Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:34, курсовая работа
Современный менеджмент всё чаще старается использовать в своей работе командные методы. Жесткая административная система, так хорошо себя зарекомендовавшая в управлении крупными индустриальными предприятиями, сегодня оказывается мало применима.
Введение. 3
1 Понятие «команды» 5
1.1 Определение команды 5
1.2 Классификация команд 6
2 Формирование эффективной команды 13
2.1 Динамика команды 13
2.2 Этапы создания эффективной команды 14
2.3 Структура и роли членов команды 15
2.4 Роль лидера в команде 20
3 Эффективность команд 27
Заключение. 32
Список использованной литературы. 33
Министерство
образования и
науки Российской
Федерации
Сибирский институт бизнеса и информационных технологий
(г.
Омск)
Курсовая
работа
Дисциплина: Управление персоналом
Тема:
«Эффективное управление
командой»
Содержание.
Современный менеджмент всё чаще старается использовать в своей работе командные методы. Жесткая административная система, так хорошо себя зарекомендовавшая в управлении крупными индустриальными предприятиями, сегодня оказывается мало применима.
Причин тому две:
Тенденции современного бизнеса ведут к тому, что развитие коммуникационных и транспортных сетей расширяет рынки и приводит к росту международной конкуренции. Интернет обеспечивает всеобщую доступность информации, и преимуществом обладает тот, кто может быстрее и лучше ею воспользоваться.
Стремительный рост высоких технологий требует быстрых изменений, связанных с их внедрением. Креативность и способность к быстрому внедрению инноваций становятся необходимыми условиями выживания. В условиях международной конкуренции бизнес все больше ориентируется на потребности конечного потребителя и, как следствие, повышается требование к гибкости организационных структур и систем управления.
Возможности личного роста и саморазвития играют всё большую роль в мотивации персонала и, как следствие, более остро встает вопрос удержания и мотивации высококвалифицированных специалистов.
Необходимость быстро реагировать на внешние изменения, накладываясь на возросшую сложность ведения бизнеса, вынуждает компании нанимать специфические группы высококлассных специалистов. Наиболее эффективно эти специалисты работают в том случае, если отношения внутри группы удается выстроить таким образом, чтобы они образовывали команду.
Использование феномена команды, с её возможностями инициативно ставить амбициозные цели и добиваться беспрецедентных результатов, умение извлекать максимум из ресурсов каждого из члена команды и поддерживать высочайшую мотивацию её участников на совместную работу может дать решающее конкурентное преимущество современным компаниям.
Таким образом, для тех компаний, которые в силу специфики собственной деятельности или в силу специфики тех рынков, на которые им приходится работать, вступили в постиндустриальную эпоху, крайне важным становится вопрос создания команд и рецептов дальнейшего повышения их эффективности. Для многих компаний решение этих вопросов становится фактором их выживания.
Несмотря на огромный интерес во всем мире к теме командообразования и командной работы, вопрос формирования эффективных команд проработан относительно мало. Одна из причин этого заключается в том, что сами проблемы, решение которых требует использования эффективности команд, встали перед бизнесом во всей остроте только в последние десятилетия.
Объектом исследования настоящей работы являются процессы формирования и функционирования эффективных у команд в организациях.
Предметом исследования - социальные характеристики и технологии формирования эффективных команд.
Целью исследования в данном случае является: определение критериев оценки эффективности и этапов создания эффективных команд в организациях.
Задачи, направленные на достижение цели:
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда всё чаще в научной (социологической, психологической, экономической и др.) литературе и в бизнесе употребляется термин «команда».
Несколько значений этому слову придаёт «Толковый словарь русского языка» Ожегова: 1) Отряд, воинское подразделение; 2) Личный состав, экипаж судна; 3) Спортивный коллектив во главе с капитаном; 4) Группа связанных чем-нибудь людей, чьё-нибудь окружение.
Большая советская энциклопедия даёт своё определение: команда (франц. commande, от позднелат. commando — поручаю, приказываю) – временная или постоянная воинская организация численностью от 3 человек и более, предназначенная для выполнения определённых обязанностей по службе или каких-либо работ.
Все имеющиеся на сегодняшний день толкования термина «команда» разделяются на две части. Одна – это определения слова «команда» через её внешние проявления, через её описание. Вторая часть – структурные определения, обозначающие внутреннюю суть этого объекта.
К
первым можно отнести такие определения:
команда – в широком смысле – трудовой
коллектив с высоким уровнем сплоченности,
приверженности всех работников общим
целям и ценностям организации.
Команда – в социологии – социальная группа, в которой неформальные отношения между ее членами могут иметь большее значение, нежели формальные, а действительная роль и влияние конкретной личности не совпадать с ее официальным статусом и весом.
К этой же группе стоит отнести и определения, используемые Галкиной Т.П., автором наиболее полного за последнее время исследования групповой деятельности . Расположим их в порядке увеличения сложности:
Ко
второму типу определений стоит отнести
следующее:
команда – коллектив единомышленников,
сплоченных вокруг своего лидера, который
одновременно является и высшим должностным
лицом в данной организации.
Проанализировав определения сплоченной группы (коллектива, команды и т.п.), мы получим, отбросив малосущественное, следующие характеристики сплоченной команды в деятельности:
Поскольку введение всех указанных характеристик в одно определение команды сделало бы такое определение трудно воспринимаемым, можно сформировать лаконичное определение, «ухватывающее» ядро сплоченной команды. При этом все вышеперечисленные характеристики как бы «уходят в тень», но сохраняют свою значимость. Команда в деятельности - объединение людей, включенных в совместную деятельность, сплочение которых предопределено согласованностью способов взаимодействия, адекватных целям, ценностям и идеалам деятельности.
Особенностью сегодняшнего положения дел в теории команд является практическая направленность большинства научных работ. Этот факт, свидетельствуя о большой популярности команд, имеет и свою негативную сторону. Отсутствие интегрированного теоретического подхода порождает целый ряд проблем. Во-первых, разнообразие определений, характеристик, подходов и методов формирования команд зачастую вводит в заблуждение людей, начинающих работу в этом направлении, как практиков, так и теоретиков. Во-вторых, применение в узкой практической интерпретации методов и подходов, справедливых для одного предприятия, далеко не всегда подходит для других, о чем, в частности, свидетельствует появление большого количества работ, посвященных анализу неудач применения команд на практике. В-третьих, перенесение идеологии команд на другую сферу применения или на иную культурную почву невозможно без изучения интегрированного представления теории и практики команд.
В качестве основных критериев классификации команд предлагается использовать следующие:
В соответствии с приведенными критериями можно выделить десять типов команд: