Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:53, шпаргалка
Работа содержит подробные ответы на билеты по "Культурологии".
Сегодня невозможно
однозначно ответить на вопрос,
для чего человеку нужно
В чем же отличие
искусства от других феноменов
культуры, которые также предоставляют
человеку возможность
Искусство является
универсальной формой
Критерии определения
искусства различны: они зависят
от специфики культуры, в рамках
которой творит художник, от места
и времени создания и
В самом широком
смысле понятие «искусство»
1. Искусство – это искусность,
мастерство, умение, ловкость, высокая
оценка способности выполнять
какую-либо работу. Часто так оценивают
человека, который не просто
2. Искусство – это творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, эстетически выразительных форм.
Если соединить эти два значения, то получится следующее определение:
Искусство – это художественная деятельность, основанная на мастерстве и умении.
Проблемы, связанные с
взаимоотношением религии и науки,
с местом, занимаемым ими в системе
культуры, сложны и многогранны. Мы,
не претендуя на полноту освещения
всей этой проблематики, хотели бы с
самого начала сформулировать ряд признаков,
резко отличающих науку и научное
мировоззрение, с одной стороны,
и религию и религиозное
Наука как система объективного знания не может быть связана в своем содержании с теми или иными особенностями отдельных наций, этнических групп и даже целых регионов. По своему содержанию она наднациональна, космополитична.
Наука единственна, религия множественна. Этот признак тесно связан с первым, но мы считаем целесообразным выделить его в особый. Реальным фактом является то обстоятельство, что наука одна, а религий (даже мировых) все равно много.
Научное знание именно в силу своего объективного характера носит и надличностный характер Этим никак не игнорируется значение подчеркнутого в последнее время М. Поляни личностного знания в науке. Это просто другая проблема. Поляни говорит о личном, не артикулированном, не выраженном знании. Но всякое артикулированное знание в науке в конечном счете является надличным. Религиозное знание всегда имеет личностную форму - это заветы предков, тексты пророков, знания, открытые богоизбранным личностям высшей силой и т.д.
Как это ни покажется на
первый взгляд тривиальным, наука натуралистична.
Оставаясь наукой, она в принципе
не может вводить никаких
Наука критична по самой своей
сути. Основным инструментом науки
является критика, критическая аргументация,
доказательное рассуждение. При
всем разнообразии отношения различных
религиозных течений к
Религия и наука противостоят по вопросу об источнике знания. Источником научного знания являются опыт и разум, источником религиозного знания является откровение.
С предшествующим признаком тесно связан открытый характер научных текстов и закрытый характер религиозных текстов. Научные тексты всегда незакончены, допускают как дополнение, так и пересмотр (пересмотр, подчиненный принципу соответствия). Совершенно иной характер носят основополагающие религиозные тексты. Они завершены, закончены, в принципе не допускают никакого изменения, а могут только истолковываться. В связи с этим заметим, что по отмеченному признаку ортодоксальный марксизм-ленинизм как государственная идеология всецело лежит в русле религиозного сознания.
Отмеченные черты
В этом плане несомненный интерес представляет опубликованная в журнале "Новый мир" (1989, № 12) статья В.Н. Тростникова "Научна ли научная картина мира" и подборка откликов на нее (Ю. Чайковский, Р.Е. Майборода, Ю.А. Шрейдер - "Новый мир", 1990, № 7). Нам представляется, что обстоятельный разбор содержащейся в статье аргументации, во-первых, полезен сам по себе, а, во-вторых, дает нам возможность изложить собственные представления в ходе прямой полемики с ярким представителем "научной апологетики". Под научной апологетикой понимается искусство доказывать верность религиозного миропонимания, опираясь на материал науки.
Как заметил популярный советский артист Зиновий Гердт, истинный спор возможен лишь между единомышленниками. Мы понимаем, что никакие аргументы не поколеблют В.Н. Тростникова в его основополагающих убеждениях. Говоря языком логики, опровержение тезиса невозможно. Но логика знает еще два вида опровержения: опровержение аргументов и опровержение связей между аргументами и тезисом (логическая ошибка, называемая "non sequitur" - не следует"). Вот этим мы и займемся, поскольку анализ аргументов и следования тезиса из аргументов образуют то предметное поле, на котором, возможна дискуссия.
Начнем, как и В.Н. Тростников, с разделения науки на два предприятия: науку-исследование и науку-мировоззрение. В общей форме подобное разделение вряд ли может вызвать серьезные возражения. Разумеется, это не одно и то же. Возражения вызывает другое. Во-первых, сведение нашим оппонентом науки-мировоззрения к трем презумпциям (рассмотрением этих трех презумпций мы займемся позже). Во-вторых, утверждение, что к науке-мировоззрению крупные ученые не причастны, а все зло здесь от популяризаторов-идеологов. Это просто фактически неверно. Не хочется оглушать читателя роем имен, но все великие естествоиспытатели всегда вносили огромный вклад в рассмотрение мировоззренческих проблем (часто с разных позиций и с разными знаками). Галилей и Ньютон, Декарт и Лейбниц, Лайель и Дарвин, Максвелл и Больцман; Пастер и Павлов, Эйнштейн и Бор, Гайзенберг и Борн - вот истинные творцы не только науки-исследования, но и науки- мировоззрения (если, конечно, не ограничивать науку-мировоззрение тремя пресловутыми презумпциями). В-третьих, наука-исследование, отличаясь от науки-мировоззрения, вместе с тем всегда с ней связана.
Наш оппонент, провозгласив в начале своей статьи независимость этих двух предприятий, в дальнейшем по существу демонстрирует их тесную связь, только с переменой знака. На место арелигиозной картины мира, рисуемой наукой, он стремится поставить религиозную картину мира, якобы обосновываемую наукой-исследованием.
Каково же действительное
отношение между наукой-
Известные оруэлловские "свобода - это рабство" и "мир - это война" можно дополнить лозунгом: "научное мировоззрение - это религиозное мировоззрение".
В предшествующем изложении
мы говорили о признаках, различающих
науку и религию. Выделение этих
признаков, их анализ не входит в содержание
ни науки, ни религии. Это результат
философской рефлексии над тем
и другим. Эти признаки характеризуют,
следовательно, научное мировоззрение
в противоположность
В истории русской художественной культуры начало XX века было плодотворным, противоречивым, стремительным в своем развитии. И на «стыке» двух веков Россия с особой щедростью дарит миру таланты. В новый период, отмеченный такими гениальными произведениями, как «Воскресение» и «Живой труп», вступило творчество Л. Н. Толстого. В эти же годы А. П. Чехов становится тем великим художником слова, который оказывает огромное влияние на мировую литературу. «Великим импрессионистом» (фр. impression — впечатление) называют его западные исследователи. Публикуются В. Короленко, А. Серафимович, Н. Гарин-Михайловский, удивляют читателей М. Горький и Л. Андреев, заявляет о себе поэзией и ранней прозой И. Бунин, начинают печататься А. Куприн и В. Вересаев. Начало XX века
— это время расцвета русского театрального искусства, связанного с именами К. Станиславского, Ф. Шаляпина, М. Ермоловой. Музыкальное творчество А. Скрябина и С. Рахманинова определило развитие мировой культуры XX века на многие десятилетия. Русское изобразительное искусство «серебряного века» составило целую эпоху.
Никогда не было в русском искусстве такого количества направлений, группировок, объединений, ассоциаций, как в начале XX века. Они выдвигали свои творческие теоретические программы, отрицали предшественников, враждовали с современниками, пытались предсказать будущее. Слишком неясными были для многих контуры нового эстетического идеала, отсюда трагический оттенок в творческих исканиях многих художников.