Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:59, курсовая работа
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в особенностях воспитания игрой; показать их значение в развитии педагогической практики на современном этапе;
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования;
2. Охарактеризовать воспитание как компонент педагогической науки;
3. Выделить особенности игры как метода воспитательного процесса;
4. Раскрыть роль игры в организации жизни детей дошкольного возраста;
Введение………………………………………………………………...3-5
1. Воспитание как компонент педагогической науки……………6-17
2. Особенности игры как воспитательного процесса……………17-32
3. Роль игры в организации жизни детей………………………...33-37
Заключение……………………………………………………………..37-39
Список литературы……………………………………………………..40
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КАФЕДРА
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Чурикова Мария Александровна
Студентка 3 курс 2 группа исторический факультет
(заочная
форма обучения)
Особенности
воспитания детей
игрой
Курсовая
работа
Воронеж 2010.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность ориентации личности в мире ценностей обусловлена социальной ситуацией развития современного общества, кардинальными изменениями в социально-экономической и общественной жизни страны. Переоценка ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление и потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса, которое отвечало бы запросам общества и самореализации личности. [2, с.50]
Во всех развитых странах система образования опирается на возрастную периодизацию жизни человека. В каждой стране эта система имеет свою специфику. Но уже сейчас можно говорить об определённой выраженности основных ступеней систем образования свойственных многим странам, в том числе и нашей. Воспитание и образование играют важную роль не только в развитии и формировании отдельной личности, но и в развитии целого поколения. Но эти процессы должны происходить в условиях благоприятной среды, когда общество заботится о создании максимальных условий для всестороннего развития задатков и особенностях человека.
Каждое государство, считающее себя цивилизованным, заботится о подрастающем поколении. И наша страна не исключение. В России многоуровневый охват проблемы воспитания детей, в том числе и законодательный. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка РФ», ст. 4: «целями государственной политики в интересах детей является содействие физическому, интеллектуальному, умственному, психическому, духовному и нравственному развитию детей».[14,с.5]
Также в статье 7, гл. 1. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ» говорится, что педагоги, медики, психологи несут ответственность за воспитание. О сети дошкольных заведений говорится в Законе «Об образовании», ст.18. [6, с.30]
В этом контексте значимым является вопрос об особенностях воспитания детей игрой. В настоящее время тема воспитания ребёнка весьма актуальна. В основном воспитание ребёнка происходит в семье, а также в образовательно-воспитательных учреждениях. Существует много методов воспитания и одним из них является воспитание в процессе игры.
В изучении этой темы нам помогают такие человековедческие науки, как: психология, социология, история. Психология позволяет понять, как в процессе игры у ребёнка развивается тип мышления, логика, воображение и т.п. Социология показывает, как по средствам игры ребёнок приобретает первые навыки общения. А в истории можно проследить этапы воспитания в различных эпохах.
Над данной темой работали Н.К. Крупская (она впервые в педагогике поставила вопрос о связи игры с трудом); Е.А. Радина (доказала значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста); Н.П. Аникеева (утвердила игры и занятия по знакомству с окружающим миром);
С.Л. Новосёлова (разработала игры и занятия с предметами-орудиями); Н. П. Волкова (раскрыла влияние образной игрушки на игры детей); В.А Гелло (определил роль игры в воспитании положительного отношения к школе); З.В. Лиштван (определил воспитание дружеских отношений в игре); А.С. Макаренко (утверждал, что игра и труд неразрывно связаны между собой); Б. П. Никитин (изучал особенности развивающих игр).
Таким образом, с одной стороны, вопросы правильной организации жизни детей с учётом их возрастных и индивидуальных способностей в процессе игры, организации игрового коллектива находятся в центре внимания общества и государства. Это подтверждают исследования учёных. Однако, с другой стороны, существующие проблемы (метод воспитания игрой не единственный) требуют их осмысления.
Данные противоречия определяют постановку проблемы исследования: каковы характерные особенности игры как воспитательного процесса, роль и место игры в организации жизни детей дошкольного возраста.
Объект исследования: дети дошкольного возраста;
Предмет исследования: роль игры в организации жизни детей дошкольного возраста;
Цель исследования: проанализировать и обобщить теоретические исследования и практический опыт в особенностях воспитания игрой; показать их значение в развитии педагогической практики на современном этапе;
Задачи
исследования:
Гипотеза исследования:
- мы предполагаем,
что воспитание как компонент
педагогической науки включает
в себя 3 признака: целенаправленность,
наличие определённой системы
организации воспитательного
- особенностями
игры являются: игра-учёба и труд;
игра носит социальный
- игра имеет
важное значение в жизни детей,
Методологическая основа исследования: парадигмальный, личностно-ориентированный, акмеологический подходы к проблеме исследования;
Теоретическая основа исследования: концепции Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, Е.А. Радиной;
Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ, анкета, обобщение, сравнение.
Источники исследования: Законы «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»; Законы «Об образовании».
Понятие «воспитание» связано и в то же время отличается от понятий «становление» и «социализация». Социализация- процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, вводит избирательно в свою систему поведения такие нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе или социальной группе. «Становление» - термин, отражающий достижение ребёнком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, самостоятельно выстраивать своё поведение, осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор. [4, с. 150]
Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности с помощью специально организованных педагогических воздействий в соответствии с определённым социально-педагогическим идеалом. Воспитание как компонент педагогической науки включает три существенных признака:
Воспитание
возникло вместе с развитием
человеческого общества и было
вызвано его потребностями.
В рабовладельческом обществе воспитание приобретает качественно новый характер. Рабовладельческое общество - первое общество, которое было разделено на антогонические классы (рабы и рабовладельцы). Воспитание было призвано дать детям рабовладельцев знания, связанные с управлением государством. Их учили грамоте и счёту, готовили к ведению государственных дел. Появлялись учебно-воспитательные учреждения, особенно много их было на Дальнем Востоке. В этих странах большое внимание уделялось умственному и эстетическому воспитанию. Детей рабовладельцев приобщали к наукам и искусству, готовили к роли правителей и военачальников, а детей рабов – учили покорности и смирению. Никаких специальных учреждений для них не было. Воспитание осуществлялось в процессе труда. Таким образом, с развитием и разделением общества на классы воспитание стало классовым, и появились разные системы воспитания в соответствии с целями представителей различных социальных классов.
В феодальном обществе воспитание также носит классовый характер. Осуществляется оно в новых учебно-воспитательных учреждениях, которые обслуживали детей привелигерованых классов. Детям дворян давали рыцарское воспитание, детям духовенства – духовное воспитание. Крестьяне не учились в заведениях, и необходимые знания получали в семье. В процессе развития ремёсел возникла потребность в практическом образовании: грамота, счёт, которые необходимы для учёта, обмена и торговли. Дети ремесленников и торговцев стали обучаться в цеховых, церковных, гильдейских школах.
Расширение торговли и торгово-
Воспитание
как общественное явление
Хорошо организованное воспитание приводит к формированию способности человека к самовоспитанию - когда ребёнок освобождается от зависимости от воспитывающих его взрослых и своё «Я» превращает в объект собственного восприятия и самостоятельного продуманного воздействия на самого себя в целях самосовершенствования.
Как у любого процесса есть закономерности, так и воспитания есть свои педагогические закономерности. Педагогические закономерности воспитания - это адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах. Можно выделить следующие закономерности: