваться их равенства по всем необходимым ему товарам. В западных учебниках по экономике доказывается, что, хотя, конечно, никто этим не занимается, но наличие четких  стабильных предпочтений в выборе товара позволяет истолковать потребителя так, как если бы он действительно вычислил предельные полезности. Это можно рассмотреть как некий компромисс между теорией и практикой. Но все-таки в австрийской школе были недооценены деньги в экономических измерениях, ведь они – универсальный измеритель и в числе прочего измеряют и полезность.

Существует также  альтернативная теории цены – теория конкурентной цены. Ценовая конкуренция  восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка. И в настоящее время такой подход имеет смысл. Но на современном рынке не ведется «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает резервы снижения себестоимости товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства и    соответствующего   повышения массы прибыли.

Когда же устанавливается  равновесие, новая попытка снизить  цену приводит к тому, что конкуренты реагируют точно также: позиции  фирм на рынке не претерпевают изменений, однако норма прибыли падает, финансовое состояние фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед и вытеснения конкурентов наступают неожиданные разорения и банкротства.

Вот почему в  наши дни нередко наблюдается  не снижение цен по мере развития научно-технического, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен улучшению потребительских  свойств товаров, которое невозможно отрицать.

Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии, там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары.

Механизмом формирования единых равновесных цен на рынке  в массовых сделках является соотношения  спроса и предложения по конкретным товарам. Зависимость между соотношением спроса и предложения была установлена  в незапамятные времена и считалась общим местом в экономической науке.

Цена формируется  при взаимодействии предложения, создаваемого предприятием, и спросом, который  формируют покупатели. Предприятие, характеризуется, как правило, объемом  выпуска, а рынок представлен кривой спроса.

По самой простой  логике формирования кривой спроса всегда можно определить цену в зависимости  от количества выпущенной продукции  на рынке.

Пересечение вертикальной линии, характеризующей объем выпуска, с кривой спроса даст точку, которой соответствует цена реализации данного объема продукции.

Рис.1.Кривая спроса

Соотношение спроса и предложения выступает, во-первых, как показатель равновесия рынка  по конкретным товарам, во-вторых, как  средство достижения этого равновесия. Первое объяснение более общее, более описательное, оно касается непосредственно  уровня цен, а второе  исходит как бы из внутренних  причин формирования ценности товара. Как это ни парадоксально звучит, действующая система цен  сама является ценообразующим фактором.

Рассуждения о том, что цена образуется как компромисс  между покупателем и продавцом, что этот компромисс фактически означает совпадение оценок полезности и затрат противостоящих сторон, обычно исходят из анализа отношений индивидуумов, отдельных лиц, участвующих в конкретной сделке. Но это, конечно, существенное упрощение реальной ситуации. Фактически в рамках рынка одновременно происходит множество сделок по одному и тому товару, цена на один и тот же товар, естественно, должна быть одинакова, ибо в этом и проявляется общественное назначение рынка. На рынке существует множество субъектов (покупателей и продавцов), хотя продавцов существенно меньше, каждый из них имеет различие по главному параметру – уровню затрат, а, следовательно, и размеру цены.

Но ведь аналогичные проблемы есть и покупателей. У каждого из них может быть своя шкала оценки данного товара по его предельной полезности, кроме того, они могут существенно различаться по уровню доходов, и, стало быть, их мнения по поводу приемлемой цены также существенно различны. Так появилась современная теория ценности. Термин «ценность» характеризует именно оценку данного продукта с точки зрения участников экономических отношений, именно ценность является базой формирования цен, это вытекает из филологического, и из экономического толкования ситуации. Речь идет не просто о том, чем руководствуются продавец и покупатель в момент совершения сделки, но и о всех предшествующих действиях и решениях субъектов сделки: организации производства и реализации, формировании и распределении доходов и т.п. И все эти связанные с куплей-продажей товара обстоятельства рассматриваются не сами по себе, а с точки зрения воздействия на ценность товара, речь идет об оценке факторов производства, распределении доходов и т.п.

В современном понятии определение цены как сложной экономической категории включает в себя совокупность таких понятий, как ценность, затраты труда, а также полезность товара для потребителя.

Зачем нужно  использовать такую сложную, неоднозначную  категорию цены? Нельзя ли обойтись без нее? Неоднократные попытки это сделать с треском провалились. И теория, и практический опыт многих поколений субъектов рынка доказывают, что без цены не обойтись. Связано это с теми основными функциями, которые выполняет в рыночной экономике цена и которые никакая иная категория выполнить не может или, по крайней мере, не сможет выполнить столь успешно.

Сущность цены проявляется через ее функции.

Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи. Зная цену весовой, объемной, штучной единицы товара и умножая ее на количество продаваемых продавцом и приобретаемых покупателем единиц, мы устанавливаем величину денежного платежа за товары и услуги. Исходя из цены рабочей силы, труда, измеряется заработная плата.

Информация о работе Цены в условиях рыночной экономике