Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:34, дипломная работа
Объектом исследования является средневековая европейская культура. Предмет исследования – повседневный аспект жизни и развлечений средневекового общества. Цель работы – исследование сущности пространства повседневности в средневековой европейской культуре и особенностей развлекательной культуры, их основных форм социального функционирования и тенденций исторического развития.
Введение
1.ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Общая характеристика средневековой цивилизации
2.Основные черты средневекового мировосприятия
3.Особенности повседневной культуры средневековья
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1.Быт и нравы средневекового монастыря
2.Средневековый замок и нравы его обитателей
3.Повседневная жизнь средневекового города
4.Развлечения как элемент повседневной культуры средневековья
Заключение
Список использованных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..………………………………………
Заключение………………………………………
Список
использованных источников…………….…………………....80
Введение
Актуальность темы.
Средневековый этап в развитии культуры Западной Европы является уникальным периодом в истории, так как представляет собой переход от античности к новой, собственно европейской цивилизации. В настоящее время продолжает существовать упрощенное и ошибочное мнение о средневековье как мрачном тысячелетии всеобщей дикости, упадка культуры, торжества невежества и всевозможных предрассудков. Причиной такой категоричности и однозначности оценок является как сложность самой проблематики средневековой культуры, так и неглубокое, поверхностное знакомство с этим важным этапом развития европейской культуры.
Средние века - понятие не столько хронологическое, сколько содержательное. Принято вкладывать в него некий ценностный смысл: "отсталое", "реакционное", "нецивилизованное", "проникнутое духом клерикализма", или наоборот, романтизировать Средневековье, искать в нем утраченные впоследствии доблести или красочную экзотику. "Средний век" (medium aevum) представлялся неким безвременьем, разделяющим две эпохи истории Европы, античность и возрождение, перерыв в развитии культуры, провал, "темные столетия". Средневековью приписывались все отрицательные признаки. Но именно в Средние века начали зарождаться европейские нации и формироваться современные государства складываться языки, на которых мы говорим. К Средневековью восходят многие из культурных ценностей, которые легли в основу современной цивилизации. В это время зарождается особый менталитет европейца, его уникальный взгляд на мир и самого себя. Необычность средневековой культуры в странности сочетания, единства полярных противоположностей, сублимированного и низменного, небесного и земного, духовного и грубо телесного, мрачного и комичного, жизни и смерти. Святость может выступать как сплав возвышенного благочестия и примитивной магии, бескорыстия и алчности, милосердия и жестокости. Мнение о том, что в средневековье считалось, что плоть заслуживает одного только презрения и преодоления, что истинная родина человека - не на земле, а на небе - не вполне соответствует действительности.
Существовал как бы особый язык развлечений, карнавальных, смеховых форм и символов средневековья, с присущими ему всенародностью и универсальностью. Это так называемая неофициальная, народная, а по выражению М.М. Бахтина, смеховая культура, которая выделяется как специфический феномен европейской культуры в эпоху средних веков. В ее рамках происходил выход инстинктов, но в принятых обществом формах. Повседневная жизнь и культура развлечений редко становились предметом рассмотрения, они казались «случайным» явлением, приниженным, пародийным отражением идей «высокой» культуры средневековья. Традиционное исследование культуры средневековья и Ренессанса проходило через призму официальных христианских ценностей, созданных монастырской и университетской ученостью того времени.
Повседневный аспект и развлекательная культура становятся неотрывной составной частью средневековой социальной истории, поскольку переживания людей, их воображение, представления о природе и социуме, о Боге и человеке, входят в их жизненную практику; этот субъективный мир, содержание которого трансформируется под воздействием материального бытия, вместе с тем постоянно оказывает влияние на образ мыслей членов общественных групп, определяя их социальное поведение. Данному аспекту исследования средневековой культуры не уделялось должного внимания.
Вследствие
этого возникает непонимание смысла
и недооценка значения повседневной и
развлекательной культуры, в то время
как исследование бытовых и смеховых начал
как ее неотъемлемых частей, мировоззренческих
ценностей и сопоставление различных
традиций позволяет воссоздать целостное
представление о культуре эпохи средневековья.
Степень научной разработанности темы.
Внимание исследователей средневековая культура в целом привлекает с ХIХ в. – времени формирования медиевистики современного типа. До этого мыслители Возрождения и Просвещения с их резко негативным отношением к Средним векам создали утрированный негативный стереотип «варварской эпохи». Большую часть ХIХв. в медиевистике преобладал описательный характер работ, связанный с накоплением фактологических данных, часто сочетаемый с основанной на произведениях куртуазной литературы романтизацией эпохи (П. Лакруа, Ж.Ж. Руа, Л. Готье). В ХХ в. Й. Хёйзинга (J. Huizinga) и представители школы «Анналов» (Л. Февр, М. Блок, Ф. Бродель, Ж. Ле Гофф, Э. Ле Руа Ладюри [L. Febvre, M. Bloch, F. Braudel, J. Le Goff, E. Le Roy Ladurie] и др.) обращаются к изучению ментальных структур повседневности.
Философско-
Культурологический анализ средневековых представлений о человеке немыслим без обращения к работам по истории религии. Фундаментальные труды русских ученых конца XIX – начала XX вв., труды богословов русского зарубежья, а также современные работы. С.С. Аверинцева, В.В. Болотова, А.А. Бронзова, В.В. Бычкова, В.В. Зеньковского, М.А. Гарнцева, С. Зарина, Л.П. Карсавина, А.Л. Катанского, В.Н. Лосского, И. Мейендорфа, П.М. Минина, В.И. Несмелова, И. Орлова, А.И. Сидорова, Р.В.. Светлова, Е.А. Торчинова, С.С. Хоружего и др.
К проблемам повседневной жизни обращались историки. Еще во второй половине XIX – начале ХХ вв. были опубликованы работы А. Терещенко, Н. Костомарова, И. Забелина, Э. Виолле-ле-Дюка (E. Viollet-le-Duc), Э. Фукса (E. Fuchs), П. Гиро (P. Guiraund) и др., посвященные различным аспектам быта, повседневной жизни. Среди этих тем: среда обитания человека (природа, поселение, жилище), тело (питание, врачевание, гигиена, костюм), обряды (крещение, свадьба, похороны), досуг. Историография конца ХХ – начала ХХI вв. ставит задачу комплексного исследования как материально-предметных, так и ментальных структур повседневности, учета макроисторических и микроисторических событий в их взаимодействии и взаимовлиянии (работы А. Гуревича, Г. Кнабе, А. Ястребицкой, Р. ван Дюльмена и др.).
Таким образом, степень и характер разработанности проблемы в современном гуманитарном знании делают актуальным культурологический анализ бытовой и развлекательной культуры повседневности, способный интегрировать имеющиеся методологические подходы к изучению средневековой культуры.
Объектом исследования является средневековая европейская культура.
Предмет исследования – повседневный аспект жизни и развлечений средневекового общества.
Цель работы – исследование сущности пространства повседневности в средневековой европейской культуре и особенностей развлекательной культуры, их основных форм социального функционирования и тенденций исторического развития.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1. рассмотреть и проанализировать основные исследовательские подходы к определению сущности и содержанию средневековой культуры, выявить специфические особенности эпохи;
2.
раскрыть основные черты
3. выявить контекст повседневного пространства средневековья, его морфологию и семиотику; проанализировать сущностные характеристики моделей повседневности средневекового монастыря, замка, города;
4.
осуществить
5. подтвердить, что особенности бытования человека в условиях средневековой культурной среды, связаны с христианством, которое выступает культурообразующим фактором для средневекового общества, определяющим как его идеологию, так и практическую сферу деятельности.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Западной Европы.
Хронологические рамки исследования включают в себя период Средневековья.от его истоков V в. вплоть до XV в. В основе периодизации средневековой культуры - этапы развития ее социально-экономического фундамента – феодализма (генезиса, развития и начала кризиса феодализма).
Методология исследования обусловлена спецификой изучаемого материала и задачами дипломной работы. Основу теоретико-методологической базы данного исследования составляют основные принципы истории, социальной культурологии и философии. Важную методологическую роль имеет общенаучный системный подход, междисциплинарный (интегральный) анализ, а также синхронный и диахронный подходы в изучении повседневной культуры западноевропейского Средневековья. Тема исследования раскрывается с позиций культурологического подхода, предполагающего взаимодополняемость и синтез исторического, этнографического и искусствоведческого знания.
Научная новизна
-
осуществлен
- исследован контекст повседневного пространства средневековья, его морфология и семиотика на примере моделей повседневности средневекового монастыря, замка, города.
Положения, выносимые на защиту
взаимодействия
двух начал: культуры варварских племен
(германское начало) и античной культуры
(романское начало). Третьим и
важнейшим фактором, определившим процесс
становления европейской
обусловливались рядом обстоятельств: их отношением к природе, включая и производство, способом их расселения, кругозором, который в свою очередь зависел от состояния коммуникаций, от господствовавших в обществе религиозно-идеологических постулатов. Пространственные представления средневековья неотделимы от осознания природы. Человек ощущал свою внутреннюю связь с определенной частью пространства, находившейся в его обладании и являвшейся его родиной. Пространственные представления средневекового человека имели в значительной мере символический характер. Средневековому мировосприятию и мироощущению, основу которого составляло христианское сознание, присущи: "двумирность", иерархизм, символизм, универсализм, целостность, дидактизм мышления, историзм миросозерцания.
сложившимся
мироощущением и