Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:34, дипломная работа
Объектом исследования является средневековая европейская культура. Предмет исследования – повседневный аспект жизни и развлечений средневекового общества. Цель работы – исследование сущности пространства повседневности в средневековой европейской культуре и особенностей развлекательной культуры, их основных форм социального функционирования и тенденций исторического развития.
Введение
1.ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Общая характеристика средневековой цивилизации
2.Основные черты средневекового мировосприятия
3.Особенности повседневной культуры средневековья
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1.Быт и нравы средневекового монастыря
2.Средневековый замок и нравы его обитателей
3.Повседневная жизнь средневекового города
4.Развлечения как элемент повседневной культуры средневековья
Заключение
Список использованных источников
Празднества в больших торговых городах были роскошными. На рынках выставляли огромных жареных быков и вино, бившее фонтанами; церкви, ратуши и другие общественные здания украшались разноцветными коврами и знаменами; вечером улицы, освещавшиеся тысячами факелов и фонарей, кипели веселящимся народом в масках и причудливых костюмах. Вообще горожане любили задавать пиры и попойки, особенно на свадьбах, и даже на похоронах. Весну они встречали на открытом воздухе веселыми танцами, музыкой, песнями, гимнастическими играми; состязались при этом в стрельбе из самострелов, и лучшие стрелки получали награды. (Это так называемые «майские праздники».) Но, по грубости средневековых нравов, подобные празднества редко оканчивались благополучно, без драк и убийств. Спокойствие на городских улицах часто нарушаюсь дракой враждебных друг другу сословий и цехов: граждане вступали в бой с дворянами, ремесленники — со студентами или между собой. Этим беспорядкам способствовал обычай иметь при себе оружие и очень распространенная страсть к пьянству (у немцев, например, считалось особым удальством выпить непомерное количество вина или пива).
Одежда городских жителей в средние века состояла из верхнего короткого кафтана, носившегося нараспашку, без пуговиц и рукавов или с короткими. широкими рукавами; у богатых он делался из бархата или шелка и обшивался мехом; под ним был плотно прилегавший к телу камзол, перехваченный поясом; пантапоны в обтяжку, чулки и невысокие сапоги (в некоторых местах была мода на остроносые башмаки). Женщины носили платья с открытой шеей и широкие длинные рукава с разрезом; у них была распространена особенная страсть к длинным шлейфам, но длинные позволялось носить только знатным. Была также мода на широкие фижмы и высокие головные уборы. Кроме того, между женщинами очень распространено было обыкновение румяниться и белиться.
Таким
образом, активное становление городов
вело и к изменению мировоззрения. Человек
стал противопоставляться массе, коллективу,
но его роль определялась не личностными
характеристиками, а профессией. Воплощая
в себе существенные черты средневековой
жизни, город вместе с тем налагал на нее
свой неизгладимый отпечаток, придавая
западноевропейской культуре неповторимое
своеобразие. Так ни города средневекового
Востока, ни византийские города, не смогли
бы послужить источником прогресса, который
вывел бы общество в целом за пределы средневековой
стадии, в них отсутствовал социальный
тип гражданина члена свободной, самоуправляющейся
городской общины, — этот социальный тип
не мог сформироваться в условиях политического
деспотизма и всеобщего бесправия.
§ 2.4 Развлечения как элемент повседневной культуры средневековья
Представители всех сословий средневекового общества имели достаточно свободного времени. Дворянство, когда не было занято ратными делами, развлекалось охотой, празднествами, турнирами и поединками. Несмотря на это, оставалось много времени, не занятого ничем. Расстояния, непогода или плохие дороги часто вынуждали дворян, особенно зимой, оставаться в замках и усадьбах, в семейном кругу, куда доходили лишь редкие новости. Прибытие трувера, пилигрима, гонца было событием: с такими гостями обходились как нельзя лучше и, если они развлекли или заинтересовали владельца замка, их осыпали подарками, удерживали в замке, предлагали поскорее приезжать вновь.
Жизнь зажиточных горожан, торговцев и ремесленников тоже строго регламентировалась. Будучи членами корпораций, они работали не более определенного времени и имели ограниченное число подмастерьев. Не опасаясь конкуренции, они не чувствовали необходимости развивать производство, и у них гоже было достаточно свободного времени.
Крестьяне, прикрепленные к земле, которой не владели, не заинтересованные в повышении культуры земледелия, обремененные оброками и барщинами, видели в своем труде не средство облегчения собственной участи, а бессмысленную тяготу. Каждый свободный час, который удавалось выкроить, они вынуждены были воспринимать как единственно имеющееся достояние. Поэтому не удивительно, что в тогдашнем обществе трудовые усилия сводились к минимуму по сравнению с современным временем, и каждый много времени уделял всевозможным развлечениям.
Все многообразные проявления и выражения развлекательной культуры можно по их характеру подразделить на три основных вида форм:
Все эти три вида форм, отражающие – при всей их разнородности - единый развлекательный аспект мира, тесно взаимосвязаны и многообразно переплетаются друг с другом.
Празднества карнавального типа и связанные с ними развлекательные действа или обряды занимали в жизни средневекового человека огромное место. Кроме карнавалов в собственном смысле с их многодневными и сложными площадными и уличными действами и шествиями, справлялись особые «праздники дураков» («festa stultorum») и «праздник осла», существовал особый, освященный традицией вольный «пасхальный смех» («risus paschalis»). Почти каждый церковный праздник имел свою, тоже освященную традицией, народно-площадную развлекательную сторону. Например, так называемые «храмовые праздники», обычно сопровождаемые ярмарками с их богатой и разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов, уродов, «ученых» зверей). Карнавальная атмосфера господствовала в дни постановок мистерий и соти. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда (vendange), проходивший и в городах. Развлечения сопровождали обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты и дураки были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, – например, избрания на время пира королев и королей «для смеха» («roi pour rire»).
Все названные организованные на развлекательном начале и освященные традицией обрядово-зрелищные формы были распространены во всех странах средневековой Европы, но особенным богатством и сложностью они отличались в романских странах, в том числе и во Франции.
Все эти обрядово-зрелищные формы представляли совершенно иной, подчеркнуто неофициальный, внецерковный и внегосударственный аспект мира, человека и человеческих отношений. Это – особого рода двумирность, без учета которой ни культурное сознание средневековья, ни культура Возрождения не могут быть правильно понятыми. Игнорирование или недооценка смеющегося народного средневековья искажает картину и всего последующего исторического развития европейской культуры.
Двойной
аспект восприятия мира и человеческой
жизни существовал уже на самых
ранних стадиях развития культуры.
В фольклоре первобытных
Специфические особенности развлекательных обрядово-зрелищных форм средневековья связаны с тем, что смеховое начало абсолютно освобождает их от всякого религиозно-церковного догматизма, от мистики и от благоговения, они полностью лишены и магического и молитвенного характера (они ничего не вынуждают и ничего не просят). Более того, некоторые карнавальные формы прямо являются пародией на церковный культ. Все карнавальные формы последовательно внецерковны и нерелигиозны. По своему наглядному, конкретно-чувственному характеру и по наличию сильного игрового элемента они близки к театрально-зрелищным формам, которые тяготели к народно-площадной карнавальной культуре и входили в ее состав. Но основное карнавальное ядро этой культуры вовсе не является чисто художественной театрально-зрелищной формой и вообще не входит в область искусства. Оно находится на границах искусства и самой жизни.
Для развлекательной культуры средневековья характерны такие фигуры, как шуты и дураки. Они были как бы постоянными, закрепленными в обычной (т.е. некарнавальной) жизни, носителями карнавального начала. Такие шуты и дураки, как, например, Трибуле при Франциске I, не были актерами, разыгрывавшими на сценической площадке роли шута и дурака (как позже комические актеры, исполнявшие на сцене роли Арлекина, Гансвурста и др.). Они оставались шутами и дураками всегда и повсюду, где бы они ни появлялись в жизни. Как шуты и дураки, являются носителями особой жизненной формы, реальной и идеальной одновременно. Они находятся на границах жизни и искусства (как бы в особой промежуточной сфере): это не просто чудаки или глупые люди (в бытовом смысле), но это и не комические актеры.
Все эти формы и внешне были связаны с церковными праздниками. И даже карнавал, не приуроченный ни к какому событию священной истории и ни к какому святому, примыкал к последним дням перед великим постом (поэтому во Франции он назывался «Mardi gras» или «Carêmprenant», в немецких странах «Fastnacht»).
В условиях сословного и феодально-государственного строя средневековья праздничность праздника, то есть его связь с высшими целями человеческого существования, с возрождением и обновлением, могла осуществляться во всей своей неискаженной полноте и чистоте только в карнавале и в народно-площадной стороне других праздников. Праздничность здесь становилась формой второй жизни народа, вступавшего временно в утопическое царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия.
Официальные
праздники средневековья – и
церковные и феодально-
Особо
важное значение имела отмена во время
карнавала всех иерархических отношений.
На официальных праздниках иерархические
различия подчеркнуто демонстрировались:
на них полагалось являться во всех
регалиях своего звания, чина, заслуг и
занимать место, соответствующее своему
рангу. Праздник освящал неравенство.
В противоположность этому на
карнавале все считались
Это временное идеально-реальное упразднение иерархических отношений между людьми создавало на карнавальной площади особый тип общения, невозможный в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы площадной речи и площадного жеста, откровенные и вольные, не признающие никаких дистанций между общающимися, свободные от обычных (внекарнавальных) норм этикета и пристойности.
Второй формой развлекательной культуры средневековья являются словесные смеховые произведения (на латинском и на народных языках) уже не фольклор (хотя некоторая часть этих произведений на народных языках и может быть отнесена к фольклору). Вся эта литература была проникнута карнавальным мироощущением, широко использовала язык карнавальных форм и образов, развивалась под прикрытием узаконенных карнавальных вольностей и – в большинстве случаев – была организационно связана с празднествами карнавального типа, а иногда прямо составляла как бы литературную часть их[3].
Празднества
карнавального типа занимали очень
большое место в жизни
Развлекательная литература средневековья развивалась целое тысячелетие и даже больше, так как начала ее относятся еще к христианской античности. За такой длительный период своего существования литература эта, конечно, претерпевала довольно существенные изменения (менее всего изменялась литература на латинском языке). Были выработаны многообразные жанровые формы и стилистические вариации. Но при всех исторических и жанровых различиях литература эта остается – в большей или меньшей степени – выражением народно-карнавального мироощущения и пользуется языком карнавальных форм и символов.