Между двумя классицизмами
— ранним (академическим) и поздним
(неоклассицизмом) господствующие позиции
занял стиль рококо.
- Роль искусства в культуре эпохи просвещения.
В целом можно рассматривать
художественную культуру XVIII века как
период ломки воздвигающейся веками
грандиозной художественной системы,
в соответствии с которой искусство
создавало особую идеальную среду,
модель жизни более значительной,
чем реальная, земная жизнь человека.
Эта модель превращала человека в
часть более высокого мира торжественной
героики и высших религиозных, идейных
и этических ценностей. Эпоха
Возрождения заменила религиозный
ритуал светским, возвела человека
на героический пьедестал, но все
равно искусство диктовало ему
свои нормы. В XVIII веке вся эта система
подверглась пересмотру. Ироническое
и скептическое отношение ко всему,
что почиталось избранным и возвышенным
прежде, превращение возвышенных
категорий в академические образцы
снимали ореол исключительности
явлений, которые веками почитались
как образцы. Перед художником впервые
открылась возможность небывалой
свободы наблюдения и творчества.
Искусство эпохи Просвещения
использовало старые стилистические формы
классицизма, отражая при их помощи
уже совершенно иное содержание.
Европейское искусство
XVIII столетия соединяло в себе
два различных антагонистических
начала. Классицизм означал подчинение
человека общественной системе,
развивающийся романтизм стремился
к максимальному усилению индивидуального,
личностного начала. Однако, классицизм
XVIII века существенно изменился
по сравнению с классицизмом XVII
века, отбрасывая в некоторых
случаях один из характернейших
признаков стиля — античные классические
формы. К тому же, “новый” классицизм
эпохи Просвещения в самой своей основе
не был чужд романтизму. В искусстве разных
стран и народов классицизм и романтизм
образуют то некоторый синтез, то существуют
во всевозможных комбинациях и смешениях.
Важным новым началом
в искусстве XVIII века было и
появление течений, не имевших
собственной стилистической формы
и не испытывавших потребностей
в ее выработке. Таким крупнейшим
культурологическим течением был
прежде всего сентиментализм, отразивший
в полной мере просветительские представления
об изначальной чистоте и доброте человеческой
натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным
“естественным состоянием” общества,
его отдалением от природы. Сентиментализм
был обращен прежде всего к внутреннему,
личному, интимному миру человеческих
чувств и мыслей, а потому не требовал
особого стилистического оформления.
Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму,
воспеваемый им “естественный” человек
неизбежно испытывает трагичность столкновения
с природными и общественными стихиями,
с самой жизнью, готовящей великие потрясения,
предчувствие которых наполняет всю культуру
XVIII века.
Одной из важнейших
характеристик культуры эпохи
Просвещения является процесс
вытеснения религиозных начал
искусства светскими. Светское
зодчество в XVIII веке впервые
берет верх над церковным практически
на территории всей Европы. Очевидно и
вторжение светского начала в религиозную
живопись тех стран, где она ранее играла
главную роль — Италии, Австрии, Германии.
Жанровая живопись, отражающая повседневность
наблюдения художника за реальной жизнью
реальных людей, получает широкое распространение
практически во всех европейских странах,
порой стремясь занять главное место в
искусстве. Парадный портрет, столь популярный
в прошлом, уступает место портрету интимному,
а в пейзажной живописи возникает и распространяется
в разных странах так называемый “пейзаж
настроения” (Ватто, Гейнсборо, Гварди).
Характерной чертой
живописи XVIII столетия является возросшее
внимание к эскизу не только
у самих художников, но и у
ценителей произведений искусства.
Личное, индивидуальное восприятие,
настроение, отраженные в эскизе, подчас
оказываются интереснее и вызывают большее
эмоциональное и эстетическое воздействие,
чем законченное произведение. Рисунок
и гравюра ценятся больше, чем живописные
полотна, поскольку они устанавливают
более непосредственную связь между зрителями
и художником. Вкусы и требования эпохи
изменили и требования к колориту живописных
полотен. В работах художников XVIII века
усиливается декоративное понимание цвета,
картина должна не только выражать и отражать
нечто, но и украшать то место, где она
находится. Поэтому наряду с тонкостью
полутонов и деликатностью цветовой гаммы
художники стремятся к многокрасочности
и даже пестроте.
Порождением сугубо
светской культуры эпохи Просвещения
стал стиль “рококо”, который
получил наиболее совершенное
воплощение в области прикладного
искусства. Он проявлялся также и в
иных сферах, где художнику приходится
решать декоративно-оформительские задачи:
в архитектуре — при планировке и оформлении
интерьера, в живописи — в декоративных
панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура
и живопись рококо прежде всего ориентированы
на создание комфорта и изящества для
того человека, который будет созерцать
и наслаждаться их творениями. Небольшие
по объему комнаты не кажутся тесными
благодаря иллюзии “играющего пространства”,
создаваемой архитекторами и художниками,
умело использующими для этого различные
художественные средства: орнамент, зеркала,
панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый
стиль стал прежде всего стилем небогатых
домов, в которые немногочисленными приемами
внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой
роскоши и помпезности. Восемнадцатый
век привнес множество предметов быта,
доставляющих человеку удобство и покой,
предупреждающих его желания, сделав их
в то же самое время и предметами подлинного
искусства.
Не менее существенной
стороной культуры эпохи Просвещения
было обращение к запечатлению
художественными средствами ощущений
и наслаждений человека (как духовных,
так и телесных). У крупнейших
мыслителей эпохи Просвещения
(Вольтера, Гельвеция) можно найти
“галантные сцены”, в которых
протест против ханжеской морали
времени порой перерастают во
фривольность. Во Франции с самого
начала XVIII века и публика и
критики начинают требовать от
нового искусства прежде всего “приятного”.
Такие требования предъявлялись и к живописи,
и к музыке, и к театру. “Приятное” означало
как “чувствительное”, так и чисто чувственное.
Наиболее ярко отражает это требование
времени знаменитая фраза Вольтера “Все
жанры хороши, кроме скучного”.
Расцвет театральной и
музыкальной культуры
Тяготение изобразительного
искусства к занимательности, повествовательности
и литературности объясняет его
сближение с театром. XVIII столетие
часто называют “золотым веком театра”.
Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга,
Гоцци, Гольдони составляют одну из самых
ярких страниц в истории мировой драматургии.
Театр оказался близким самому духу эпохи.
Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая
интересные сюжеты и коллизии, наполняя
старые формы новым содержанием. Секуляризация
общественной жизни, лишение церковного
и придворного ритуала прежней святости
и напыщенности приводили к их своеобразной
“театрализации”. Не случайно именно
в эпоху Просвещения знаменитый венецианский
карнавал становится не просто праздником,
но именно образом жизни, формой быта.
Театр был призван временем для выполнения
целого спектра задач. Бомарше считал
его “исполином, который смертельно ранит
всех тех, на кого направляет свои удары”
(Бомарше. П.-О. Драматическая трилогия.
М., 1984. С. 17). Для него изобличение существующего
порядка, срывание масок, прояснение истинного
положения вещей становятся сверхзадачами
подлинной драматургии. Присутствие “социального”
контекста, противопоставлению подлинных
ценностей (любви, дружбы, честности, ума
и таланта) ценностям мнимым, навязанным
обществом — непременный атрибут театральных
постановок XVIII века.
Однако “век разума”
знал и весьма существенные
перепады эмоций, обращение к
мистике и суевериям. Реалистической
ясности и трезвости в определенном
смысле противостояла тяга ко
всему фантастическому, необычному,
связанная в первую очередь
с кризисом ортодоксальной религии.
Это стремление было в равной
степени развито и в высших
сословиях, и в среде простых
людей. Широчайшее распространение
получило масонство, соединявшее
в себе конкретно-политические
цели с глубоким философско-религиозным
подтекстом и элементами маскарада
и театрализованных церемоний
“посвящений”. Для эпохи Просвещения
характерна тяга к авантюрам,
приключениям, путешествиям, стремление
проникнуть в иное “культурное”
пространство. Она находила свое
проявление в волшебных операх
со множеством необычайных превращений,
в трагикомедиях, сказках и т. д. Понятие
“театр”, “театральность” ассоциируется
еще и с понятием “публичности”. В эпоху
Просвещения в Европе устраиваются первые
публичные выставки — салоны, представлявшие
собой новый вид связи искусства и общества.
Во Франции салоны играют необычайно важную
роль не только в жизни интеллектуальной
элиты, художников и зрителей, ценителей
произведений искусства, но становятся
местом для диспутов по серьезнейшим вопросам
государственного устройства. Дени Дидро
— выдающийся мыслитель XVIII века — практически
вводит новый жанр литературы — критические
обзоры салонов. В них он не только описывает
те или иные произведения искусства, стили
и направления, но и высказывая собственное
мнение, приходит к интересным эстетическим
и философским открытиям. Такой талантливый,
бескомпромиссный критик, выполняющий
роль “активного зрителя”, посредника
между художником и обществом, подчас
даже диктующий искусству некий “социальный
заказ”, является порождением времени
и отражением самой сути просветительских
идей.
Важное место в иерархии
духовных ценностей в XVIII столетии
занимает музыка. Если изобразительное
искусство рококо стремится прежде
всего украшать жизнь, театр — обличать
и развлекать, то музыка эпохи Просвещения
поражает человека масштабностью и глубиной
анализа самых затаенных уголков человеческой
души. Меняется и отношение к музыке, которая
еще в XVII веке была всего лишь прикладным
инструментом воздействия как в светской,
так и в религиозной сферах культуры. Во
Франции и в Италии во второй половине
столетия достигает расцвета новый светский
вид музыки — опера. В Германии, Австрии
развивались наиболее “серьезные” формы
музыкальных произведений — оратория
и месса (в церковной культуре) и концерт
(в светской культуре). Вершиной музыкальной
культуры эпохи Просвещения, бесспорно,
является творчество Баха и Моцарта.
Синтез зрелищности
и публичности театра и глубины
трактовки человеческих чувств
обнаруживает себя в оперном
искусстве. Одним из ярких примеров
“слияния” просветительских идей
и новой музыкальной формы
является опера Моцарта “Волшебная
флейта”. Отражая веру в торжество
разума, культ света, представление
о человеке как о венце Вселенной,
опера в такой же мере несет
в себе и основные идеи утопий
XVIII века. Главный герой Тамино, попадая
в совершенное общество, не сразу завоевывает
себе право быть “равным среди равных”
в царстве Зарастро. Эта сюжетная линия
отражает стремление героя к личному совершенству,
понимаемого не просто как процесс самоутверждения
человека, его поисков своего места, но
прежде всего, как путь к достижению столь
желанного общественного идеала, гармонии
личности и общества.
Так было везде, кроме
Германии, где просвещение превратилось
в оружие для объединения всего
государства. Тогда Германия была
раздробленным и бедным государством,
в отличие от Англии, где уже
давно произошла буржуазная
революция, и Франции – централизованного
европейского государства, она еще
оставалась средневековой страной
с феодальными порядками. Германия
была разделена на множество мелких
княжеств, враждовавших между собой,
у немцев не было чувства национального
единства. Поэтому главной задачей
германских просветителей была задача
объединения, сплочения нации. И
с этой задачей справился Иоганн
Вольфганг Гете, немецкий поэт, государственный
деятель, мыслитель и естествоиспытатель.
Он написал небольшую книгу «Страдания
юного Вертера», всколыхнувшую всю
Германию. Героем произведения был
Вертер, молодой человек, не вынесший
жизненных мучений и покончивший
жизнь самоубийством. Именно такой
слабый беззащитный персонаж, а не
немецкий рыцарь Гей фон Берлихеген
или античный Прометей, смог стать общим
для огромной страны. Но не смотря на экономический
упадок, отсталый уклад жизни (в ряде земель
сохранялось крепостное право), к этому
времени относится творчество выдающихся
деятелей науки и культуры таких, как философ
Эммануил Кант, (немецкий философ, родоначальник
немецкой классической философии, стоящий
на грани эпох Просвещения и Романтизма),
композитор и органист Иоганн Себастьян
Бах (один из величайших композиторов
в истории музыки) и множество талантливых
архитекторов. Очень интересной фигурой
для мировой культуры, для германского
Просвещения был Бах. Он, также как и Гете,
старался найти символ, личность, предмет,
который был бы причиной к объединению
Германии. Бах думал, что его родина может
стать единой благодаря музыке. И вот,
он написал ораторию «Magnifikat», которая
должна была исполняться во время рождественского
богослужения. Основной идеей ее была
радость (об этом свидетельствует даже
название, так как «Magnifikat» в переводе с
немецкого означает радостный). Оратория
исполнялась хором и солистом под звучание
органа. Объединение людей в церкви во
время радостного богослужения могло
бы привести к единению всех жителей Германии.
Иначе выглядит Просвещение
Англии. Не один из европейских
стилей не существовал в искусстве
этой страны в чистом виде,
поскольку все они пришли на
английскую почву гораздо позже,
чем в другие страны. Поэтому
черты барокко (стиль в европейском
искусстве конца 16 - середины 18вв.)
и классицизма могли оригинально
переплетаться в творчестве одного
зодчего или художника. Для
английского искусства характерно
большое внимание к эмоциональной
жизни человека, постоянный поиск
средств, которые могли бы выразить
сложный и изменчивый мир чувств
и ощущений. Все это нашло блестящее
воплощение в портретной живописи.
Другая, не менее важная черта
английской художественной культуры
– обостренное внимание к проблемам
этики и морали. Английское Просвещение,
сложившееся на рубеже 17-18 в.в., буквально
пронизано идеями нравственного воспитания
личности. Одним из ведущих в живописи
стал бытовой жанр, приобретший яркую
сатирическую окраску. Очень важным для
английских просветителей было ощущение
самобытности национальной культуры:
оно вызвало желание идти во всем своим
путем, и опыт европейской живописи часто
воспринимался критически. До 18 в. В Англии
не было мастеров, которых можно поставить
в один ряд с ведущими живописцами Европы.
Однако в 16-18 в.в. здесь работали два выдающихся
художника - немец Ханс Хольбейн Младший
и фламандец Антонис Ван Дейк. Их влияние
во многом определило неповторимый путь
английской живописи и английского искусства
в 18 столетии. Прежде всего, это проявилось
в особом внимании к жанру портрета: он
занял главное место, потеснив пейзаж
и исторический жанр. Одним из самых известных
портретистов в Англии был Сэр Джошуа
Рейнольдс — английский исторический
и портретный живописец, представитель
английской школы портретной живописи
XVIII века, теоретик искусства первый президент
Королевской академии художеств, член
лондонского королевского общества. Он
получил блестящее художественное образование,
превосходно знал основные направления
современного искусства, В его творчестве
сочетались различные стили и средства:
классицизм, для изображения его героев
в виде античных или исторических персонажей,
традиции баталистов или просто
пейзаж, употребляемый для
фона картины. Рейнольдс изображал на
своих полотнах знаменитых людей. Благодаря
его произведениям мы можем через множество
лет видеть его известных персонажей.
Картины художника дают нам четкое понятие
о характерах и особенностях его героев.
Еще одно значение этого английского художника
для мировой культуры - развитие жанра
портрета, живописец был ступенькой от
старых мастеров к новым.