Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:34, дипломная работа
Объектом исследования является средневековая европейская культура. Предмет исследования – повседневный аспект жизни и развлечений средневекового общества. Цель работы – исследование сущности пространства повседневности в средневековой европейской культуре и особенностей развлекательной культуры, их основных форм социального функционирования и тенденций исторического развития.
Введение
1.ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Общая характеристика средневековой цивилизации
2.Основные черты средневекового мировосприятия
3.Особенности повседневной культуры средневековья
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1.Быт и нравы средневекового монастыря
2.Средневековый замок и нравы его обитателей
3.Повседневная жизнь средневекового города
4.Развлечения как элемент повседневной культуры средневековья
Заключение
Список использованных источников
каждого сословия. Складываются своеобразные модели повседневности монастыря, замка, города. Повседневная жизнь и нравы монастырей представляли собой модель, образец подражания для средневекового человека. Такой образ жизни проникал в общество не только благодаря проповеднической деятельности монахов, но и благодаря распространению и популяризации таких жанров церковного театрализованного действа как литургическая драма, полулитургическая драма, миракль. Средневековый замок являлся важной жизненной составляющей средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии. повседневная жизнь горожанина регламентировалась во всех проявлениях. Активное становление городов вело к изменению мировоззрения. Человек стал противопоставляться массе, коллективу, его роль определялась, прежде всего, не личностными характеристиками, а профессией.
достаточно
свободного времени. Дворянство развлекалось
охотой, празднествами, турнирами и
поединками. Жизнь зажиточных горожан,
торговцев и ремесленников
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Проведенное исследование расширяет знание об особенностях повседневной жизни человека и развлечениях в средние века, с позиций системного похода, чем обогащается предметное поле культурологии. Его значимость состоит также в выявлении содержательных проблем существования различных форм развлекательной культуры в условиях современности.
В
практическом плане материалы дипломной
работы могут быть использованы в высших
учебных заведениях, в колледжах культуры,
в школах и гимназиях гуманитарного профиля
для подготовки курсов «История мировой
культуры», «Повседневная культура», «Мировая
художественная культура», для разработки
спецкурсов по проблемам повседневности
и семантики предметно-материальной культуры.
Глава
1. Исторические условия
становления и
мировоззренческие
основы средневековой
культуры
§
1. Общая характеристика
средневековой цивилизации
Термин "средневековье" возник в эпоху Ренессанса. Мыслители итальянского Возрождения понимали его как мрачные "срединные" века в развитии европейской культуры, время всеобщего упадка, лежащее посередине между блестящей эпохой античности и собственно Возрождением, новым расцветом европейской культуры, возрождением античных идеалов. В эпоху романтизма, возник "светлый образ" средневековья. Обе оценки средневековья создавали односторонние и ложные образы этого важнейшего этапа развития западноевропейской культуры. На самом деле это была сложная, многообразная, противоречивая культура, соответствующая сложному иерархическому средневековому обществу.
Средневековая культура представляет собой качественно новую ступень развития человеческой культуры, следующую после античности и охватывающую более чем тысячелетний период (V - XV вв.).
Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, во-первых, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства и связанного с ним крушения всей античной культуры. Глубинный кризис римской цивилизации, выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, лежащего в ее основе, обозначился уже в III в. Остановить процесс начавшегося распада было невозможно. Не помогла и духовная реформа императора Константина, превратившая христианскую религию в дозволенную, а затем и господствующую. Варварские народы охотно принимали крещение, но это отнюдь не уменьшало силу их натиска на одряхлевшую империю. Во-вторых - Великим переселением народов (с IV по VII вв.), в ходе которого десятки племен устремились к завоеванию новых земель. С 375 г., когда первые отряды вестготов пересекли дунайскую границу империи, и до 455 г. (взятие вандалами Рима) продолжался мучительный процесс угасания величайшей цивилизации. Переживающая глубокий внутренний кризис Западная Римская империя не смогла противостоять волнам варварских нашествий и в 476 г. прекратила свое существование. В результате варварских завоеваний на ее территории возникли десятки варварских королевств.
С падением Римской империи начинается история западноевропейского средневековья (Восточная Римская империя – Византия
существовала еще 1000 лет - до сер. XV в.).
Становление средневековой культуры происходило в результате драматического и противоречивого процесса столкновения двух культур - античной и варварской, сопровождавшегося, с одной стороны, насилием, разрушением античных городов, утратой выдающихся достижений античной культуры (так, взятие Рима вандалами в 455 г. стало символом уничтожения культурных ценностей - "вандализмом"), с другой стороны, - взаимодействием и постепенным слиянием римской и варварской культур.
Культурное взаимодействие между варварскими племенами и Римом существовало и до гибели империи. После падения Рима культурное влияние античности происходило в форме освоения ее наследия (особенно способствовало этому освоение латыни, ставшей языком общеевропейского общения и правовых актов). Знание латыни позволило осмыслить не только античное право, но и науку, философию, искусство и т.д.
Таким
образом, становление средневековой
культуры происходило в результате
взаимодействия двух начал: культуры варварских
племен (германское начало) и античной
культуры (романское начало). Третьим
и важнейшим фактором, определившим
процесс становления
Однако влияние этих трех начал средневековой культуры на ее характер не было, да и не могло быть равнозначным. Доминантой средневековой культуры, ее духовным стержнем стало христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи.
Социальной основой средневековой культуры были феодальные отношения, для которых характерны:
-
отчужденность от основного производителя
(земля, на которой трудился крестьянин,
являлась собственностью феодала).
Условность (феод считался пожалованным
за службу и, хотя позже он превратился
в наследственное владение, формально
за несоблюдение договора он мог быть
отчужден у вассала);
- иерархичность - собственность была, как бы распределена между всеми феодалами сверху вниз, таким образом, полной частной собственностью не обладал никто. Это обусловило характерную для средневековья сословно-иерархическую структуру общества, так называемую феодальную лестницу - иерархию светских феодалов, где почти каждый мог быть и вассалом, и сюзереном одновременно с четкими взаимными обязательствами.
На
основе феодальной земельной собственности
сформировались два основных полюса
социокультурного поля средневековой
культуры - феодалы (светские и духовные)
и феодально-зависимые
Средневековая культура формировалась в условиях:
- господства натурального хозяйства, существовавшего примерно до XIII в., когда оно начало превращаться в товарно-денежное в результате роста и усиления городов;
- замкнутой феодальной вотчины - сеньории, являющейся основной хозяйственной, судебной и политической единицей;
- слабой центральной власти, феодальной раздробленности, порождавшей нескончаемые войны, смерть, разрушение.
Главным фактором формирования средневековой культуры как целостности стало христианство. Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действующих в нем силах.
Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как "зараженной" грехом. Зло в результате первородного грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосердия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.
Во-вторых, христианство создало единое вероисповедальное пространство, новую духовную общность людей-единоверцев. Этому способствовал, прежде всего, мировоззренческий аспект христианства, трактующий человека вне зависимости от его социального статуса как земное воплощение Творца, призванного стремиться к духовному совершенству. Христианский Бог стоит над внешними различиями людей - этническими, сословными и т.д. Духовный универсализм позволил христианству обращаться ко всем людям, безотносительно от их сословной, этнической и т.п. принадлежности. В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая интегрировала, объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство, создавая вероисповедальную связь людей.
В-третьих,
христианство выступило организационным,
регулирующим началом средневекового
общества. В условиях разрушения старых
родовых отношений и распада "варварских"
государств собственная иерархическая
организация церкви стала моделью
для создания социальной структуры
феодального общества. Идея единого
происхождения человеческого
Христианство определило не только главную, центральную идею картины мира средневекового человека - христианскую идею Бога, но и повлияло на возникновение и развитие специфической сословной культуры в период средневековья. Каждое сословие – крестьянское, бюргерское (горожане), рыцарское, клерикальное создавало свой пласт средневековой культуры. Социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как строго определенное взаимодействие социальных групп, основанное на сочетании прав на землю с местом в обществе. Средневековая культура формировалась на основе натурального хозяйства замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений.
<