Повышение эффективности управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 22:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в анализе управленческой деятельности предприятий, основанных на различных формах собственности и разработке предложений по ее совершенствованию.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
- изучить современное состояние предприятия и провести анализ экономических показателей его деятельности;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления предприятием.
Объектом исследования было выбрано предприятие ОАО «Мозырский НПЗ ».

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические основы управления предприятием на различных формах собственности…………………………………………………………………4
1.1 Классификация предприятий по формам собственности………………..4
1.2Особенности управления коммерческим предприятием………………...6
1.3 Особенности управления некоммерческим предприятием…………..11
2. Анализ особенностей управления в ОАО «Мозырский НПЗ»…………13
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия……..13
2.2 Оценка эффективности управления ОАО «Мозырский НПЗ»………..18
3 Повышение эффективности управления………………………………….22
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..

Работа содержит 1 файл

курсовая реш.docx

— 96.05 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение………………………………………………………………………3

1. Теоретические  основы управления предприятием  на различных формах собственности…………………………………………………………………4

1.1 Классификация  предприятий по формам собственности………………..4

1.2Особенности  управления коммерческим предприятием………………...6

1.3 Особенности управления некоммерческим предприятием…………..11

2. Анализ особенностей управления в ОАО «Мозырский НПЗ»…………13

2.1 Организационно-экономическая  характеристика предприятия……..13

2.2 Оценка эффективности управления ОАО «Мозырский НПЗ»………..18

3 Повышение  эффективности управления………………………………….22

Заключение…………………………………………………………………… 
Список литературы…………………………………………………………..
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ.

     В общем виде управление следует представлять как умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения  и интеллект людей. Речь идет о  целенаправленном воздействии на людей  с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и  производительную силу. Другими словами, управление - это человеческие возможности, с помощью которых лидеры используют ресурсы для достижения стратегических и тактических целей организации.

     Управление  предприятием в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.

     Эффективный руководитель, принимая во внимание все  ситуационные переменные, понимает, что  не существует единственного «правильного»  способа совершения чего-то. Оптимальный  выбор — это выбор того, что  наиболее соответствует ситуации, сложившейся  на данное время. Для того, чтобы  сделать этот правильный выбор, руководитель должен иметь комплексный взгляд на вещи.

     Цель  курсовой работы заключается в анализе  управленческой деятельности предприятий, основанных на различных формах собственности и разработке предложений по ее совершенствованию.

     Для достижения этой цели поставлены следующие  задачи:  
- изучить современное состояние предприятия и провести анализ экономических показателей его деятельности;  
- разработать рекомендации по совершенствованию управления предприятием. 
Объектом исследования было выбрано предприятие ОАО «Мозырский НПЗ ».

     ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий  завод» (МНПЗ) на протяжении последнего десятилетия по праву носит звание одного из флагманов национальной промышленности суверенной Беларуси. Все эти годы МНПЗ (вместе с новополоцким «Нафтаном») возглавляет список самых прибыльных акционерных обществ белорусской  экономики, намного опережая по объему полученной прибыли другие предприятия  страны.

     Эффективность работы предприятия зависит от управления этим предприятием. Это обуславливает актуальность выбранной темы.

 
 
 

     1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ  НА РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ СОБСТВЕННОСТИ

     1.1.Классификация предприятия по формам собственности.

     Предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект с правом юридического лица, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

     В гражданском кодексе предприятие - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности.

     Предприятие как основное звено экономики  характеризуется:

  • общностью процессов производства, технологий и капитала;
  • решением основной экономической проблемы на уровне предприятия;
  • единством организации труда, производства и управления.
  • После прохождения государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом.

     Юридическое лицо - это организация, которая  обладает четырьмя характерными признаками: 
· имеет обособленное имущество; 
· отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечивает минимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; 
· имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи; 
· может являться истцом и ответчиком в суде.

     Юридическое лицо имеет самостоятельный бухгалтерский  баланс, расчетный и иные счета  в банке.

     В зависимости от целей деятельности юридические лица относятся к  одной из двух категорий: коммерческие и некоммерческие организации(Рисунок 1).

       
 

     Коммерческие  организации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

     Некоммерческие  организации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученную прибыль между участниками. К ним относятся различные общественные или религиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческие партнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вести предпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, не распределяется между ее участниками и учредителями, а используется для их уставных целей.

     Предприятие может принадлежать к различным  формам собственности. Законодательство допускает существование следующих  форм собственности: частная собственность; государственная собственность; собственность  общественных организаций и объединений; смешанная собственность; собственность  совместных предприятий.

     Предприятия всех типов собственности и организационно-правовых форм могут осуществлять коммерческую деятельность в различных видах. По основной сфере деятельности предприятия делятся на несколько групп: 
· производственные предприятия, выпускающие промышленную, сельскохозяйственную, строительную продукцию; 
· предприятия, производящие услуги за плату. К ним относятся мастерские, аудиторские и юридические фирмы и т.п.; 
· предприятия, занятые посредничеством (торговлей, биржевой деятельностью) и инновациями (исследованиями, разработками и ноу-хау); 
· предприятия, занятые сдачей в пользование (кредит, лизинг, аренду, траст) имущества.

     Российскими и международными стандартами при  регистрации предприятия предусмотрено  обязательное определение отраслевой принадлежности. При определении отраслевой принадлежности предприятие относят к той или иной отрасли исходя из того вида деятельности, который на момент регистрации является преобладающим.

     В рамках любой отрасли действуют  предприятия, которые в зависимости от размеров могут быть отнесены к мелким, крупным или средним.

     Для производственных предприятий и  фирм услуг критерием отнесения  их к той или иной группе может  быть объем производимой продукции  или услуг. Для снабженческо-сбытовых и торговых фирм – оборот реализации. Но в современных условиях наиболее приемлемым признаком, характеризующим  размеры предприятия, является численность  его персонала. 
 

     1.2.Особенности управления коммерческим предприятием.

     Предприятие представляет собой инструмент достижения совокупности целей, сформированных основными  заинтересованными группами (в первую очередь, собственниками, высшим руководством и персоналом предприятия). Это определение носит сущностный характер и не имеет отношения к организационно-правовой форме конкретной хозяйствующей единицы. Целью создания коммерческого предприятия, как правило, является извлечение материально-финансовой выгоды в виде имущества и/или дохода.

     Коммерческое  предприятие является сложной системой, в рамках которой реализуется  законченное множество динамических процессов. В теории и практике организационного управления для обозначения основного  класса этих процессов принято использовать обобщенное понятие бизнес-процесс. Бизнес-процесс - это совокупность различных  видов деятельности, в рамках которой  используется один или более видов  ресурсов, и в результате этой деятельности создается продукт, представляющий ценность для потребителя. Само по себе предприятие также может рассматриваться  как процесс самого высокого уровня обобщения. Реализация бизнес-процесса всегда приводит к изменению потребительной и/или добавленной стоимости.

     Процессный  подход позволяет подойти к проблеме проектирования, создания и управления предприятием с инженерных позиций. При этом под организационным  проектированием мы понимаем развернутую  во времени совокупность процедур, позволяющую сформировать определенную целенаправленную систему деятельности (предприятие). Каждая такая процедура  вмешивается в налаженный или  случайный ход событий, увеличивая вероятность возникновения события  цели. Иными словами, основной задачей  организационного проектирования является получение четкого ответа на вопрос: <Каким должно быть предприятие, чтобы  с его помощью можно было реализовать  поставленные цели?> Основу процесса организационного проектирования составляет разработка формально-логической модели предприятия, отвечающей целевым установкам основных заинтересованных групп. 

     Процессно-ориентированные  технологии часто соотносят с  так называемой инжиниринговой(реинжиниринговой) концепцией управления. В связи с  этим, подчеркнем, что подобный подход в теории и практике организационного развития не является чем-то принципиально  новым

     Предприятие как открытая система строит свое функционирование в существенной (хотя и не однозначной) связи с внешней  средой. Отсюда одной из центральных  задач управления предприятием является задача позиционирования во внешней  среде, в частности отыскание  оптимального положения в сети ресурсных  потоков. Это связано с тем, что  часть параметров бизнес-процессов (например, такие экзогенные величины как объем реализации продукции, ставки налогов, тарифы на энергоносители, рыночные цены, курсы валют и др.) формируется во внешней среде  предприятия, что может быть интерпретировано как проявление возмущающих или ограничивающих факторов. В тоже время, если все бизнес-процессы формализованы и построена корректная параметрическая модель управления предприятием, то природа этих факторов не имеет значения. 

     Именно  наличие среди параметров бизнес-процессов  динамически изменяющихся экзогенных величин делает процесс функционирования предприятия значительно менее  управляемым и предсказуемым. Последнее, в частности, выражается в снижении вероятности достижения поставленных целей. Отсюда задача позиционирования предприятия во внешней среде (в  частности, на рынке) является первичной  по отношению к задаче внутренней организации бизнес-процессов.

     В настоящее время известно несколько  инструментов позиционирования: SWOT-матрица, PEST-матрица, SNW-матрица, модель BCG, GE/McKinsey, ADL-LC, SPACE и др. Большинство из них  строится на основе результатов качественного  анализа или методом экспертных оценок, что порождает значительное количество проблем, связанных с  многочисленными разночтениями  при формировании конкретных моделей. В частности, для указанных инструментов не разработаны четкие критерии классификации  факторов внешней и внутренней среды, не составлены обоснованные перечни  исследуемых параметров и т.д. В  связи с этим практическая значимость данных инструментов для целей управления предприятием весьма ограничена .

     Метафорически процесс позиционирования предприятия  может быть представлен следующим  образом. Глобальные и макроэкономические ресурсные потоки образуют сложную  многомерную сеть, каждый <узел> которой обеспечивает определенный экономический (социальный, административный и пр.) эффект от деятельности в нем. Структура сети непрерывно видоизменяется, что в частности приводит к  колебаниям эффективности работы в  различных <узлах>. Реализация целевых  установок предприятия возможна только в том случае, если им будет  занят определенный <узел> или  совокупность <узлов>. Это, собственно, и называется позиционированием.

Информация о работе Повышение эффективности управления