Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 20:28, курсовая работа
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственного механизма современных экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития. Но ни в одной стране мира в современных условиях ошибки в ценообразовании, прежде всего в ценовой политике, не оказывали столь разрушительного воздействия на экономику, как в России, начиная с 1992 г.
Введение………………………………………………………………………….2
Теоретические основы ценообразования………………………………..….4
Трудовая теория стоимости……………………………………………...4
Теория предельной полезности………………………………………….6
Неоклассический синтез теории стоимости……………………………7
Реформирование системы ценообразования в России…………………….9
Влияние спроса и предложения на цену………………………………..9
Способы перехода к рыночному ценообразованию…………………...11
Возможные варианты реформы цен……………………………………14
Либерализация цен в России и ее последствия………………………...17
Модели ценообразования…………………………………………………....21
Ценообразование на рынке свободной конкуренции………………….21
Ценообразование на рынке монополии…………………………………22
Ценообразование на рынке монополистической конкуренции…….…26
Ценообразование в условиях олигополии……………………………...30
Особенности формирования цены на факторы производства…………….33
Основные факторы производства……………………………………….33
Факторные доходы и их функциональное распределение……………35
Формирование цен на факторы производства…………………………37
Методы ценообразования…………………………………………………....38
Заключение…………………………………………………………………...44
Список использованных материалов……………………………………….46
Приложения………………………………………………………………….48
Чтобы переход
к чисто рыночному
демонополизация производства с тем, чтобы обеспечить реальную конкуренцию производителей;
наличие рыночных структур (товарных и фондовых бирж, рынка труда и т. д.), системы поддержки мелких предприятий:
создание системы социальной защищенности населения спроста цен, безработицы, закрытия неэффективных предприятий;
проведение гибкой таможенной политики на основе соответствующего законодательства;
индексация доходов малоимущих слоев населения и гибкая система оплаты труда.
Как показывает опыт развитых стран, которые переходили к свободному рынку в послевоенный период (Австрия, Франция и др.), создание соответствующих структур требует 5—10 лет. Да и сейчас в ряде капиталистических государств немалая часть продукции и услуг реализуется по регулируемым ценам (в Японии — 19%, в Швейцарии — 50% и т. п.).
В докладе Комиссии тех лет (1991г.) по рассмотрению альтернативных проектов перехода на рыночные отношения (академика А. Г. Аганбегяна) были рассмотрены альтернативные проекты перехода на рыночные отношения, предлагалось не вводить новые оптовые и розничные цены с 1 января 1991 г., а перейти с 1 августа 1991г. в основном на свободные цены, сохранив государственные цены только на 20—30% товаров и услуг. Авторы доклада при этом исходили из того, что до этого времени удастся достигнуть в основном материально-финансовой сбалансированности, связать «горячие» деньги населения и предприятий за счет приватизации и акционирования государственных предприятий, создания рынка жилья, земли, сокращения расходов на оборону и инвестиций. Однако никакое связывание «лишних» денег не ликвидирует, с одной стороны, вполне реального дефицита многих видов продовольствия и промышленных товаров, а с другой стороны—монополизма производителей, складывающегося десятилетиями. При монополии производителей и обостряющихся трудностях с материально-техническим обеспечением производства, закрытием предприятий по экологическим причинам сбалансированность во многих случаях будет достигаться за счет сокращения выпуска продукции и соответствующего роста цен. Собственно говоря, такое положение было в Польше, похожие процессы происходили в Венгрии, Болгарии. Поэтому и этот вариант был практически неприемлем.
В письмах, приходивших в органы ценообразования, выступлениях ряда специалистов встречалось и такое предложение — перейти во внутреннем ценообразовании полностью на мировые цены. Логика здесь такая: рынка у нас пока нет и в ближайшее время его создать не удастся, так что реальных рыночных цен у нас не будет; с другой стороны, административные методы ценообразования себя дискредитировали. Поэтому целесообразно использовать у нас цены мирового рынка, которые лучше считывают потребительскую ценность товаров, сравнительную эффективность производства разных видов продукции.
При переходе на мировые цены исходя из курса рубля ситуация будет следующая. Все добывающие отрасли получат сверхприбыль, которая при единой системе налогообложения позволит иметь огромный финансовый резерв в этих отраслях. Большинство других отраслей будет иметь прибыль, однако ее размер станет недостаточен для обеспечения их самофинансирования. В то же время электронная промышленность и ряд подотраслей легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства будут убыточными. То есть и в этом случае переход на мировые цены никак не способствует работе отраслей народного хозяйства в рыночных условиях.
Суть практически принятой в 1990 году программы реформы ценообразования состоит в трех ключевых положениях.
Первое. Все цены представляют взаимоувязанную систему различных видов цен: оптовых, закупочных и розничных цен, и пересматривать их надо взаимосвязано и. в основном, одновременно.
Второе. Учитывая, что на первом этапе государственный сектор будет занимать ведущие позиции в экономике, вполне естественно, что большая часть цен устанавливается государственными органами ценообразования. Поэтому возможен и целесообразен единовременный пересмотр цен с целью ликвидации наиболее острых деформаций в системе и приведение цен в соответствие со сложившимся уровнем общественно необходимых затрат и в определенной мере с пропорциями мировых цен.
Третье. Пересмотр
цен создает условия для
К сожалению, при проведении реформ не был тщательно разработан конкретный механизм трансформации плановой экономики в рыночную. Попытка повышения эффективности работы аграрно-промышленного комплекса в производстве овощей и фруктов и улучшения снабжения ими промышленных центров путем введения в 1985 г. договорных цен на закупаемые овощи и фрукты не оправдала себя. Более того - возросли закупочные и розничные цены на овощи и фрукты. После принятия Закона о предприятии договорные цены стали применяться более широко и в отраслях промышленности. Однако это также вызывало рост цен, и прежде всего на продукцию машиностроения. В сырьевых отраслях промышленности, в которых действовали фиксированные цены, пришлось устанавливать к ним специальные доплаты, чтобы не допустить убыточности производства продукции.
Поскольку основные направления перехода к рыночной экономике, которые были приняты в 1991 г., не содержали в себе механизма трансформации плановой экономики в рыночную, позволяющего реально и эффективно произвести эти преобразования, опасность полной единовременной либерализации цен и ее неприемлемость в сложившихся в то время условиях представлялись достаточно ясными.9 Они не замедлили проявиться: сформировался механизм монопольного ценообразования, рост цен стал oпережaть увеличение доходов населения, что привело к сокращению платежеспособного спроса, а за ним и производства. Этот процесс в российской экономике продолжается. В рыночной экономике такое явление определяется как недопустимое, а цены, при которых начинается сокращение платежеспособного спроса и объемов производства, рассматриваются как запретительные.
Уже в феврале 1992 г. по сравнению с соответствующим периодом 1991 г. цены выросли в 11 раз, розничный товарооборот сократился на 46 пунктов, производство продукции промышленности упало на 12 пунктов. В первом квартале 1992 г. по сравнению с тем же периодом 1991 г. оптовые цены выросли в 13 раз, товарооборот сократился на 51 пункт, объем производства снизился на 13 пунктов.
Равновесие сформировалось на самом начальном этапе либерализации цен, когда уровень цен 1991 г. был превышен примерно в 2 раза. Однако рыночный механизм не включился. Рост цен не стимулировал увеличение объемов производства, как это происходит в нормальной рыночной экономике. В то же время повышение цен обусловило резкое падение объемов платежеспособного спроса.
Иначе говоря, сложился механизм подавления платежеспособного спроса и следующего за ним снижения объемов производства. Поскольку существует определенное запаздывание в реакции производителя на снижение спроса, то возникли неплатежи между предприятиями, так как произведенный товар не всегда может быть реализован на конечной стадии процесса воспроизводства.
В либерализацию цен (с 1 января 1992 г.) была заложена идея достижения сбалансированности спроса и предложения и последующего включения рыночного механизма. Предполагалось, что в результате отпуска цен должен произойти одномоментный их рост, а затем наступит период стабилизации, но этого не произошло и не могло произойти, так как не были учтены и выполнены условия, необходимые для перевода плановой экономики в рыночную через одномоментную либерализацию цен, которая, прежде всего, предполагает насыщение товарного рынка и недопущение роста цен.10
В условиях, когда
после либерализации цен
В силу законов экономики, когда спрос на конечную продукцию упал, отрасли, выпускающие промежуточную продукцию, еще не чувствовали давления снижающегося спроса и продолжали повышать цены. Этому способствовало также то обстоятельство, что продукция этих отраслей поставлялась на экспорт. Резкий рост потребительских цен обусловил необходимость повышения заработной платы. Вследствие этого сформировалась спираль повышения цен на продукцию производителей и их влияния на рост издержек производства.
Основную причину инфляции следует искать в монопольном характере ценообразования, поскольку именно этот фактор обусловливает рост цен, а количество денежной массы в обращении ускоряет или замедляет этот процесс, но в последнем случае усиливаются темпы снижения объемов производства. В рыночной экономике монополист стремится максимизировать свою прибыль, компенсировать возросшие издержки производства повышением цен. В условиях, сложившихся в российской экономике, предприятия вынуждены повышать цены в связи с постепенным ростом издержек из-за роста цен на потребляемые ресурсы
Без введения ценового регулирования они не приведут к положительным результатам. Это обстоятельство для многих не кажется столь очевидным, как последствия жесткой кредитно-денежной политики. Увеличение денежной массы сильно подталкивает инфляцию, но вопреки ожиданиям не приводит к стабилизации производства, сдерживает столь необходимые процессы его структурной перестройки. В то же время снижение темпов роста денежной массы, существенно не влияя на динамику цен, вызывает резкий спад производства, усиливает напряженность финансового состояния предприятий.
В коллапсирующей экономике, где не действуют законы стоимости, спроса и предложения, а ценообразование имеет монопольный характер, соотношение цен носит искаженный характер и не отражает реальных затрат общественного труда на производство продукции. Рост же цен, сокращая объем платежеспособного спроса, не стимулирует увеличение объема.
Модели ценообразования.
Ценообразование на рынке свободной конкуренции
Совершенная (свободная) конкуренция существует в таких сферах деятельности, где действует достаточно много мелких продавцов и покупателей идентичного (одинакового) товара, и поэтому ни один из них не в состоянии повлиять на цену товара. Здесь цена определяется свободной игрой спроса и предложения в соответствии с рыночными законами их функционирования.
В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при единой цене равновесие между спросом и предложением не изменится, если отдельная фирма увеличит (уменьшит) количество производимой продукции. Поскольку каждый продавец имеет возможность реализовать по текущей цене любой желаемый им объем продукции, у него нет причин снижать цену.
Существование огромного количества покупателей и продавцов означает, что ни один из них не владеет большей информацией о рынке, чем остальные. Продавец, придя на рынок, застает уже сложившийся уровень цен, изменить который вне его власти, – ведь рынок сам диктует цену в каждый момент времени. Такая ситуация позволяет новым продавцам на равных условиях (цена, технология, юридические условия) с уже существующими продавцами приступить к производству продукции. С другой стороны, продавцы могут свободно покинуть рынок, что подразумевает возможность беспрепятственного выхода с рынка. Свобода «рыночного» перемещения создает условия для того, чтобы на рынке всегда происходило изменение количества производителей. В то же самое время у оставшихся продавцов по-прежнему отсутствует возможность контролировать рынок, поскольку они представляют мелкое производство и их крайне много.11
В реальной экономической действительности рынок совершенной конкуренции в строгом теоретическом значении практически не встречается. Он представляет собой так называемую «идеальную» структуру, подразумевая, что свободная конкуренция существует скорее как абстрактная идея, к которой реально существующие рынки могут лишь и большей или меньшей степени стремиться. Но все-таки в экономической практике имеются рынки некоторых товаров, больше всего подходящие под критерии данной рыночной структуры (например, рынок ценных бумаг или рынок сельскохозяйственной продукции). Здесь количество продавцов и покупателей настолько велико и они достаточно «малы», что за редким исключением ни один человек или группа не в состоянии контролировать рынок по отдельным видам ценных бумаг или сельскохозяйственной продукции. Причем товары на этих рынках у всех производителей полностью идентичны и последние владеют полной информацией об изменениях на рынке. Все это подтверждает необходимость использования для такого рынка особой – «биржевой» – формы организации (товарная биржа сельскохозяйственной продукции или фондовая биржа).
При наличии конкуренции на рынке производители с целью получения максимальной прибыли стремятся снизить издержки производства на единицу продукции. В результате этого создается возможность снижения цены, что увеличивает объем продаж у производителя и его доход. Самым эффективным способом достижения этого является использование научно-технических усовершенствований и новинок в производстве. Внедрение научно-технических достижений позволяет увеличить производительность труда, что как раз и ведет к будущему снижению цены, приносящему, однако, фирме-новатору больший доход.