Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 17:05, дипломная работа
Нельзя сказать, что государством не предпринимается вообще никаких шагов
в этом направлении. На сегодняшний день есть определенный и
положительный опыт функционирования именно с целью удовлетворения
населения в их потребностях культурной организации досуга различных
учреждений. Широко распространена организация массовых народных
гуляний, имеются центры художественного творчества, спортивные и
дополнительного образования.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы удовлетворения и развития культурных интересов жителей сельского поселения в условиях праздничного агентства.
1.1. Удовлетворение и развитие культурных интересов личности как миссия культуры……………………………………………………….… 9
1.2. Особенности сельского образа жизни……………………………….…..30
1.3. Праздничное агентство как фактор удовлетворения и развития культурных интересов сельских жителей……………………………….38
Выводы по 1 главе………………………………………………….……….….44
Глава 2. Эмпирические аспекты проблемы в удовлетворении и развитии культурных интересов жителей села в условиях праздничного агентства.
2.1. Диагностика культурных интересов жителей с. Коелга Еткульского района…………………………………………………………………………….45
2.2. Разработка бизнес – плана праздничного агентства «Креатив»…………57
2.3. План продвижения услуг Праздничного агентства «Креатив», направленный на удовлетворение и развитие культурных интересов жителей с. Коелга………………………………………………………………………….68
Выводы по 2 главе……………………………………………………………..80
Заключение………………………………………………………………..….…81
Список литературы…………………………………………………………….87
Приложение……………………………………………………………………..92
Молодые сельские жители к 25 годам становятся социально зрелыми людьми, они накопили определенный жизненный опыт, а их жизненные планы и ценностные ориентации стали устойчивыми и четко очерченными. Через труд они стремятся найти удовлетворение своим материальным и духовным потребностям, которые приобретают важное и устойчивое значение.
В жизненных планах молодежи в возрасте от 25 до 30 лет сохраняется стремление к приобретению специальности на уровне предшествующей группы у мужчин, а у женщин оно сокращается до 96%. Доминирующими элементами жизненных планов молодежи этой возрастной группы становятся стремление к материальному благополучию (49,6% мужчин, 51,1% женщин), к дальнейшему овладению своей профессией (36,8% мужчин, 24,5% женщин), добросовестный труд в общественном производстве.
Особыми жизненными
обстоятельствами формирования психологии
сельской культурной среды являются
родственные и соседские
Особенность взаимоотношений в трудовых коллективах села состоит в том, что здесь на отношения в сфере труда также оказывают влияние соседские и родственные связи. Можно встретить населенные пункты, где почти все члены трудового коллектива объединены между собой родственными узами. В таких ситуациях родственные отношения оказывают влияние на распределение обязанностей между членами коллектива, на материальное и моральное стимулирование, соблюдение или несоблюдение справедливой требовательности со стороны руководителей как по отношению к родственникам, так и к другим членам коллектива.
Социально-психологические отношения, складывающиеся в сельских коллективах, имеют свои особенности. Они могут быть сведены к трем основным моментам:
- официальные отношения переплетаются с отношениями родственными и соседскими, которые оказывают на них сильное влияние;
- отношения между сельскими работниками носят в большинстве своем «личный» характер (все хорошо знают друг друга по работе и месту жительства);
- контроль над членом коллектива осуществляется одновременно коллективом, семьей и общественным мнением села.
В заключении хотелось бы сказать, что государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы предусматривает качественно новый этап построения и организации сельской культурной среды. Планируется повысить образовательный уровень учащихся сельских школ, активизировать культурную деятельность, увеличить степень занятости сельского населения. К 1 ноября 2005 года уже было создано 56 учреждений нового типа – гимназии и лицеи, обеспечен подвоз 80 % учащихся к дошкольным и школьным учреждениям. На развитие образования в агрогородках затрачено 6,4 млрд. рублей. Так к 2007 году в сельской местности сформировано более 30 центров культуры и досуга, создано 3 районных и сельских дома ремесел, организовано в каждой области по 5 культурно-досуговых центров, усадебно-этнографических комплексов и туристических маршрутов, сформировано 48 мобильных учреждений культуры (автоклубы, библиобусы, передвижные видеокомплексы). Компьютеризировано с подключением к Интернету 156 сельских библиотек, организовано на базе крупных сельских домов культуры 38 площадок филармонического и театрального обслуживания, открыто 12 филиалов и классов детских школ искусств различных художественных направлений. Создано при областных среднеспециальных заведениях культуры 6 консультационных центров для выявления на селе художественно одаренных детей и талантливой молодежи. И даже если в отдельных районах преобразования в социальной среде на селе идут не так быстро и активно, как хотелось бы, тем не менее, в культурной жизни белорусской деревни уже отчетливо видна тенденция перемен к лучшему. Облик белорусского села становится иным – и это видно не только по новым улицам, жилым домам и дворцам культуры, но и по настроению самих сельчан, которые верят в свое будущее и готовы ради него работать. И это самый главный итог перемен!
В современных
условиях социально-педагогические и
психологические аспекты
B.И. Загвязинского, P.M. Капраловой, С.В. Ковалёва, B.C. Кузина, Л.И. Маленковой, Н.И. Монахова, А.В. Мудрика, М.М. Поташник
A.M. Низовой, А.Б. Орлова, В.А. Сластёнина, А.С. Спиваковской,
C.Н. Токаревой,
при этом нравственное
Сельский образ жизни и социализация. Деревни и села как тип поселения влияют на социализацию детей, подростков, юношей почти синкретично (нерасчлененно), т.е. практически малореально отследить их влияние в процессе стихийной, относительно направляемой и относительно социально-контролируемой социализации.
Во многом это связано с тем, что в сельских поселениях очень силен социальный контроль поведения человека. Поскольку жителей немного, связи между ними достаточно тесные, постольку все знают всех и про всех, анонимное существование человека практически невозможно, каждый эпизод его жизни может стать объектом для оценки со стороны окружения.
Содержательно социальный контроль
во многих сельских поселениях определяется
специфической социально-
Все это приводит к тому, что даже школа, по причине ее тесной интегрированности в сельскую жизнь, влияет на воспитание подрастающих поколений значительно меньше, чем городская. И это несмотря на то, что она обладает большими, чем городская школа, возможностями влияния на жизнь своих учеников. И сельская семья (в которой дети идентифицируют себя со своими родителями в значительно большей степени, чем в городской семье) влияет на социализацию своих членов в основном в том же направлении, что и деревня как микросоциум, зачастую независимо от социально-профессионального положения и образовательного уровня родителей.
Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на деревню. Оно производит определенную переориентировку жизненных ценностей между реальными, доступными в условиях села, и такими, которые свойственны городу и могут быть для сельского жителя лишь эталоном, мечтой.
Село как основная поселенческая форма жизни крестьянского сообщества давно является предметом социологического исследования Сельская проблематика присутствует в работах классиков социологической мысли К Маркса, М Вебера, Э Дюркгейма, В Зомбарта, Ф Тенниса, П Сорокина, Ф Знанецкого[15.34] условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом; исторически сложившаяся специфическая форма трудовых, бытовых и социокультурных отношений, проявляющихся в общности интересов сельчан и стереотипах социального поведения. Субъектами С.О.Ж. выступают индивиды, объединенные в сельскую социально-территориальную общность, а также: специфика их трудовой занятости; демографическое поведение; формы общения, обычаи и традиции; условия быта, образования и культуры; возможности внешней и внутренней коммуникации и др. Структуру С.О.Ж. составляют такие показатели, как: уровень жизни - степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан; стиль жизни - совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе; качество жизни - уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов. Специфика С.О.Ж. проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве. На формирование С.О.Ж. оказывают воздействие погодно-климатические условия, пространственная рассредоточенность людей, цикличность трудового процесса, когда периоды больших физических напряжений сменяются относительной невостребованностью рабочей силы. Повседневное общение с природной средой способствовало в недавнем прошлом сохранению приверженности сельчан к устоявшимся традициям и нормам, формируя определенный консерватизм мышления и поведения. В последние десятилетия средства массовой информации, родственники, проживающие в городах, элементы рыночных отношений и др. оказывают заметное влияние на процесс "раскрестьянивания". Изменяются сельский уклад жизни, поведение, иным становится психологический настрой, формируются более высокие запросы к содержанию труда, бытовому комфорту и социокультурным условиям. Стирание многих традиционных черт С.О.Ж. наблюдается в демографическом поведении сельчан, в культурных ориентациях. На смену многодетным семьям, в которых большое число детей служило фактором экономического преуспевания, ибо дети рано включались в производительный труд, приходят малодетные семьи. Современный уровень рождаемости в сельских поселениях не компенсирует даже простого воспроизводства населения. Культурные запросы сельчан, особенно молодых, становятся все более урбанизированными, народные обряды и традиции воспринимаются как анахронизм. Следствием этого является падение интереса к белорусской культуре и языку в обществе вообще, так как именно сельское население является традиционным носителем и хранителем национальной культуры. Разрушаются отношения, присущие сельскохозяйственной общине, где преобладали взаимопомощь и поддержка, все более усиливается индивидуализация быта и форм общения. Изменение объективных условий жизнедеятельности сельчан в сочетании с субъективным восприятием общественных перемен - ведущее направление исследований социологии села, изучающей сельские поселения не только как территориальные общности, где воспроизводится население, но и как микросоциумы со своими связями и отношениями. С.О.Ж. есть интегрирующий показатель развития человека, условий его труда и быта, составляющих сельское социальное пространство. Н.Е. Лихачев «Сельский образ жизни» 2011г.[3.35]
Сельский Образ жизни определяется существенными чертами и особенностями определённой общественно-экономической формации. Все существующие в обществе социальные различия в частности между городом и деревней находят своё отражение в их образе жизни.
Сельский Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на особенностях образа жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей.
Исходя из логики общественно-экономического развития, выделяют сельский и городской образ жизни. Сельский образ жизни – это условия, формы и качественные показатели жизнедеятельности людей, проживающих в сельской местности, занятых преимущественно земледельческим трудом. Структуру сельского образа жизни составляют такие показатели, как: уровень жизни (степень удовлетворения материальных и культурных потребностей сельчан); стиль жизни (совокупность образцов повседневного поведения, присущих данной социально-демографической группе); качество жизни (уровень получаемых медицинских, бытовых, образовательных и культурных услуг, состояние социальной защищенности индивидов). Специфика сельского образа жизни проявляется в его неотделимости от экономики, в низкой расчлененности повседневной жизни, быта, личного хозяйства и участия в общественном производстве.
Особенности сельского образа жизни связаны с особенностями труда и быта жителей: подчиненностью труда ритмам и циклам года; более тяжелыми, чем обычно в городе, условиями труда; малыми возможностями для трудовой мобильности жителей; большой слитностью труда и быта, непреложностью и трудоемкостью труда в домашнем и подсобном хозяйствах (так, работа на приусадебных участках, в саду, огороде занимает буквально полжизни селян - в среднем 181 день в году); набор занятий в свободное время довольно ограничен. В жизненном укладе сельских поселений сохранились элементы традиционной соседской общины. В них довольно стабильный состав жителей, слаба его социально-профессиональная и культурная дифференциация, типичны тесные родственные и соседские связи.
В целом современные деревни и села сохраняют многие традиционные черты сельского образа жизни. Ритм размерен, нетороплив, сохраняет элементы природосообразности. Время далеко не всегда рассматривается сельским жителем как быстропроходящее, как социальная ценность.
Для села характерна «открытость» общения. Отсутствие больших социальных и культурных различий между жителями, немногочисленность реальных и возможных контактов делают общение селян довольно тесным и охватывающим все стороны жизни. Дружба и приятельство дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная глубина и интенсивность общения с различными партнерами редко имеют серьезные различия. Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение ее жителей.
Таким образом изучение образа жизни и ценностей современного российского сельского социума обусловлено несколькими причинами Во-первых, результаты двух десятилетий рыночных преобразований оказались различны для городского и сельского сообществ Новые возможности, открываемые рыночными преобразованиями, слабо реализуются сельскими жителями Фермерские хозяйства, ставка на которые делалась инициаторами реформ, не получили широкого распространения После развала крупных сельскохозяйственных предприятий безработица становится важнейшей проблемой сельского населения, а личные подсобные хозяйства - основной формой сельскохозяйственного производства Сопротивление инновациям и приверженность традиционным формам трудового поведения не объяснимы исключительно бюрократическими препонами развития бизнеса на селе, ведь городские предприниматели преодолевают не меньшие трудности в развитии дела Скорее всего причины сосредоточены в социокультурных основаниях российского сельского социума Во-вторых, ускоренными темпами происходит сокращение сельского населения Считается, что в России каждый день вымирает по две деревни Уменьшение населения происходит не только за счет естественной убыли, но и за счет «механического оттока» (миграции) Причиной миграции выступает прежде всего более высокий уровень бедности сельских жителей и возникающий на ее основе дефицит возможностей для реализации важнейших человеческих потребностей - физиологических, социальных, культурных В-третьих, изучение социокультурных особенностей российской деревни необходимо в связи с потребностями реализации комплексной государственной политики устойчивого развития сельских территорий Предпринимаемые до сих пор программы («Сельское подворье», Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года», национальный проект «Развитие АПК» и т д) концентрировали усилия на решении некоторых важных социально-экономических проблем (развитие животноводства, развитие малых форм хозяйствования, обеспечение жильем и т д ), но не предлагали инструментов устойчивого развития сельских территорий Проекги-
рование таких
средств без учета способов социокультурной
интеграции, определяемых характером
сельского поселения, особенностями
воспроизводства