Особенности эстетического воспитания молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 06:51, курсовая работа

Описание работы

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие подростков осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие молодежи.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3
Эстетическое воспитание молодежи…………………………………………. 5
Понятие и необходимость эстетического воспитания……………………….. 5
Виды эстетического воспитания……………………………………................ 6
Особенности эстетического воспитания…………………………………….. 8
Эстетическое воспитание в системе образования…………………………… 8
Эстетическое воспитание средствами искусства……………………………. 10
Критерии успешности эстетического воспитания…………………………... 13
3. Эстетическое воспитание молодежи в г. Хабаровске……………………... 14
3.1 Молодежный совет Хабаровского краевого объединения организаций
Профсоюзов…………………………………………………………………….. 14
3.2 Молодежная палата Хабаровской городской Думы……………………….. 15
3.3 Дальневосточный центр эстетического развития…………………………. 15
3.4 Городской центр по организации досуга детей и молодежи…………….. 16
3.5 Дворец творчества детей и молодежи………………………………………. 16
3.6 Дальневосточный художественный музей…………………………………. 17
3.7 Другие молодежные центры и учреждения дополнительного
образования………………………………………………………………….. 18
Заключение………………………………………………………………………….. 19
Список использованных источников и литературы……………………………… 20

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 55.75 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………… 3

  1. Эстетическое воспитание молодежи…………………………………………. 5
    1. Понятие и необходимость эстетического воспитания……………………….. 5
    2. Виды эстетического воспитания……………………………………................ 6
  2. Особенности эстетического воспитания…………………………………….. 8
    1. Эстетическое воспитание в системе образования…………………………… 8
    1. Эстетическое  воспитание средствами искусства……………………………. 10
    1. Критерии  успешности эстетического воспитания…………………………... 13

3.  Эстетическое воспитание молодежи в г. Хабаровске……………………... 14

3.1 Молодежный совет Хабаровского краевого объединения организаций

      Профсоюзов…………………………………………………………………….. 14

3.2 Молодежная палата Хабаровской городской Думы……………………….. 15

3.3 Дальневосточный центр эстетического развития…………………………. 15

3.4 Городской центр по организации досуга детей и молодежи…………….. 16

3.5 Дворец творчества детей и молодежи………………………………………. 16

3.6 Дальневосточный  художественный музей…………………………………. 17

3.7 Другие  молодежные центры и учреждения  дополнительного 

      образования………………………………………………………………….. 18

Заключение………………………………………………………………………….. 19

Список  использованных источников и литературы……………………………… 20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В данной работе я рассмотрю тему "Особенности эстетического воспитания молодежи". Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить "по законам красоты". Потому актуальность данной темы не вызывает сомнений.

     Эстетическое  воспитание включает в себя эстетическое развитие - организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое воспитание и развитие подростков осуществляется с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства, и на его основе осуществляется художественное воспитание, образование и развитие молодежи.

     Система художественно-эстетического воспитания молодежи реализуется, прежде всего, в учебно-воспитательном процессе, осуществляемом на занятиях и во внеучебное время.

     Все учебные предметы, наряду с передачей основ наук, своими специфическими средствами решают задачи эстетического воспитания. В этом процессе своеобразна и ничем не заменима роль географии, математики, обществоведения, истории, биологии, труда, физкультуры. Среди них предметы художественного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Они имеют своей главной целью всестороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание растущего поколения, объединяют в себе элементы искусства, науки и навыки практической деятельности.

     В основе организации современной  системы эстетического воспитания лежит ряд принципов. Всеобщность эстетического воспитания и художественного образования обусловлена тем, что взрослые и подростки постоянно взаимодействуют с эстетическими явлениями в духовной жизни, повседневном труде, общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.

     Организация системы эстетического воспитания основывается также на принципе комплексного подхода ко всему делу воспитания.

     Система эстетического воспитания опирается  на принцип органической связи всей художественно-эстетической деятельности детей с жизнью, практикой обновления общества, с процессом формирования мировоззрения и нравственности школьников.

     Принципом системы эстетического воспитания является идея сочетания занятий, различных  форм воздействия искусством.

     Органическая  взаимосвязь эстетического и  общего становления личности подростка обусловливает необходимость принципа единства художественного и общего психического развития молодежи.

     Действенность эстетического воспитания прямо  зависит от соблюдения принципа художественно-творческой деятельности и самостоятельности.

     Принцип эстетики всей жизни требует организации  отношений, деятельности, общения подростков по законам красоты, приносящей им радость.

     И так, рассмотрим подробнее эстетическое воспитание молодежи в современном мире. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. ЭСТЕТИЧЕССКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ

     1.1 Понятие и необходимость эстетического воспитания

     Эстетическое  воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение, их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

     В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями о их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем формирования внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности (интериоризация). На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

     Эстетическое  воспитание гармонизирует и развивает  все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

     Весьма  заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности  личности. Исследователи отмечают, что формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства.

    1. Виды эстетического воспитания

     Эстетическое  образование, приобщение людей к  сокровищнице мировой культуры и  искусства — все это лишь необходимое  условие для достижения главной  цели эстетического воспитания —  формирования целостной личности, творчески  развитой индивидуальности, действующей  по законам красоты.

     Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной работы, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания:

  • эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности;
  • художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов;
  • эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;
  • воспитание творческих потребностей и способностей.

     Среди последних особую значимость имеют  так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.

     Эстетическое  воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра — первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

     2. ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

     2.1 Эстетическое воспитание  в системе образования

     В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения. Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в образовательных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих учащихся. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса, формируются у детей и молодежи художественные чувства и вкус.

     Важную  роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства, пения и музыки (1-й — 7-й классы). Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут «кружки».

     Формирование  эстетической культуры — это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности.

     Он  предусматривает выработку системы  художественных представлений, взглядов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бороться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

     Особую  роль в воспитательном процессе имеет  обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип  эстетизации детской жизни. Формирование у эстетического отношения к действительности позволяет развить у молодежи высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Предметы естественноматематического цикла помогают раскрыть красоту природы, воспитать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности; в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.

Информация о работе Особенности эстетического воспитания молодежи