Жизнь и развлечения в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:34, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является средневековая европейская культура. Предмет исследования – повседневный аспект жизни и развлечений средневекового общества. Цель работы – исследование сущности пространства повседневности в средневековой европейской культуре и особенностей развлекательной культуры, их основных форм социального функционирования и тенденций исторического развития.

Содержание

Введение
1.ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Общая характеристика средневековой цивилизации
2.Основные черты средневекового мировосприятия
3.Особенности повседневной культуры средневековья
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1.Быт и нравы средневекового монастыря
2.Средневековый замок и нравы его обитателей
3.Повседневная жизнь средневекового города
4.Развлечения как элемент повседневной культуры средневековья
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Ж.docx

— 143.92 Кб (Скачать)
p align="justify">     В дальнейшем основой культуры все  более становится и городская  среда, бюргерство, ремесленное цеховое  производство, торговля, денежное хозяйство.

     Отношения сеньора и вассала строятся на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства. Эти отношения образуют общество. С образованием централизованных государств оформляются сословия, составляющие структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием» - народом. Духовенство заботится о душе человека, дворянство занимается государственными делами, народ - трудится.

     Сущность  культуры любой эпохи, прежде всего, выражается в представлениях человека о себе самом, своих целях, возможностях, интересах.

     В средневековой культуре эти представления  во многом формировали деятели церкви. Они стремились общественные отношения  объяснить по образцу отношений  человека и бога. Подчинение, смирение, покорность становятся главными ценностями общественной жизни, которые проповедует  христианское духовенство.

     Важным  элементом социальной культуры являлось монашество. Оно олицетворяло переход от общинного ожидания царства Божия на земле к достижению индивидуального спасения путем аскетической совместной «святой» жизнедеятельности.

     Для второй сословной группы-дворян характерны иные представления о человеке и  его месте в мире. Рыцарский  идеал предполагал знатное происхождение, такие качества, как храбрость забота о славе, чести, стремление к подвигу, благородству.

     В период средневековья люди накапливали  богатства, добывали ценности, потом  приобретали землю и т.д. Свободные  крестьяне, вынужденные - в силу различных материальных и духовных причин – искать себе покровителей, передавали свои земли монастырям, церкви или каким-либо могущественным людям, обретая взамен поддержку и защиту. Крестьяне не отдавали свои земли насовсем. Они оставались жить и трудиться на этих землях. Но до акта передачи крестьяне были владельцами, собственниками земли. Они могли ею так или иначе распоряжаться, а после передачи земли монастырю или светскому господину 'сидели' на этой земле уже лишь в качестве держателей. Иначе говоря, людей, которые обрабатывали землю, получали с нее какую-то часть дохода, но другую часть дохода они отдавали господину в виде так называемой «феодальной ренты».

     Крестьяне были подвластны своему господину и  землей распоряжаться уже не могли.

     Из  документов, сохранившихся в монастырских архивах Германии, Англии, Франции  и других стран Европы, видно, что монахи были рачительными хозяевами и заботились о том, чтобы вся документация у них содержалась в порядке. Документы составлялись в монастырских канцеляриях – людьми, которые умели читать и писать.

     В 11-12 в.в. Западной Европе было распространено учение о трехфункциональном делении  общества. Согласно этому учению, общество состоит из трех «орденов». Первый «орден» – те, кто молятся. Это духовенство и монахи. Второй «орден» - те, кто ведет войну, воины, будущее рыцарство. Оно в начале средних веков только начинало формироваться. И третий «орден» - те, кто пашут землю или трудятся. Молящиеся, воюющие и трудящиеся - землепашцы - такова структура общества. Каждый «орден» общества не мог существовать сам по себе, поскольку одни, молящиеся, молятся за спасение душ всех других. Другие охраняют общество от распада и от нападения внешних врагов, а третьи, землепашцы, естественно, кормят не только себя, но и все общество.

     Таким образом, средневековая культура - это результат сложного, противоречивого синтеза античных традиций, культуры варварских народов и христианства. Влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было равнозначным. Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны: отчужденность от основного производителя (земля, на которой трудился крестьянин, являлась собственностью феодала); условность (феод считался пожалованным за службу и, хотя позже он превратился в наследственное владение, формально за несоблюдение договора он мог быть отчужден у вассала); иерархичность - собственность была, как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.

     Доминантой  средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно  выступало в качестве новой мировоззренческой  опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи. 

     § 2. Основные черты  средневекового мировосприятия 

     Особенности восприятия пространства людьми средневековой  эпохи обусловливались рядом  обстоятельств: их отношением к природе, включая и производство, способом их расселения, кругозором, который в свою очередь зависел от состояния коммуникаций, от господствовавших в обществе религиозно-идеологических постулатов.

     Ландшафт  Западной и Центральной Европы в  период раннего средневековья существенно  отличался от современного. Большая  часть ее территории была покрыта  лесами, уничтоженными гораздо позднее в результате трудовых усилий населения и расточения природных богатств. Немалая доля безлесного пространства представляла собой болота и топи. Расчистка лесов под пашню и осушение болот под пастбища были делом будущего, населенные пункты сплошь и рядом были разбросаны среди лесов редкими оазисами, поодаль один от другого. Преобладали небольшие деревушки с ограниченным числом дворов либо обособленные хутора. Более крупные селения изредка встречались в наиболее благоприятных местностях — в долинах рек на берегах морей, в плодородных районах Южной Европы. Нередко окружением поселка был лес, тянущийся на огромные расстояния, одновременно и привлекавший своими ресурсами (топливом, дичью, плодами) и отпугивавший подстерегавшими в нем опасностями: дикими зверями, разбойниками и другими лихими людьми, призрачными таинственными существами и оборотнями, какими охотно населяла окружающий селения мир человеческая фантазия. Лесной ландшафт неизменно присутствует в народном сознании, в фольклоре, в воображении поэтов.

     Связи между населенными пунктами были ограниченны и сводились к  нерегулярным и довольно поверхностным  контактам. Натуральное хозяйство  характеризуется тенденцией к самоудовлетворению основных потребностей. К тому же, пути сообщения практически почти  отсутствовали или находились в  совершенно неудовлетворительном состоянии. Старые римские дороги в тех районах, где они были, постепенно пришли в негодность, новые пути расчищались  редко, и поддержание их было сопряжено  с большими трудностями. Заботы государственной  власти о средствах сообщения  не выходили за пределы правительственных  нужд, весьма ограниченных. Тем не менее, и эти нужды удовлетворить было нелегко. Предоставляя судебные и податные иммунитеты церковным учреждениям и служилым людям и давая им широкую власть над крестьянами, англосаксонские короли оставляли за собой право требовать от населения участия в постройке укреплений и ремонте дорог. Прокладка дорог и возведение мостов считались Богоугодным делом. В шведских рунических надписях на камнях специально отмечалась как особая заслуга постройка моста, обычно его возводили в память об умершем родственнике. Легендарный шведский конунг Энунд заслужил прозвище Строителя дорог, в лесных районах он основывал новые селения и соединял их дорогами (75, 29).

     Путешествие в период раннего средневековья  было опасным и длительным предприятием. За сутки можно было покрыть самое  большее несколько десятков километров. Путь от Болоньи до Авиньона отнимал  до двух недель, из Нима добирались на Шампанские ярмарки в течение  двадцати четырех дней, из Флоренции  в Неаполь — за одинадцать-двенадцать дней. Письмо папы Григория VII подписанное в Риме 8 декабря 1075 г, прибыло в Гослар (Гару) 1 января 1076 г. О том, с какой скоростью передавались сведения о важных событиях, свидетельствуют такие факты: весть о смерти Фридриха Барбароссы в Малой Азии достигла Германии через четыре месяца, англичане узнали о том, что их король Ричард Львиное Сердце попал в плен в Австрии, через четыре недели. Такого рода вести доставляли специальные гонцы. Из Рима в Кентербери их путь обычно занимал до семи недель, но срочные вести доставлялись через четыре недели.

     Быстрее передвигались по морю, чем по суше, но здесь подстерегали еще более  многочисленные и грозные опасности: бури, перемены погоды, пираты. Кораблестроение  было слабо развито в Европе того времени, суда были мало приспособлены  к плаванию в открытом море и держались  преимущественно путей, шедших вдоль  побережья. Исключение составляли викинги  — смелые мореплаватели, корабли  которых бороздили все моря Европы, от Черного и Средиземного до Северного  и Белого, и даже пересекали Северную Атлантику.

     Абсолютное  преобладание сельского населения  не могло не сказаться на всей системе  отношений человека с миром, какому бы слою общества он ни принадлежал: способ видения мира, присущий земледельцу, доминировал в общественном сознании и поведении. Привязанный к земле  хозяйством, поглощенный сельским трудом, человек воспринимал природу  как интегральную часть самого себя и не относился к ней как  к простому объекту приложения труда, владения или распоряжения. Связанность  крестьянина с землей вряд ли нужно  представлять себе таким образом, что  он был неразрывно соединен со своим  наделом. Исследователи неоднократно отмечали высокую подвижность населения  в Европе даже в период, следующий  после прекращения Великих переселений  и окончательного размещения варваров на территории Европы. Люди искали удобные  для поселения места и легкие для обработки земли. Процесс  внутренней колонизации охватывал  большое количество крестьян. Привязанность  крестьянина к земле не становилась  от того меньшей, ведь именно стремлением  освоить участок и завести  на нем хозяйство и были движимы  переселенцы. Расчистки новых пахотных земель, выжигание кустарника, корчевка леса — существенный фактор в становлении средневековой сельской общины.

     Культурное созидание в средние века, как и в древности, в огромной степени обусловливалось отношением человека к природе. Связь человека с природой была неотъемлемой чертой его сознания. Качества человека как индивида, как члена коллектива — семьи, рода, общины, с одной стороны, и качества земли, которой он владел в составе этого коллектива, — с другой, не размежевывались, переплетались в общественных представлениях той эпохи.

     Это мировосприятие порождалось отношением человека к природе как к продолжению  его собственного «я» и было неразрывно связано с подобным же органическим единством индивида и общественной группы. Это мироотношение постепенно исчезает с переходом к Новому времени, когда развитие промышленности создает условия для выработки иного подхода человека к природе — как к простому объекту его технического воздействия. В средние века такое субъектно-объектное отношение человека к внешнему миру было невозможно. Человек той эпохи не ставил перед собой задачи преобразования природы. Его цели по отношению к ней были по преимуществу потребительские.

     Отношение человека к природе в средние века отличается от таких же отношений в первобытном обществе. Средневековый человек уже не сливает себя с природой, но и не противопоставляет себя ей. Он сопоставляет себя со всем остальным миром и измеряет его своим собственным масштабом, а эту меру он находит в самом себе, в своем теле, в своей деятельности.

     В этих условиях ничто не могло быть более естественным, чем измерение пространства при помощи человеческого тела, его движения, способности человека воздействовать на материю. Человек здесь физически был «мерою всех вещей», и прежде всего земли. Протяженность и площадь земли не определяли при помощи каких-либо абсолютных, абстрагированных от конкретной ситуации мер и стандартов. Путь исчислялся числом шагов (отсюда «фут»). Квадратные меры имели очень мало смысла для земледельцев, не знакомых с геометрией. Локоть, пядь, палец, — самые естественные и распространенные меры. Время трудовых затрат человека лежало в основе определения им размеров возделанной земли. Мерами пахотного участка были юрнал, морген — площадь, которую можно было вспахать за один день. Эти меры площади не только варьировали из местности в местность, но никому и в голову не приходило задуматься над более точным (с современной точки зрения) определением размеров владения, — принятый тогда и повсеместно распространенный способ измерения земли был вполне удовлетворителен, он был и единственно возможным и мыслимым для людей средневековья.

Информация о работе Жизнь и развлечения в средние века