Повышения эффективности управления прибылью

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 23:48, дипломная работа

Описание работы

Целью исследования является изучение теоретических основ механизма управления прибылью, анализ эффективности ее формирования, распределения и использования на примере конкретного предприятия.
В работе поставлены следующие задачи:
1) определение сущности и содержания прибыли;
2) изучение путей и инструментов управления прибылью предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………………………..6
1.1 Экономическая сущность и функции прибыли………………………6
1.2 Пути и инструменты упрваления прибылью предприятия……...…12
1.3 Анализ показателей оценки прибыли………………………………..21
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «АВАКЯН»………………………........................................................................23
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Авакян» ……………..23
2.2 Анализ состава и формирования прибыли предприятия...................25
2.3 Анализ и оценка рентабельности предприятия..................................37
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРИБЫЛЬЮ ООО «АВАКЯН»………………………...........44
3.1 Рекомендации по эффективному использованию источников прибыли ООО «Авакян»…………………….............................................44
3.2 Предложения по увеличению прибыли ООО «Авакян»...................54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………

Работа содержит 1 файл

Для понимания сути понятия.doc

— 687.50 Кб (Скачать)

1) обеспечение самоокупаемости текущей хозяйственной деятельности предприятия. Основная часть доходов предприятия является источником возмещения всех текущих затрат, связанных с осуществлением его хозяйственной деятельности;

2) обеспечение выполнения финансовых обязательств предприятия перед государством. Часть доходов предприятия является источником выплат различных налоговых платежей в государственный и местные бюджеты и обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды;

3) обеспечение самофинансирования развития предприятия. Часть доходов предприятия является источником формирования его прибыли, за счет которой образуются фонды производственного развития, дополнительного материального стимулирования работников, социальных выплат, выплат владельцам предприятия.

Выручка от реализации продукции означает завершение производственного цикла предприятий, определенную стадию кругооборота денежных средств, возврат авансированных на производство средств предприятия в денежную форму и начало нового витка оборотных средств. Она характеризует воспроизводственный процесс предприятия в количественном и качественном отношении. С количественной стороны дается представление об объемах производства в натуральном и денежном выражении. Качественная сторона проявляется в потребительских свойствах продукции и услуг, так как они находят своих потребителей.

Выручка от реализации продукции составляет 90% всех доходов в производстве. Она является основным источником возмещения затрат на производство, сбыт продукции и используется предприятием для:

- оплаты счетов поставщиков за материальные ценности;

- выплаты заработной платы рабочим и служащим;

- создания амортизации фонда;

- создания фондов экономического стимулирования;

- взноса платежей в бюджет (налога с оборота, плата за производственные фонды, фиксированных платежей, свободного остатка прибыли);

- уплаты процентов за кредит;

- погашение банковского кредита и т.д. [8, c. 162].

Для анализа выручки от реализации продукции предприятия используем данные таблицы 2.3.

Таблица 2.3

Анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг ООО «Авакян»   за 2008-2010 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

Значения

Отклонения (+/-)

2008

2009

2010

в 2009

в 2010

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации, тыс. руб.

 

56831

 

36310

 

51693

 

-20521

 

15383

 

Полная себестоимость реализ. товаров, работ, услуг, в т.ч.

- материальные затраты

- расходы на оплату труда

- прочие

- коммерческие расходы

 

 

56276

 

12636

2542

22898

18200

 

34029

 

8241

294

12563

12931

 

46374

 

5203

431

27455

13285

 

-22247

 

-4395

-2248

-10335

-5269

 

+12345

 

-3038

+137

+12538

+354

 

Прибыль от реализации

товаров, работ, услуг

 

 

 

555

 

 

2281

 

 

5319

 

 

+1726

 

 

+3038


 

Из таблицы 2.3 видно, что прибыль от реализации товаров, работ, услуг увеличилась в 2010г., что составляет 3038 тыс. руб. по сравнению с 2009г. Увеличение прибыли произошло несмотря на увеличение себестоимости на 12345 тыс. руб.

В 2010 году предприятие увеличило расходы на оплату труда на 46,6 % или 137 тыс. руб. Но это не помешало увеличению прибыли. Динамика прибыли от реализации товаров, работ, услуг представлена на рисунке 2.2.

Рис. 2.2. Динамика прибыли от реализации ООО «Авакян», тыс. руб.

 

Проведем анализ прибыли от реализации товаров, работ, услуг с целью определения степени влияния на нее следующих факторов:

1) изменение объема продаж;

2) изменение уровня материальных затрат,

3) изменение расходов на оплату труда,

4) изменение уровня прочих расходов,

5) изменение уровня коммерческих расходов,

6) изменение уровня управленческих расходов.

Используя формулу (2.1) и порядок проведения факторного анализа методом цепных подстановок составим таблицу 2.4, где произведем основные расчеты.

                                По = В – Зм –Зт –Зпроч – Рк – Ру,                                 (2.1)

где В – нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг,

Зм – материальные затраты,

Зт – расходы на оплату труда,

Зпроч – прочие затраты на производство продукции,

Рк – коммерческие расходы,

Ру – управленческие расходы (оплата труда управленческому персоналу).

Таблица 2.4

Факторный анализ прибыли от реализации ООО «Авакян» за 2009 г., тыс. руб.

№ подст.

В

Зм

Зт

Зпроч

Рк

Ру

По

∆По

Баз.

36310

8241

294

12563

12931

-

2281

 

1 подст.

51693

8241

294

12563

12931

-

17664

∆По(В)=17664-2281=15383

2 подст.

51693

5203

294

12563

12931

-

20702

∆По(Зм)= 20702 - 17664 =

= 3038

3 подст.

51693

5203

431

12563

12931

-

20565

∆По(Зт)=20565-20702= -137

4 подст.

51693

5203

431

27455

12931

-

5673

∆По(Зпроч)= 5673 – 20565 =

= -14892

5 подст.

51693

5203

431

27455

13285

-

5319

∆По(Рк)= 5319 – 5673 = -354

 

На основе таблиц 2.3 и 2.4 сделаем основные выводы по факторному анализу.

Основное влияние на увеличение прибыли от реализации товаров, работ, услуг в 2010 г. оказало увеличение объема продаж на 42,4 % при одновременном снижении материальных затрат на реализованную продукцию на 36,9%. В результате увеличения объема продаж, прибыль от реализации товаров, работ, услуг увеличилась на 3038 тыс. руб.

Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации. Система показателей особенно важна в тех случаях, когда необходимо учесть несколько целей и установить взаимосвязи между элементами системы. При этом необходимо подчеркнуть, что неоправданно большое число показателей перегружает материалы аналитического исследования и, более того, уводит в сторону от цели анализа.

Состав системы показателей в определенной степени зависит от вида проводимого анализа. Принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний. Внешний финансовый анализ производится независимыми аналитиками и в основном базируется на общедоступной информации, поэтому он менее детализирован и более формализован. Информационная база внутреннего анализа гораздо шире, соответственно расширяются и возможности самого анализа [32, с.32].

Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестоко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу. Одна из важнейших составляющих финансового анализа – анализ формирования прибыли, который находится в непосредственной связи с порядком ее формирования.

С помощью анализа прибыли изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатываются экономическая стратегия его развития, выявляются резервы повышения эффективности деятельности. Поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности является одной из основных задач для предприятия, а для того, чтобы осуществлять их поиск целесообразно в начале проанализировать прибыль предприятия и на основе анализа осуществлять работу [20, с.184].

В процессе анализа результатов работы предприятия изучают различные виды прибыли:

- валовая прибыль;

- прибыль (убыток) от продажи;

- прибыль (убыток) до налогообложения;

- чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, работ, услуг (без НДС и других аналогичных платежей) и себестоимостью реализации товаров, работ, услуг – в торговле это покупная стоимость реализованных товаров.

Прибыль (убыток) от продажи – это валовая прибыль торгового предприятия за вычетом коммерческих и управленческих расходов этого предприятия.

Прибыль (убыток) до налогообложения образуется из прибыли (убытка) от продажи, процентов к получению доходов от участия в других организациях, прочих операционных и внереализационных доходов, уменьшенных на суммы процентов к уплате, прочих операционных и внереализационных расходов предприятия.

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода – образуется как сумма прибыли (убытка) до налогообложения увеличенная на сумму обязательных налоговых активов и уменьшенная на величину налоговых обязательств и текущего налога на прибыль.              Таким образом, в увеличении прибыли заинтересованы государство (растет сумма налогов при продуманной, щадящей системе налогообложения), предприятие и трудовой коллектив, тем самым создается финансовая основа для согласования их экономических интересов, стимулирования рационального использования ресурсов, повышения эффективности деятельности предприятий [33, с.483].

В таблице 2.5 приведена динамика балансовой и чистой прибыли.

Таблица 2.5

Динамика балансовой и чистой прибыли ООО «Авакян»                          за 2008-2010 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

Значения

Отклонения (+/-)

2008

2009

2010

в 2009

в 2010

1

2

3

4

5

6

Балансовая прибыль

6049

2356

97443

-3693

+95087

Отложенные налоговые активы

621

13

356

-608

-369

Отложенные налоговые обязательства

55

23

21734

-32

+21711

Текущий налог на прибыль

-

-

403

-

+403

Чистая прибыль

6615

2346

74950

-4269

+72604


 

На основании таблицы 2.5 построим диаграмму, представленную на рисунке 2.3.

Рис. 2.3. Динамика балансовой и чистой прибыли ООО «Авакян» за 2008-2010 гг., тыс. руб.

 

Анализируя данные таблицы 2.5 и диаграммы, чистая прибыль организации увеличилась в 2010г. на 72604 тыс. руб. по сравнению с 2009г. Главным образом, этому способствовало увеличение балансовой прибыли

Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприятии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются. Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рисунке 2.4.

 

Рис. 2.4. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия.

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов. [27, c. 123]

2.3 Анализ и оценка рентабельности предприятия

 

Независимо от вида проводимого анализа система показателей не может быть раз и навсегда жестко заданной, более того, она должна постоянно корректироваться как по форме, так и по существу.

Показатель рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Все показатели рентабельности дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции. Расчет данных показателей ООО «Авакян» представлен в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Расчет показателей рентабельности продаж ООО «Авакян»

за 2008-2010 гг., тыс. руб.

Наименование показателя

Значения

Отклонения (+/-)

2008

2009

2010

в 2009

в 2010

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации товаров, работ, услуг

56831

36310

51693

-20521

+15383

Валовая прибыль

18755

15212

18604

-3543

+3392

Прибыль от реализации(операционная)

555

2281

5319

+1726

+3038

Балансовая прибыль

6049

2356

97443

-3693

+95087

Чистая прибыль

6615

2346

74950

-4269

+72604

Валовая рентабельность реализованной продукции, %

33,0

41,89

35,99

+8,89

-5,9

Операционная рентабельность реализованной продукции, %

0,98

6,28

10,29

+5,3

+4,01

Чистая рентабельность реализованной продукции, %

11,64

6,46

144,99

-5,18

+138,53

Общая рентабельность реализованной продукции, %

10,64

6,49

188,50

-4,15

+182,01

Информация о работе Повышения эффективности управления прибылью