Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:34, дипломная работа
Объектом исследования является средневековая европейская культура. Предмет исследования – повседневный аспект жизни и развлечений средневекового общества. Цель работы – исследование сущности пространства повседневности в средневековой европейской культуре и особенностей развлекательной культуры, их основных форм социального функционирования и тенденций исторического развития.
Введение
1.ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Общая характеристика средневековой цивилизации
2.Основные черты средневекового мировосприятия
3.Особенности повседневной культуры средневековья
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1.Быт и нравы средневекового монастыря
2.Средневековый замок и нравы его обитателей
3.Повседневная жизнь средневекового города
4.Развлечения как элемент повседневной культуры средневековья
Заключение
Список использованных источников
Одно из древнейших и популярнейших произведений этой литературы – «Вечеря Киприана» («Coena Cypriani») – дает своеобразную карнавально-пиршественную травестию всего Священного писания (и Библии и Евангелия). Произведение это было освящено традицией вольного «пасхального смеха» («risus paschalis»); между прочим, в нем слышатся и далекие отзвуки римских сатурналий. Другое произведенией смеховой литературы – «Вергилий Марон грамматический» («Vergilius Maro grammaticus») – полупародийный ученый трактат по латинской грамматике и одновременно пародия на школьную премудрость и научные методы раннего средневековья. Оба эти произведения, созданные почти на самом рубеже средневековья с античным миром, открывают собою смеховую латинскую литературу средних веков и оказывают определяющее влияние на ее традиции. Популярность этих произведений дожила почти до эпохи Возрождения.
В дальнейшем развитии развлекательной латинской литературы создаются пародийные дублеты буквально на все моменты церковного культа и вероучения. Это так называемая «parodia sacra», то есть «священная пародия», одно из своеобразнейших и до сих пор недостаточно понятых явлений средневековой литературы. До нас дошли довольно многочисленные пародийные литургии («Литургия пьяниц», «Литургия игроков» и др.), пародии на евангельские чтения, на молитвы, в том числе и на священнейшие («Отче наш», «Ave Maria» и др.), на литании, на церковные гимны, на псалмы, дошли травестии различных евангельских изречений и т.п. Создавались также пародийные завещания («Завещание свиньи», «Завещание осла»), пародийные эпитафии, пародийные постановления соборов и др. Литература эта почти необозрима. И вся она была освящена традицией и в какой-то мере терпелась церковью. Часть ее создавалась и бытовала под эгидой «пасхального смеха» или «рождественского смеха», часть же (пародийные литургии и молитвы) была непосредственно связана с «праздником дураков» и, возможно, исполнялась во время этого праздника.
Кроме названных, существовали и другие разновидности развлекательной латинской литературы, например, пародийные диспуты и диалоги, пародийные хроники и др. Вся эта литература на латинском языке предполагала у ее авторов некоторую степень учености (иногда довольно высокую). Все это были отзвуки и отгулы площадного карнавального смеха в стенах монастырей, университетов и школ.
Третьей формой выражения развлекательной культуры являются жанры фамильярно-площадной речи средневековья и Возрождения.
На карнавальной площади в условиях временного упразднения всех иерархических различий и барьеров между людьми и отмены некоторых норм и запретов обычной, то есть внекарнавальной, жизни создается особый идеально-реальный тип общения между людьми, невозможный в обычной жизни. Это вольный фамильярно-площадной контакт между людьми, не знающий никаких дистанций между ними.
Для фамильярно-площадной речи характерно довольно частое употребление ругательств, то есть бранных слов и целых бранных выражений, иногда довольно длинных и сложных. Ругательства обычно грамматически и семантически изолированы в контексте речи и воспринимаются как законченные целые, подобно поговоркам. В условиях карнавала они подверглись существенному переосмыслению: полностью утратили свой магический и вообще практический характер, приобрели самоцельность, универсальность и глубину.
Ругательствам во многих отношениях аналогичны божба или клятвы (jurons). Они также наводняли фамильярно-площадную речь. Божбу также следует считать особым речевым жанром на тех же основаниях, как и ругательства (изолированность, завершенность, самоцельность). Божба и клятвы первоначально не были связаны со смехом, но они были вытеснены из официальных сфер речи, как нарушающие речевые нормы этих сфер, и потому переместились в вольную сферу фамильярно-площадной речи. Здесь, в карнавальной атмосфере, они прониклись смеховым началом и приобрели амбивалентность.
Карнавальная
атмосфера господствовала и в
дни постановок мистерий и соте.
Царила она также на таких сельскохозяйственных
праздниках, как сбор винограда, проходивший
и в городах. Смех сопровождал
обычно и гражданские и бытовые
церемониалы и обряды: шуты были
их неизменными участниками и
пародийно дублировали
Средневековые
праздники, с их яркими зрелищами, развлечениями,
маскарадами восходили к
Во время самих календ ряженые, уподобив
колесницу сцене, созывали толпу зевак
и осмеивали высшую власть. Но служители
христианской церкви, враждебной духовной
свободе народа, нещадно преследовали
вольные игры порабощенных тружеников,
объявляя эти игры «порождением дьявола».
Расцвет деятельности гистрионов в Западной Европе как массового и популярного искусства происходит с XI по XIII век. Гистрионы были ярчайшими выразителями мирского, жизнелюбивого духа в средневековом городе. В их веселых, дерзких песнях, в их пародийных сценках, затеях и маскарадных представлениях проявилось стихийное бунтарство народных масс. Особенно ярко это выразилось в деятельности вагантов. Ваганты (derlei vagantes — лат. «странствующие клирики») были либо недоучившимися семинаристами, либо озорными школярами, либо разжалованными священниками. Они выступали с озорными латинскими песнями, пародирующими церковные гимны. Так, вместо обращения к «Богу всемогущему» следовало обращение к «Бахусу всепьющему». Пародировалась даже молитва «Отче наш». Гистрионы устраивали и представления кукольного театра, первые упоминания о которых относятся к концу XII века. В период раннего средневековья только что начавшая развиваться торговля находилась в тесной связи с богослужением. Словом «месса» первоначально обозначают, и обедню, и ярмарку, так как торговля соединялась с церковными празднествами и процессиями. В течение всего средневековья на этих площадях находились рынки, торговые ряды, ларьки и будки. Здесь устраивалась ярмарка.
Таким образом, представители всех сословий средневекового общества имели достаточно свободного времени. Дворянство развлекалось охотой, празднествами, турнирами и поединками. Жизнь зажиточных горожан, торговцев и ремесленников строго регламентировалась, но при этом они работали не более определенного времени и имели ограниченное число подмастерьев. У них гоже было достаточно свободного времени. Крестьяне, прикрепленные к земле, которой не владели, не заинтересованные в повышении культуры земледелия, обремененные оброками и барщинами, поэтому все свои трудовые усилия сводили к минимуму и каждый много времени уделял всевозможным развлечениям.
Празднества
карнавального типа и связанные с ними
смеховые действа или обряды занимали
в жизни средневекового человека огромное
место. Кроме карнавалов в собственном
смысле с их многодневными и сложными
площадными и уличными действами и шествиями,
справлялись особые праздники дураков
(festa stultorum) и праздник осла, существовал
особый, освященный традицией вольный
пасхальный смех. Более того, почти каждый
церковный праздник имел свою, тоже освященную
традицией, народно-площадную смеховую
сторону. Таковы, например, так называемые
храмовые праздники, обычно сопровождаемые
ярмарками с их богатой и разнообразной
системой площадных увеселений (с участием
великанов, карликов и т.д.).
Выводы по второй главе
Определяющая роль христианства в лице монастырей проявлялась во всех сферах общественной и культурной жизни. Повседневная жизнь и нравы монастырей представляли собой модель, образец подражания для средневекового человека. Такой образ жизни проникал в общество не только благодаря проповеднической деятельности монахов, но и благодаря распространению и популяризации различных жанров церковного театрализованного действа.
Средневековый замок являлся важной жизненной составляющей средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии.
Рост городов в Европе был обусловлен существенными сдвигами в развитии производительных сил прежде всего в сельском хозяйстве: осваивались новые земли, улучшалась их обработка, распространялось трехполье. Появилось больше железных орудий труда, шире стал применяться тяжелый колесный плуг. Возникли новые отрасли сельского хозяйства: виноградарство, выращивание масличных культур; развивались виноделие и маслоделие. У крестьянина стали скапливаться излишки сельскохозяйственных продуктов, которые он мог обменять на изделия ремесла, вместо того чтобы изготавливать эти изделия самому. Ремесленник получил возможность прокормиться только своим ремеслом. Так развитие сельского хозяйства вело к постепенному отделению ремесла от земледелия.
Социальная структура средневекового города обладала более сложной структурой. А повседневная жизнь горожанина регламентировалась во всех проявлениях. Активное становление городов вело к изменению мировоззрения. Человек стал противопоставляться массе, коллективу, его роль определялась, прежде всего, не личностными характеристиками, а профессией.
Развлечения
сословия были разнообразными. Дворянство
развлекалось охотой, празднествами, турнирами
и поединками. Жизнь зажиточных горожан,
торговцев и ремесленников
Заключение
Результаты проведенного исследования показали, что одной из основных проблем в изучении повседневной жизни и развлечений, как ее элемента, в период средневековья является недостаточная разработанность системного подхода к такого рода исследовательской проблематике, что приводит к фрагментарным знаниям, сужению возможностей анализа и интерпретации. Осуществленный культурологический анализ позволил сформулировать некоторые аспекты такого подхода к изучению западноевропейской средневековой культуры в целом, соотношению религиозных идеалов и их отражению в повседневной жизни различных сословий.
Подводя итоги культурологического анализа, следует отметить, что для средневековой культуры в целом характерны корпоративность и господствующая роль религии и церкви. Духовной основой средневековой цивилизации являлось христианство. Оно выступало в качестве новой мировоззренческой опоры мировосприятия и мироощущения человека той эпохи, а также культурообразующим фактором для средневекового общества, определяющим как его идеологию, так и практическую сферу деятельности. Повседневная жизнь средневековья по сравнению с другими эпохами отличалась традиционностью быта; постоянным страхом голода; доминантой витальных ценностей в повседневной жизни и культуре; телесностью как отношением к физической и духовной сущности человека.
Проведенное
исследование убедительно
Полученные
результаты дипломной работы могут расширить
знание о средневековой развлекательной
культуре с позиций его семантической
природы и функций, что обогатит предметное
поле культурологии и будет способствовать
выявлению содержательных проблем существования
развлечений в условиях современной культуры.
Список использованных источников