Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 18:53, шпаргалка
Работа содержит подробные ответы на билеты по "Культурологии".
Но Родиной Просвещения является Франция где для мыслителей эпохи Просвещения был характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Они сочетали зрелую философичность мысли с юношеской влюбленностью в поэзию, увлеченность естественнонаучными и математическими исследованиями — с постоянным участием в общественно-политической жизни своих стран. Ярчайшим памятником эпохи Просвещения является созданная во Франции “Энциклопедия искусств, наук и ремесел” (1751-1780), грандиозный труд, включавший в себя 28 томов. “Энциклопедия” стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII века, но и грандиозным гимном силе разума и прогресса, декларировавшим новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран. Душой этого поистине эпохального мероприятия был Дени Дидро, прославившийся не только как критик и общественный деятель, но и как талантливейший литератор и теоретик искусства.
Острая литературная борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетической позиции, сформулированной прежде всего французскими просветителями, основным требованием которой было активное вмешательство художника в общественную жизнь. В рамках этого подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как основателем и главой школы французского материализма в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве.
Социальное и духовное
отчуждение. Отчуждение стало одной
из важнейших характеристик
Колониализм. Подчинение более отсталых стран с целью эксплуатации их ресурсов не ограничилось установлением политического и экономического господства, а сопровождалось подавлением локальных культур во имя универсализма западной индустриальной цивилизации. Это вызвало движение за национальное освобождение, приобретшее крупномасштабный характер.
Антагонизм человека и техники. Наступление техницизма всегда встречало противодействие со стороны гуманитарно ориентированных слоев интеллигенции. Именно антагонизм техницизма и контркультуры является важной характеристикой культуры индустриального общества.
Экологические границы индустриализма.
Индустриальное общество основано на
«жестких» технологиях, осуществляющих
принцип «человек-покоритель природы».
Природа рассматривается как
внешний объект, а не как среда
обитания. Хотя такая мировоззренческая
установка способствовала высокой
эффективности производства, она
же стала причиной глобальных процессов
экологической деградации. Другим следствием
стала чрезмерная урбанизация планеты,
создавшая тяжелые условия для
физического существования
Особенности и противоречия
культуры буржуазного индустриального
общества нашли свое продолжение
и в современном
Духовная культура XIX в. развивалась
и функционировала под влиянием
двух важнейших факторов: успехов
в области философии и
Различные ценностные ориентации основывались на двух исходных позициях: установлении и утверждении ценностей буржуазного образа жизни, с одной стороны, и критическом неприятии буржуазного общества, с другой. Отсюда -- появление столь несходных явлений в культуре XIX в.: романтизма, критического реализма, символизма, натурализма, позитивизма и т.д.
Европейская культура XIX в. является отражением тех противоречивых начал, которые являет собой развитое буржуазное общество, но, тем не менее, она не имеет себе равных по глубине проникновения в бытие и духовный мир человека по творческому напряжению в науке, литературе, философии и искусстве.
Романтизм в своем конкретно-историческом
выражении в различных видах
искусства и литературы давно
закончил свое развитие как основной,
доминирующий на протяжении нескольких
десятилетий в свою культурную эпоху,
метод художественного освоения
действительности. Однако творения романтиков
остались бессмертны, представляя собой
бесценный вклад в сокровищницу
человеческой культуры. В романтизме
внутренний мир души человека, «сокровенная
жизнь его сердца», раскрылся
наиболее полным образом; свобода и
необходимое направление
Истоки романтизма как
совокупности идейно-эстетических, философских,
художественных принципов, в той
или иной мере определявших различные
формы общественного сознания, несомненно
– в классической немецкой философии,
в первую очередь – в учениях
идеализма, в эстетических теориях
и концепциях позднего просветительства,
в частности –
Залогом поразительного успеха современного – романтического искусства – один из выдающихся теоретиков романтизма Ф. Шлегель считал смелое соединение «интереса к реальности» с идеалом. «Прекрасной заслугой современной поэзии является то, что многое доброе и великое, которое недооценивалось, вытеснялось, отвергалось в конституциях, в обществе, школьной премудрости, находило у нее то защиту и убежище, то заботу и родину. Сюда, как в единственное чистое место греховного столетия, сложили немногие благородные люди, словно на алтарь человечества, цветы своей возвышенной жизни, лучшее из всего, что они сделали, мыслили, чем наслаждались и к чему стремились»[1].
На исходе века Просвещения,
давшего цивилизацию и культуру
всему человечеству и прошедшего
под знаком французской революции,
остро обозначился кризис рационализма
и человеческого знания вообще. Рухнули
казавшиеся незыблемыми вековые
феодальные институты, порвались все
прежние экономические и
Романтики утверждали веру в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу; основанием мироздания они полагали духовное бытие. В этом была очевидная сила и таинственное обаяние романтической мысли.
Феномен культуры как целостной системы сложен и многогранен. Культура есть явление «органическое» (И. А. Ильин), поскольку захватывает самую глубину человеческой души и слагается на путях живой, таинственной целесообразности.[3] Цивилизация может усваиваться внешне и поверхностно и не требует всей полноты душевного участия. Мировое состояние, утверждали романтики, не что иное, как осуществление духа. Оно, согласно Гегелю, принимает конкретные формы, проявляясь в состоянии образования, наук, религии, искусства и т. д. Культура внедрена во все сферы человеческой деятельности. Но для чего человеку культура? В чем ее предназначение в жизни человека и общества? Прежде всего, как и все другие виды деятельности, культура является специфическим способом утверждения человека в мире. Культура создается именно духовной, свободной по своей сути деятельностью человека, в которой он воплощает свои творческие потенции; в каждом его творении надо искать воплощение его духовного мира, характера, таланта.
Искусство, способное проникать в глубинную суть явлений и всего существующего, призвано не просто и не только отобразить в специфических художественных формах всеобщее состояние мира, а перейти от этого неопределенного представления к образам, воплощающим «определенные характеры и действия»[4]. Литература – один из «языков» культуры. Всякое классическое воспитание и высшая культура духа основываются, был убежден Ф. Шлегель, на таких общепризнанных мировых шедеврах, как величественные гомеровские поэмы или же «Божественная комедия» Данте, необычайно искусный роман Сервантеса «Дон Кихот» и подобные им книги, «глубочайшие создания» человеческого ума и фантазии.
Общие принципы развития и
функционирования культуры, ее базовые
характеристики, присутствующие во всех
известных культурах
Вопрос о судьбах культуры
– это вопрос о судьбах мировой
цивилизации. Народ может иметь
древнюю и утонченную духовную культуру,
но в вопросах внешней цивилизации
(одежда, жилище, пути сообщения, промышленная
техника и т. д.) являть картину
отсталости и первобытности. Народ
может стоять на последней высоте
техники и цивилизации, а вопросах
духовной культуры (нравственность, наука,
искусство, политика и хозяйство) переживать
эпоху упадка. Современные достижения
человечества поражают воображение; совершенствуются
средства информации, связи, передвижения,
расширяется в невиданных масштабах
производство предметов потребления,
быта, отдыха, способствующих комфортности
жизни. Однако в недрах цивилизации
нарастает разрушительный потенциал,
грозящий гибелью «оснований планетарного
бытия». Брошен вызов культуре. Настораживают
противоречивые, если не сказать ужасающие,
итоги XX века с его двумя мировыми
войнами, бесконечными социальными
и расовыми конфликтами, угрозой
применения оружия массового уничтожения,
обесцениванием человеческой жизни, возвращением
к языческим идолам, оккультизму.
Развенчан один из мифов идеологов
Просвещения – вера во всемогущество
человеческого разума, его гуманистическую
направленность и неодолимость прогресса.
На уровне массового сознания это
породило безнадежный пессимизм
и ложный оптимизм. Единственный путь
спасения человечества – обращение
к культуре в самом широком
смысле, включая всю систему
Теоретико-эстетический позитивизм,
оказывавший столь огромное воздействие
на европейскую, в том числе и
русскую, литературную мысль во второй
половине XIX в., со всей очевидностью обнаружил
на рубеже двух столетий кризис своей
методологии. В некоторых
Но, конечно, развитие
науки о литературе
Уязвимость позитивистской методологии бросалась в глаза при попытках ее использования в характеристике современных литературных процессов и особенно в случаях прогнозирования будущего художественного развития. Ни в том, ни в другом случае позитивизм не мог дать сколько-нибудь убедительных выводов и ответов.
Рубеж двух веков — период чрезвычайно усложнившихся связей между литературой и общественной жизнью, литературой и новым читателем, активным участником этой жизни, период формирования нового содержания искусства, особенно его активной, «субъективной» стороны — той художественной тенденциозности, которая тогда же получила название партийности, период крупных изменений в господствовавшем во второй половине XIX в. реалистическом направлении, в творческом методе, определявшем данное направление.