Особенности социальной работы с молодежью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:13, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование основных направлений государственного управления социальной работы с молодежью
В соответствии с поставленной целью курсовой работы определим задачи, необходимые для выполнения в ходе работы:
1. Исследовать особенности института государственного управления социальной работы с молодежью;
2. Проанализировать состояние и основные направления развития государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровне;
3. Определить основные стратегии развития социальной работы с молодежью.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 5
1.1.Основы государственной молодежной политики 5
1.2.Основные проблемы российской молодежи 7
ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА
РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 13
2.1.Практика реализации государственной молодежной политики
в ХМАО-Югре 13
2.2.Особенности реализации государственной молодежной
политики на муниципальном уровне в г. Нефтеюганске 19
ГЛАВА 3.НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ
РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ.doc

— 247.00 Кб (Скачать)
 

Курсовая  работа

Особенности социальной работы с  молодежью 
 

 

      СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ             3

ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУТА  ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ  5

     1.1.Основы государственной молодежной политики     5

     1.2.Основные  проблемы российской молодежи     7

ГЛАВА 2.СОСТОЯНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА

РЕГИОНАЛЬНОМ  И МУНИЦИПАЛЬНОМ  УРОВНЕ    13

     2.1.Практика  реализации государственной молодежной  политики 

     в ХМАО-Югре          13

     2.2.Особенности реализации государственной молодежной

     политики  на муниципальном уровне в г. Нефтеюганске   19

ГЛАВА 3.НАПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИИ  РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

РАБОТЫ  С МОЛОДЕЖЬЮ        31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           34

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ         39

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Разработка и введение в действие Федерального закона №122-ФЗ обусловлены давно назревшей необходимостью совершенствования системы натуральных выплат и льгот на новых принципах бюджетного федерализма и организации системы социальной поддержки населения в условиях изменившегося правового поля, распределения функций и ответственности федерального Центра, субъектов Федерации, муниципалитетов и других субъектов правоотношений в данной сфере.

     К очевидным недостаткам и органическим «порокам» существовавшей системы  натуральных выплат и льгот специалисты относят крайне широкие и неупорядоченные масштабы предоставления льгот, когда их натуральными формами зачастую пользовались не самые нуждающиеся граждане, размытые финансовые обязательства субъектов правоотношений. В конечном итоге это приводило к тому, что многие хозяйствующие субъекты (транспортные организации, организации связи, коммунальные службы и ряд других) необоснованно завышали тарифы на предоставляемые услуги. Они предъявляли к оплате федеральным, региональным органам исполнительной власти и муниципалитетам многократно завышенные платежные поручения, а в случае отказа от их оплаты обращались в судебные органы, которые в большинстве случаев выносили решения в пользу хозяйствующих субъектов.

     Помимо  формирования нездоровых хозяйственных и правовых отношений данная ситуация приводила к неоправданному росту инфляции, которая «била» в первую очередь как раз по самым незащищенным слоям населения, а во многих случаях была причиной низкого качества предоставляемых услуг.

     Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ формирует новую систему социальных гарантий и мер социальной поддержки в условиях разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

     Цель  курсовой работы является исследование основных направлений государственного управления социальной работы с молодежью.

     В соответствии с поставленной целью  курсовой работы определим задачи, необходимые для выполнения в ходе работы:

    1. Исследовать особенности института государственного управления социальной работы с молодежью;
    2. Проанализировать состояние и основные направления развития государственной молодежной политики на региональном и муниципальном уровне;
    3. Определить основные стратегии развития социальной работы с молодежью.

     Теоретической и методологической основой работы являются: законодательство Российской Федерации; словари, справочники и  энциклопедии;  книги и статьи отечественных ученых,  исследующих особенности реализации основных направлений государственного управления в социальной сфере.

 

ГЛАВА 1.ОСОБЕННОСТИ  ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ  СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С  МОЛОДЕЖЬЮ 

     1.1.Основы государственной молодежной политики  

     Эффективная государственная молодежная политика – один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений.

     Государственная молодежная политика реализуется в  Российской Федерации в отношении  граждан от 14 до 25 лет.

     Стратегия Государственной молодежной политики призвана определить ее цель, приоритеты и меры, реализация которых обеспечит решение важнейших задач социально-экономического развития России в современном мире. Данная Стратегия рассчитана на десять лет и предполагает достижение своей цели к 2016 году. Выбор стратегических направлений государственной молодежной политики может быть основан только на результатах анализа и прогнозе средне- и долгосрочных тенденций развития социально-экономической, общественно-политической и социокультурной жизни России, выявленных на основании анализа официальных отчетов и  документов.  Кроме того, стратегия государственной молодежной политики должна учитывать и предвосхищать  изменения, происходящие в сфере организации жизнедеятельности российского общества и государства. Важнейшее из грядущих изменений – переход к  самоорганизации общества.

     Самоорганизация граждан, негосударственных организаций, бизнеса и их взаимодействие друг с другом должны стать основой общества будущего.

       В то же время традиционная  система образования и воспитания, ровно как и государственная  молодежная политика и общественные  организации, не осуществляли  целенаправленного воспитания самостоятельной,  идейной, ответственной молодежи  и ее подготовки к жизни в самоорганизованном обществе. Именно на это и должна быть нацелена национальная молодежная политика России,  призванная сформировать и закрепить новые нормы поведения и ценности в общественных традициях.

     С другой стороны, весь комплекс проблем и противоречий, с которыми столкнется Россия в ближайшее десятилетие, формирует достаточно жесткий набор требований к новым поколениям.

     Стремительное старение населения и неблагоприятные  демографические тенденции заставят общество уже в ближайшем будущем предъявить к сегодняшним 10 - 25-летним повышенные требования: молодежь станет основным трудовым ресурсом страны, ее  трудовая деятельность, в большей степени, чем ее родителей, станет источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и пожилых поколений. Достаточно сказать, что коэффициент демографической нагрузки (количество нетрудоспособных на 1000 человек трудоспособного населения) по прогнозу Росстата {32; С. 17} возрастет в 2016 году по сравнению с 2005 г. на 20% и составит 709 человек.

     От  позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет  зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований,  именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.  Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%, а среди тех, кто старше 55 - 45% {30; С. 2}. Только 2,7% процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций {29; С. 21}. Сходные тенденции в США и странах объединенной Европы стали основанием для внедрения специальных программ по вовлечению молодежи в общественно-политическую жизнь.

     В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности,  развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Однако, в настоящий момент, российская молодежь демонстрирует противоречивое отношение к этой роли. Согласно опросу {29; С. 14} 35% молодых людей в возрасте 18-35 лет испытывает раздражение или неприязнь к представителям иной национальности, 51% одобрил бы решение о выселении за пределы региона некоторых национальных групп.  

     1.2.Основные проблемы российской молодежи 

     В отличие от молодежи наиболее развитых стран, возраст вступления которой во взрослую жизнь объективно повышается, российская молодежь вынуждена вступать в социально-экономические отношения значительно раньше. Уже сейчас, согласно последнему всероссийскому опросу {30; С. 3} 34% опрошенных заработали свои первые деньги до 15 лет, еще 44% с 15 до 17 лет включительно, 11% начали зарабатывать деньги в 18 лет и  лишь 10%  - в 19 лет и старше. При этом различные отрасли экономики принимают молодые трудовые ресурсы крайне неравномерно. Если в сфере услуг и предпринимательства молодежь уже сегодня составляет, и будет составлять значительный процент работающих, то в социальной бюджетной сфере и сфере государственного и муниципального управления доля молодых работников сегодня незначительна. Это может привести  к потере  преемственности в кадровом обеспечении, сделать невозможным реформирование  и привести к системному кризису в социальной сфере. Кроме того,  нарастают противоречия между «объективно пожилой» по кадровому составу социальной сферой и относительно молодой сферой бизнеса. Такая ситуация не способствует готовности бизнеса взять на себя необходимую стране долю ответственности за социальную сферу.

     В качестве одного из наиболее острых перед  молодежью и обществом встанет  вопрос о жилищном обеспечении. Несмотря на модернизацию и реформирование жилищно-коммунального хозяйства, старение жилого фонда, неразвитость форм найма жилья провоцируют рост цен на жилье и его аренду в Российской Федерации. Даже после принятия нового жилищного кодекса не понижаются процентные ставки по ипотечным кредитам. В то же время, в рамках сложившейся практики содействия жилищному обеспечению молодежи, были выделено целевых субсидий из федерального бюджета не более чем для 6 000 и за счет региональных бюджетов  для 59 000 молодых семей. Такие результаты не могут оказать  существенного влияния  ни на изменение положения молодых людей, ни на изменение демографической ситуации в стране.

     Аналогичные проблемы в странах Западной Европы решаются в первую очередь путем  взаимодействия органов власти, арендодателей, риэлтерских и строительных компаний в создании политики доступной аренды жилья для молодежи.

       Жизнь молодого человека в  предполагаемых условиях не будет  развиваться линейно, как последовательность  простых переходов: от основного образования к профессиональному, от учебы к работе, от жизни в родительском доме к созданию собственной семьи. Новые условия потребуют от каждого молодого человека и его семьи мобильности, поиска новых нестандартных индивидуальных вариантов построения своей жизни.

     Очевидно, что молодежь в значительной своей  части обладает тем уровнем здоровья, интеллектуальной активности и  мобильности, которая  выгодно отличает ее от других групп населения. И в качестве рабочей силы, и в качестве интеллектуального  источника, и в качестве потребителей товаров и услуг, и в качестве наиболее приспосабливаемой к новым условиям группы населения. В то же время перед российским обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несет Россия из-за целого ряда неудовлетворительных аспектов нынешнего положения молодежи.

     В Российской Федерации высок  уровень  безработицы среди молодых людей  в возрасте 15–24 года (6,4%). Продолжается уход молодежи в сферу «теневой» экономики, который по различным оценкам составляет от 2,3 до 2,6 миллионов молодых людей в год.

     За 10 лет в России количество детей-сирот  увеличилось вдвое и составило 734 тыс. человек. 93% - это социальные сироты, сироты при живых родителях.

     Криминальная  активность малолетних правонарушителей  сопоставима  с преступностью взрослых.  Доля правонарушителей в возрасте 14 – 29 лет  (54,7%) более чем в  два раза превышает долю данной возрастной группы в численности всего населения. Для сравнения: доля правонарушителей в возрасте 30 – 49 лет – 36,8% - превышает долю своей возрастной группы в составе населения только в 1,2 раза {33; С. 12}.

     В общей группе ВИЧ-инфицированных граждан  России молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет составляют 79%, молодые  женщины в аналогичном возрасте – 80% {48; С. 13}.

     Самые высокие показатели заболеваемости по ИППП (инфекциям, передающимся половым  путем) наблюдаются среди мужчин и женщин  в возрасте от 15 до 30 лет, характер распространения ИППП  характеризуется как эпидемия. {33; С. 17}

Информация о работе Особенности социальной работы с молодежью