Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:48, дипломная работа
Целью исследования является изучение теоретических основ механизма управления прибылью, анализ эффективности ее формирования, распределения и использования на примере конкретного предприятия.
В работе поставлены следующие задачи:
1) определение сущности и содержания прибыли;
2) изучение путей и инструментов управления прибылью предприятия;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………..6
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли………………………6
1.2 Пути и инструменты упрваления прибылью предприятия……...…12
1.3 Анализ показателей оценки прибыли………………………………..21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «АВАКЯН»………………………........................................................................23
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Авакян» ……………..23
2.2 Анализ состава и формирования прибыли предприятия...................25
2.3 Анализ и оценка рентабельности предприятия..................................37
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «АВАКЯН»………………………...........44
3.1 Рекомендации по эффективному использованию источников прибыли ООО «Авакян»…………………….............................................44
3.2 Предложения по увеличению прибыли ООО «Авакян»...................54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………
На основании расчетов можно сделать следующие выводы:
показатель общей рентабельности за 2010 год повысился на 182,01%, это говорит о том, что в 2010г. каждый рубль реализации приносил 188,5% балансовой прибыли.
показатель чистой рентабельности реализованной продукции также повысился. Таким образом, на 1 рубль реализованной продукции предприятие стало иметь 144,99% чистой прибыли.
показатель валовой рентабельности реализованной продукции в 2010г. по сравнению с 2009г. снизился на 5,9% и стал составлять 35,99%.
показатель операционной рентабельности повысился на 4,01%, т.е. на каждый рубль выручки получено 10,29%.
Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость прибыли и объема реализации предприятия. Целью его вычисления является определение размера той отдачи, которой добилась организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др. Поэтому данный показатель рентабельности желательно использовать во взаимосвязи с другими, в силу чего его можно назвать недостаточным, но необходимым (исходным) критерием в оценке прибыльности организации.
Горизонтальный анализ рентабельности представлен в таблице 2.6.
Таблица 2.6
Горизонтальный анализ показателей рентабельности ООО «Авакян» за 2008-2010 гг., %
Наименование показателя | Значения | Отклонения (+/-) | |||
2008 | 2009 | 2010 | в 2009 | в 2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Рентабельность продаж (на основе прибыли от реализации) |
1,0 |
6,3 |
10,3 |
+5,3 |
+4 |
Рентабельность продаж (на основе балансовой прибыли) |
10,6 |
6,5 |
188,5 |
-4,1 |
+182 |
Рентабельность продаж (на основе чистой прибыли) | 11,6 | 6,5 | 145,0 | -5,1 | +138,5 |
Рентабельность продукции | 15,9 | 11,2 | 294,5 | -4,7 | +283,3 |
Рентабельность капитала | 9,4 | 3,7 | 59,7 | -5,7 | +56 |
Рентабельность собственных средств | 20,6 | 2,3 | 446,4 | -18,3 | +444,1 |
Рентабельность инвестированного капитала | 20,6 | 8,0 | 78,7 | -12,6 | +70,7 |
Рентабельность основных средств | 25,7 | 10,3 | 445,8 | -15,4 | +435,5 |
Анализируя данные таблицы 2.6, все показатели рентабельности имеют тенденцию к увеличению. Это благоприятная тенденция для предприятия, что означает увеличение эффективности (доходности) всех вложенных средств. Представим динамику рентабельности предприятия на рисунке 2.5
Рис. 2.5. Динамика рентабельности ООО «Авакян», за 2008-2010 г.г., в %.
Таким образом, показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения.
По проведенному анализу прибыли ООО «Авакян» были выявлены следующие проблемы:
- наблюдается увеличение затрат на единицу или 1 рубль работ, услуг;
- рост цен на оказываемые услуги, выполняемые работы.
Результаты анализа эффективности управления прибылью ООО «Авакян» в 2008-2010 гг. и выводы, сформулированные в процессе его проведения, позволяют перейти к разработке предложений по повышению эффективности политики в области увеличения прибыли предприятия.
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «АВАКЯН»
3.1 Рекомендации по эффективному использованию источников прибыли ООО «Авакян»
Одним из путей совершенствования управления прибылью является реализация мероприятий по повышению рентабельности деятельности предприятия.
Основными путями повышения рентабельности объёма продаж являются:
1) снижение затрат на единицу или 1 рубль работ, услуг;
2) улучшение использования материальных ресурсов, формирующих себестоимость;
3) рост объёма хозяйственной деятельности.
Пути повышения рентабельности средств:
при низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборачиваемости активов и его элементов;
низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована только снижением затрат или ростом цен на продукцию, то есть повышением рентабельности продаж.
Анализ эффективности управления прибылью ООО «Авакян», проведенный в рамках второй главы показал, что показатели прибыли и рентабельности предприятия за период 2008-2010 гг. значительно возросли. В большей степени этому способствовало то, что в 2010 году предприятие значительно увеличило доход не связанный с основной деятельностью. Что касается рентабельности, то она за анализируемый период времени имеет тенденцию к увеличению.
Для достижения высокого уровня рентабельности собственного капитала предприятию необходимо стремится к снижению коэффициента финансовой зависимости, увеличению рентабельности продаж и ускорению оборачиваемости средств [22, c. 13].
Факторы, необходимые для увеличения рентабельности ООО «Авакян»:
1) увеличение коэффициента финансового рычага;
2) рост коэффициента оборачиваемости активов;
3) увеличение рентабельности продаж;
4) увеличение коэффициента оборачиваемости собственного капитала;
5) увеличение массы прибыли.
Поскольку во всех формулах показателей рентабельности в числителе содержится прибыль, то увеличение прибыли предприятия приведет к росту его рентабельности. Этого можно достичь за счет следующих основных мероприятий:
увеличение прибыли предприятия;
рост объемов хозяйственной деятельности;
снижение себестоимости работ, услуг;
обновление основных фондов;
повышение цен;
улучшение использования средств труда.
Приоритетная роль прибыли и обеспечение интересов его собственников (учредителей) и персонала требует эффективного и непрерывного управления ее формированием и использованием. Управление прибылью выражает процесс разработки и принятия управленческих решений по ключевым аспектам, связанным с ее образованием и распределением [16, с.164].
Основной целью управления прибылью ООО «Авакян» является оптимизация доходов предприятия в текущем и перспективном периодах, что предполагает соблюдение интересов коллектива предприятия и государства.
Основными источниками резерва роста прибыли является планирование прибыли, увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции и т.д.
Учитывая полученные результаты анализа рентабельности ООО «Авакян» в 2008-2010 гг., проведенного в предыдущей главе данного дипломного исследования, необходимо особо остановиться на мероприятиях направленных на планирование прибыли предприятия.
Целью планирования прибыли является обеспечение роста ее размера и повышения рентабельности на основе увеличения оборота и улучшения его структуры, наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых результатов при обязательном сокращении потерь времени населения. Экономической основой составления плана прибыли является:
запланированный объем и структура оборота;
задание на плановый период по приросту скважин;
изменения в организационной структуре и т.д.
При планировании прибыли можно использовать:
прогноз рентабельности;
прогноз прибыли от реализации продукции;
анализ ликвидности баланса;
оценку перекрытия ликвидности;
регрессное определение минимального оборота.
Оценивая возможный уровень рентабельности можно соизмерить величину прибыли с расходами и объемом товарооборота. Для этого определяют точку преломления прибыли и убытков или порог рентабельности. Эта точка характеризует такой объем оборота, когда нет убытков, но нет и прибыли. Определение критической точки может осуществляться расчетным или графическим способами.
Одним из вариантов анализа лимита рентабельности является оценка перекрытия ликвидности. В этом случае издержки предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны, например, амортизация. Точка пересечения кривой части стоимости, соответствующая денежным расходам с кривой оборота показывает величину минимального оборота, необходимого для сокращения ликвидности.
При помощи регрессионного распределения минимального оборота можно установить зависимость между плановой прибылью и производством продукции и получить предельную прибыль. На предстоящий период можно рассчитать и по источникам образования.
После определения плановых величин прибыли из отдельных источников составляется сводный план прибыли. Затем разрабатываются и утверждаются администрацией предприятия, с одобрения трудового коллектива, сметы расходования фонда накопления и фонда потребления.
При планировании валового дохода необходим системный подход, то есть должна быть обеспечена взаимная увязка всех показателей плана предприятия. Он строго увязывается с рассчитанными на плановый период объемом производства и прибыли.
В процессе составления плана валового дохода вносят небольшие коррективы в плановую структуру товарооборота в целях повышения размера валового дохода, или пересматривается смета издержек обращения в целях изыскания возможностей по сокращению отдельных расходов для обеспечения рассчитанного размера прибыли.
Валовой доход предприятия исчисляется в абсолютном и относительном выражении. Абсолютным показателем валового дохода является его сумма (размер), а относительным – уровень (процентное отношение суммы валового дохода к товарообороту).
Планирование валового дохода можно произвести методом технико-экономических расчетов и экономико-статистическим методом. При технико-экономическом расчете плановая сумма валового дохода от реализации определяется на основе объема и структуры товарной продукции. Общий валовой доход от реализации по предприятию определяется путем суммирования валового дохода по отдельным товарным группам.
1) Прогнозирование товарной продукции является главным показателем плана экономического и социального развития ООО «Авакян».
Анализ производства продукции ООО «Авакян», тыс. руб.
Наименование показателя | Значения | Отклонения (+/-) | |||
2008 | 2009 | 2010 | в 2009 | в 2010 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
План товарной продукции | 54898 | 41029 | 45358 | -13869 | +4329 |
Факт товарной продукции | 56831 | 36310 | 51693 | -20521 | +15383 |
% выполнения плана | 103,5 | 88,5 | 114,0 | -15 | +25,5 |
Информация о работе Повышения эффективности управления прибылью