Жизнь и развлечения в средние века

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 00:34, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является средневековая европейская культура. Предмет исследования – повседневный аспект жизни и развлечений средневекового общества. Цель работы – исследование сущности пространства повседневности в средневековой европейской культуре и особенностей развлекательной культуры, их основных форм социального функционирования и тенденций исторического развития.

Содержание

Введение
1.ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Общая характеристика средневековой цивилизации
2.Основные черты средневекового мировосприятия
3.Особенности повседневной культуры средневековья
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОБРАЗА ЖИЗНИ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ В СРЕДНИЕ ВЕКА
1.Быт и нравы средневекового монастыря
2.Средневековый замок и нравы его обитателей
3.Повседневная жизнь средневекового города
4.Развлечения как элемент повседневной культуры средневековья
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Дипломная работа Ж.docx

— 143.92 Кб (Скачать)

     Другим  жанром церковного театрального действа  стал миракль. Само название миракль происходит от латинского слова «чудо». И действительно, все конфликты, порой очень остро отражавшие жизненные противоречия, в этом жанре разрешались благодаря вмешательству божественных сил святого Николая, девы Марии и т. д.

     С течением времени эти пьесы, сохраняя религиозную морализацию, все острее показывали произвол феодалов, силу темных страстей, владевших знатными и богатыми людьми. В первом из известных мираклей  
— «Игра о святом Николае» (1200) — в центре внимания было чудо, совершенное святым  для избавления христианина, попавшего в языческий плен, и лишь отзвуком шла история о крестовых походах. Более поздний «Миракль о Роберте-дьяволе» давал уже общую картину кровавого века  
Столетней войны (1337 – 1453 гг.) и страшный портрет бессердечного феодала. Само время — XIV век, полный войн, народных волнений и бесчеловечных расправ,  — объясняет развитие такого противоречивого жанра, как миракль. С одной стороны, крестьянские массы брались за топоры, восставали, с другой — подчинялись тяжелой жизни. Отсюда и элементы критики, и религиозное чувство в мираклях. 
Большинство мираклей строилось именно на бытовом материале — из жизни города, из жизни монастыря или средневекового замка. Разоблачая притеснителей народа, «Миракль о Берте» рисует в положительном свете тех людей из их среды, которые не подвержены порокам и страстям, присущим знати, и могут, попав в среду простых тружеников, быть среди них своими людьми.   Двойственность миракля была связана с идеологической незрелостью городского бюргерства того времени. Не случайно миракль, начинавшийся обычно с обличительного изображения действительности, всегда заканчивался компромиссом, актом раскаяния и прощения, что практически означало примирение с только что показанными злодеяниями, ибо предполагало в каждом злодее возможного праведника. Это устраивало и бюргерское сознание, и церковь.

     Таким образом, определяющая роль христианской религии в лице церкви и монастырей проявлялась во всех сферах общественной и культурной жизни. Повседневная жизнь и нравы монастырей представляли собой модель, образец подражания для средневекового человека. Такой образ жизни проникал в общество не только благодаря проповеднической деятельности монахов, но и благодаря распространению и популяризации таких жанров церковного театрализованного действа как литургическая драма, полулитургическая драма, миракль. 

     § 2.2 Средневековый  замок и нравы  его обитателей

     Исследования о происхождении и развитии замковых сооружений, отмечают несколько этапов в этой истории, из которых наибольший интерес представляет момент наиболее ранний. Опустошительные набеги неприятелей побуждали к построению таких укреплений, которые могли бы служить надежными убежищами. Первые замки представляли собой земляные окопы более или менее обширных размеров, окруженные рвом и увенчанные деревянным палисадом. В таком виде они напоминали римские лагеря. В центре их возвышалась палатка полководца, или преторий (praetorium), посреди пространства, замыкавшегося замковым валом, поднималось естественное или, по большей части, искусственное земляное возвышение конической формы (la motte). Обыкновенно на этой насыпи воздвигалось деревянное строение, входная дверь которого находилась наверху насыпи. Внутри ее устраивался ход в подземелье с колодцем. Таким образом, попасть в это деревянное строение можно было, только взобравшись на насыпь. Для удобства обитателей устраивалось что-то вроде деревянного помоста, спуска на подпорках; в случае нужды он легко разбирался, благодаря чему неприятель, желавший проникнуть в само жилище, встречал серьезное препятствие. После минования опасности разобранные части так же легко приводились в прежнее состояние. В этом неприхотливом сооружении наблюдаются существенные части средневекового рыцарского замка: дом на земляной насыпи соответствует главной замковой башне, разборный спуск — подъемному мосту, вал с палисадом — зубчатой стене позднейшего замка.

     С течением времени все новые опасности  со стороны внешних врагов, разорительные  норманнские набеги, а также новые  условия жизни, вызванные развитием  феодализма, способствовали как увеличению числа замковых сооружений, так и  усложнению их форм.

     Средневековые замки строились на возвышенных, часто неприступных местах и представляли группу каменных, тесно построенных зданий, обнесенных каменной зубчатой стеной с зубчатыми башнями по углам. Вокруг стены шел глубокий ров, иногда наполненный водой; через этот ров из ворот замка опускался подъемный мост, который после проезда опять поднимался на цепях. Иногда надо было пройти еще две, три стены, каждую со рвом и подъемным мостом, прежде чем достигнуть внутреннего двора; вокруг него, в нижнем этаже, большей частью углубленном в землю, находились конюшни, кладовые, погреба, подземные тюрьмы, а над ними возвышались жилые комнаты. Это были небольшие кельи с узкими окнами; только приемные и пиршественные залы отличались простором и разными украшениями: на стенах развешивалось дорогое оружие, рогатые головы оленей, лосей и другие предметы охотничьей и военной добычи. Посреди внутреннего двора возвышалась иногда главная башня, в которой хранилась казна владельца, феодальные документы и прочие драгоценные вещи. Длинные подземные ходы, на случай опасности, вели из замка в соседнюю долину или лес. Конечно, замки мелких баронов были тесны, мрачны и представляли грубые, лишенные украшений каменные массы; а богатые феодальные владельцы строили себе обширные замки, украшали их множеством стройных башенок, колонок, арками, резными фигурами, превращая их в красивые дворцы. Средневековый замок представлял собой дворец в миниатюре.

     Феодальные  дворяне носили общее звание рыцарей (всадников) и возводились в это  звание особым обрядом. Сыновья дворян воспитывались часто в замках более богатых и знатных владельцев и прислуживали им с детства в качестве пажей, а потом как оруженосцы. В это время они приучались сражаться и переносить все военные труды. Оруженосец сопровождал своего рыцаря в походах, смотрел за его конем и вооружением и сражался рядом с ним. Наконец он из оруженосцев посвящался в рыцари.

     Посвящение  это сопровождалось иногда следующими церемониями. Накануне посвящаемый  постился, а ночь проводил за молитвой и на страже в какой-нибудь церкви. На следующее утро он ходил в баню и надевал на себя одежду белого и красного цветов, в знак своей  чистоты и обязательства проливать  кровь за Христову Церковь. Посвящение происходило в храме. Его совершал кто-либо из знатных рыцарей, занимавший место восприемника. Молодой человек  произносил обет строго сохранять заветы рыцарского звания: благочестие, справедливость, великодушие, защиту слабых, особенно вдов и сирот, и прочее. На него надевали золотые шпоры, отличительный знак рыцарей, восприемник давал ему  три удара мечом плашмя по спине, и этим оканчивалось посвящение. Новый  рыцарь садился на коня и старался показать перед народом свое искусство  владеть конем и оружием, для  чего вступал иногда в единоборство с другим рыцарем. Затем он угощал съехавшихся к нему на посвящение гостей и раздавал подарки. Конечно, такие церемонии и пиршества  соблюдали только богатые владельцы, а бедные посвящались гораздо  проще. Иногда после победы в бою  полководец тотчас же ударами меча посвящал в рыцари наиболее отличившихся молодых людей.

     Полное  рыцарское вооружение составляли твердые  стальные латы, закрывавшие туловище, или гибкая кольчуга, шлем, украшенный перьями или конской гривой, с  железным забралом; руки и ноги также  покрывались железной броней; кроме  того, употреблялся и щит. Таким образом, рыцарь с ног до головы был закован  в железо и мало доступен для ударов; поэтому средневековые сражения не отличались большим кровопролитием (за исключением плохо вооруженных  пехотинцев). Зато сбитый с коня рыцарь уже не мог проворно двигаться. Рыцарский конь также покрывался железной броней. Обыкновенно боевой конь отличался колоссальными размерами, и его вели в поводу; рыцарь садился на него только для битвы, а походы свои совершал на другом, более  легком, коне. Обычным оружием рыцаря были обоюдоострый меч с крестообразной рукояткой и длинное копье. За рыцарем постоянно следовали его оруженосец и несколько собственных вооруженных людей (так что требовалось не менее пяти, шести человек, чтобы составить полное рыцарское копьё).

     Рыцарство несколько смягчило грубость феодальных нравов и способствовало проявлению двух лучших сторон феодального общества: возвышению женщины и развитию личности. Рассеянные по своим уединенным замкам, феодалы по необходимости должны были большую часть времени проводить  в семейном кругу, в обществе своей  жены и детей. Семейная жизнь вследствие этого много выигрывала; вместе с  тем и женщина заняла то высокое  место, которое назначено ей христианством. Уважение к женскому полу сделалось  одним из самых священных обычаев  рыцарства.

     Жизнь в замке протекала довольно скучно. Основными занятиями рыцарей в мирное время были: воспитание пажей и оруженосцев, пиры, устраиваемые в честь какого-то события, охота, турниры, игра в шахматы и триктрак. Начало лета — сезон развлечений: посвящение в рыцари. Свадьбы и турниры происходили весной — в Пасху, Троицын день. Тогда прерывалось монотонное течение жизни в замке. Всякий визит воспринимался с радостью — паломника, жонглера, менестреля, рассказывающего о подвигах короля Артура.

     Рыцари  любили закатывать пиры. Делалось это  либо в честь какого-нибудь праздника, либо когда замок посещал какой-нибудь гость: будь это странствующий рыцарь, паломник, жонглер, менестрель, рассказывающий о подвигах короля Артура. На столе феодала было мало хлеба, но много мяса. В основном ели дичь, пойманную на охоте — это лоси, кабаны, кролики, фазаны. Затем подавали птицу — куры, куропатки, лебеди, журавли, цапли. Заканчивали пир свининой. Конины не ели, так как конь — животное для езды. Не ели и говядину, так как бык — тягловое животное. Ели рыбу, причем сырую — речную. Употребляли много травы — овощи, салат. Закусывали сыром и пирожными. На десерт ели мучные лепешки, сладкие пирожки, фрукты. С XII в. из Святой Земли получали абрикосы, дыни, финики, фиги и апельсины. Пили сидр и пиво.

     Любимое занятие рыцарей — охота. Уже  юные рыцари привлекались к участию  в охоте. Она устраивалась во всякое время года. У многих аристократов охота была безумной страстью. Французский  монарх Филипп II Август любил охотиться  все дни напролет во Франции и  за ее пределами, охотился даже во время  крестовых походов в Святой Земле. Но охота была не только страстью, но и необходимостью. Ведь дичь к столу  поставлялась за счет охоты, которая  была регламентирована. Преследование крупной дичи в лесах, кроликов и зайцев в заповедниках — исключительная привилегия феодалов. Крестьяне могли лишь расставлять сети на опушке леса. Но цель охоты не только поиски мяса. Иногда речь шла о том, чтобы уничтожить свирепых диких животных (волков, медведей), угрожающих птичникам, или даже самим крестьянам.

     Огромной  была роль соколиной охоты, введенной  в Западной Европе в XI в. Это трудное  дело, которому рыцарь посвящал долгие часы. Нужно было уметь поймать  птицу, вскормить ее, научить слушаться жестам и свисткам, узнавать добычу. В средние века было написано много трактатов о соколиной охоте. Эти трактаты происходят главным образом из Сицилии. В них обучают, как нужно приручить молодого сокола. Сокол — любимое развлечение рыцаря. Это очень благородная птица. Купить сокола дорого, подарить сокола — большая роскошь. Смерть сокола — большая потеря для хозяина.

     Другое  развлечение феодала — игра в  шахматы. Шахматы были огромных размеров, делались из дерева или металла. Вначале  они были монохромными, чаще всего  белыми. Свой современный вид шахматы  приобрели лишь во времена Филиппа II Августа (1180 — 1223 г.г.). В шахматы часто разыгрывали судьбу армии, пленника. Это был любимый спорт средневековых рыцарей.

     Настоящим праздником для рыцарей были турниры. Многие рыцарские романы повествуют о турнирах. Для рыцаря турнир —  предлог покинуть свой замок, сменить  однообразное течение жизни. Несмотря на запреты церкви, мода на турниры  была велика. «Божьи миры» ограничивали турнирную деятельность. В XI — XIII веках  церковь особенно резко выступала  против турниров. Во время турниров часто возникали злые ссоры, а  рыцари, участвуя в турнирах, отвлекались от главного своего дела — борьбы против неверных в Святой Земле. Турниры устраивались для возбуждения у рыцарей воинственного духа и уважения к даме. Заслуга изобретения турниров приписывается французскому рыцарю XII в. Годфруа де Прельи. Турниры происходили у одинокой крепости, на границе двух фьефов или княжеств. Сеньор, обеспечивавший организацию турнира, назначался заранее. Специальные глашатаи — герольды — выкрикивали день и место турнира. Готовились трибуны, палатки, конюшни. В город приезжало множество знати, устраивались балы. Место боя окружала высокая стена, внутрь которой допускалась лишь избранная публика. Там была арена, отделенная перилами от зрителей. Для дам, судей и старейших рыцарей устраивались ложи на деревянных подмостках. Герольды во время турнира выкликали имена выступавших, слагали панегирики, в которых прославляли подвиги рыцаря и его предков, обращались к дамам с просьбой остановить сражение в случае необходимости. Турнир состоял из трех частей: вначале конные ристания, цель которых — выбить противника из седла, затем — битва мечами, затем метание копий и стрел. Победителем считался тот, кто, сломив три копья, наносил противнику опасный удар. Затем следовала осада деревянных замков. Необходимо было соблюдать правила турнира: нельзя сражаться вне очереди, бить врага иначе, чем в лицо и грудь, продолжать бой после того, как противник открыл забрало. Приговор произносили коронованные особы — старейшины и особо избранные судьи. Нередко вопрос о том, кто достоин высшей награды, поручался дамам. Для вручения награды тоже выбирали даму. Очень часто победителю вручали вознаграждение в виде... щуки. Эта рыба считалась талисманом. После вручения награды победителя вели во дворец, где дамы его разоружали и устраивали пир. Имена победителей заносили в особые списки, менестрели сочиняли о них песни. Победитель турнира отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен или требовал выкуп.

Информация о работе Жизнь и развлечения в средние века