Культурология как научная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:13, курс лекций

Описание работы

В системе современного научного знания о предмете и месте культурологии не сложилось единого мнения. В оксфордском словаре указывается, что слово Kylturologie впервые использовал нем. философ и химик В.Оствальд в 1913 г., а английский термин «Cylturology» первым употребил в 1949г. американский антрополог Лесли Алвин Уайт (1900-1975). Именно ему принадлежит идея выделения культурологии в самостоятельную область знания. Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по его мнению, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры.

Работа содержит 1 файл

Культурология как научная дисциплина план основные этапы становл.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

Культура в широком смысле –  всё, что создано человечеством, в отличие оттого, что создаёт  природа. Культура – это «вторая  природа», представляющая совокупность материальных и духовных ценностей, которая выражает достигнутый человечеством  уровень исторического развития, а культурный процесс, включает способы и методы создания предметов и вещей, потребных человеку.

Социальный феномен  культуры полифоничен (многообразен) может быть выражен в следующих характеристиках: 1) это система общих ценностей, представлений о жизни людей, связанных общностью определенного образа жизни; 2) коллективная память народа, своеобразный способ человеческого бытия; 3) совокупность достижений того или иного народа в производственной, общественной и духовной сферах деятельности; 4) уровень, степень развита: какой-либо отрасли хозяйственной или умственной деятельности 5) освоение, гуманизация, облагораживание человеком природы все сделанное руками и разумом человека; 6) просвещенность, образованность, начитанность; 7) специфический способ организаций и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, в системе социальны; норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Таким образом, предельно сжато, можно дать следующее  определение: культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношены людей к природе, между собой и к самим себе.

С содержательной точки зрения, под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления и оперирование ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно-исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.

2. Морфология культуры – составная часть теории культуры, изучающая основные структурные элементы культуры и принципы их взаимодействия. Мир культуры имеет сложное многоуровневое строение, в связи, с чем  существуют различные взгляды на её структуру. Наиболее распространённое представление о структуре культуры предполагает деление её на материальную, духовную и художественную.

Под материальной /экзистоциональной/ культурой понимается предметно-материальная деятельность человека, включая тело самого человека, результаты и отношения, возникающие в процессе этой деятельности. К сферам материальной культуры относятся: производство, техника, быт, материальные ценности и т.д., т.е. весь предметно-материальный мир, созданный человеком в результате преобразования природы.

Материальная  культура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты; совокупность материальных благ, созданных людьми. Она характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения ее влияния на развитие человека, раскрывая, в какой мере она дает возможность применить его способности, творческие возможности, дарования. Материальная культура включает: 1) культуру труда и материального производства (орудия труда, технологические процессы, способы возделывания земли и выращивания продуктов питания); 2) культуру быта; 3) культуру топоса, т.е. места жительства (жилища, дома, деревни, города); 4) культуру отношения к собственному телу и т.д. По определению американского социолога У. Отборна, термин материальная культура относится ко всем материальным предметам, а также изобретениям и переменам в развитии технологии. Материальную культуру изучают археология, этнография, история, экономические и др. науки.

Создавая  культуру, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную среду обитания». Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называются артефактами (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный). Артефактами, т. е. явлениями культуры, являются сделанные человеком вещи, физические объекты, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, т. е. в собственном физическом и духовном облике.

Духовная  культура образуется благодаря умственно-мыслительной деятельности человека и направлена на духовное развитие общества и самого человека. Основными сферами духовной культуры выступают: мораль, религия, искусство, наука, философия, образование, средства массовой информации и т.д.  Само деление на материальную и духовную культуру является условным, поскольку всё материальное реализует духовные идеи, а духовное обретает материальные формы. ( «Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными условиями» - «Смысл истории» Н.Бердяев; «Душа культуры – это культура души» И.Гофмиллер). 

Духовная культура — сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Она представляет: духовный мир каждого отдельного человека и его деятельность по созданию «духовных продуктов» (творчество ученых, писателей, художников, законодателей и т.д.); сами продукты духовной деятельности — духовные ценности, научные результаты, книги, полотна, законы, обычаи и т.д. Духовная культура проявляется через общественное сознание (политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, национальное, науку и философию) и воплощается в искусстве, литературных, архитектурных и других памятниках человеческой деятельности. Духовную культуру можно охарактеризовать как отраженную человечность, как собирательную историю ума и чувств человечества. Жесткой разграничительной линии между материальной и духовной культурой нет. Но приоритет в этом единстве, например, марксизм отдает материальной основе, считая, что именно она играет решающую роль в развитии культуры, обеспечивая преемственность общественной эволюции. Однако чрезмерное внимание приоритету материальных факторов над духовными негативно повлияло на развитие культуры в целом.

Художественная  культура образуется на стыке материальной и духовной культур /оматериализованная художественным образом духовность/ и представляет собой совокупный способ и продукт художественно-творческой образной деятельности человека.

Художественная  культура включает в себя  искусство как её эпицентр и результаты, а также все процессы, происходящие вокруг него – такие, как создание, хранение, распространение, восприятие, трансляция, тиражирование, анализ, критика и т.д./

Функции культуры. Культура – явление полифункциональное /от лат. poly - много, functio - исполнение, деятельность/. По структурной организации она представляет многоуровневую систему открытого типа.

Функции культуры – это  совокупность ролей, которые выполняет  культура по отношению к сообществу людей. Все функции культуры социальны, т.е. обеспечивают коллективный характер жизнедеятельности людей, определяют и коррелируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связи с социальным окружением.

Многообразные функции  культуры реализуются в реальном культурном процессе синхронно и могут быть выделены и обособлены только в процессе теоретического анализа. Наиболее характерными функциями являются:

1) гносеологическая (познавательная) /расширяет диапазон знаний в сфере общечеловеческих отношений; концентрирует весь социальный опыт; в практической и теоретической деятельности человек познаёт мир и самого себя/. Эта функция реализуется различными путями. Культура обладает собственно развитой научной основой, с помощью которой познаются природа, общество и человек. Поскольку культурологические науки носят разветвленный характер, то создается реальная возможность теоретического освоения действительности в ее широком многообразии. Познание, осуществляемое этими науками, имеет свои особенности по содержанию, формам, набору общих и конкретных методов. В органическом сочетании научной рациональности и чувственных форм постижения собственной души и внешнего мира состоят важные гносеологические особенности и преимущества культуры.

2) аксиологическая (ценностная) /вырабатывает ценностные ориентации, формирует предпочтения и интересы человека и общества в целом в плане добра и зла, допустимого или запретного, истинного или ложного и т.д./ Критериями такой оценки выступают нравственные и эстетические ценности.

3) смыслообразующая /выражает фундаментальную природу культуры, отличая ее от других социальных явлений/, например, науки, в которой абсолютным принципом является рациональность, или религии, где в таком качестве выступает вера. Соответственно — культура формирует свой особый смысловой мир, в то время как наука — рациональный (рассудочный) мир, религия — вероисповедный мир. В культуре смыслы не противоречат рациональности и вере: наука и религия — составные части культуры. В то же время смыслы культуры способны выходить далеко за пределы традиционных истин, вовлекая человека в познание мира и его освоение с помощью как разума, так и чувств. Смыслообразующая функция культуры состоит в том, что люди наделяют свой внутренний и окружающий их внешний природный, социальный и духовный мир общезначимыми смыслами. Последние составляют культуру, сотворенную разумом, чувствами, волей и характером человека. В этом отношении мир как носитель смыслов и есть не что иное, как человеческая культура.

4) информационно-коммуникативная (от лат.  communico – делаю общим, связываю, общаюсь) (иногда – трансляционная) /осуществляет связь между людьми во времени и пространстве с помощью языка (в широком смысле) как системы знаков (науки, искусства, техники и т.д.) Суть – достижение культурно-социальной общности. Язык, по Гердеру, - показатель перехода к культуре, пробудивший человека от природного сна.

Информативная функция культуры способствует передаче знаний и опыта предшествующих поколений. В обществе сохраняется культурная генетическая наследственность человечества, иными словами, историческая память. Она опредмечена в знаковых системах: устных преданиях древности, литературных памятниках, нотах, в «языках» науки и искусства. Информативная функция культуры позволяет людям осуществлять обмен знаниями и навыками. Коммуникативная функция состоит в том, что культура не существует вне общества, она формируется через общение. Это общение может быть прямым, непосредственным (общение людей одной профессии) или косвенным (с помощью произведений литературы и искусства). Подлинная культура призвана развивать личность, способствовать ее росту, духовному совершенствованию.

5) регулятивная (нормативная, формативная) /регулирует отношения между людьми в обществе, обеспечивает следование образцам поведения через установление норм, правил поведения, права, обычаев и т.д./

Регулятивная  функция культуры связана прежде всего с общественным и отраслевым раз делением труда, имеющим культурное значение. Деятельность различных социальных групп регулируется тем, что они осваивают те или иные области культуры, как материальной, так и духовной. Одни занимаются преимущественным образом производством, научной работой, другие — техническим творчеством и сосредоточивают свои усилия в таких областях, как образование, просвещение, искусство, воспитание, религия, информатика, культурный досуг и т.п. Чем более развито общество в социально-экономическом отношении и богаче его «стратификационная» структура, тем конкретнее участие людей в творческом труде, имеющем культурное значение. Помимо этого регулятивная функция культуры проявляется и в том, что независимо от профессиональной деятельности люди нуждаются и в эмоциональной разрядке, смене видов занятий, в снятии напряжения.

Нормативная функция культуры исходит из того, что нормы (лат. norma - руководящее начало, правило, образец) играют в обществе значительную роль. Нормы узакониваются государство либо становятся общепринятыми с точки зрения господствующие морали, традиций. Культура отбирает из них те, которые соответствуют её гуманистическим требованиям и принципам. В таком качестве они становятся нормами культуры в целом и отдельных культурных направлений человеческой деятельности.

6) аккумулирующая (от лат. accumulatio – накопление) /выполняет роль человеческой памяти, отбирая и сохраняя наиболее важные духовно-культурные ценности общечеловеческого характера/; Ю.Лотман справедливо отмечал, что культура – одна из форм человеческой памяти. Она выступает открытой социальной и интеллектуальной памятью человечества.

7) человекотворческая (социализации) /формирует человека культуры, приобщает его к миру культуры через освоение им норм, ценностей, идеалов, знаний./

Функция социализации проявляется в процессе усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте. В процессе и итоге социализации человек приобретает качества, ценности, убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности в обществе, правильного взаимодействия со своим социокультурным окружением.

8) деятельностная (праксиологическая) или преобразовательная /направлена на преобразование природы и общества, а также личностное самосовершенствование/. Деятельностная функция есть эквивалент практической деятельности поведения людей в социальной жизни и межличностном общении. Культура побуждает человека создавать свой мир, мир артефактов, вооружает его навыками, технологиями успешного преобразования природы, общества и самого себя.

9) воспитательная /осуществляется культурой в целом и её важнейшими отраслями/. Всестороннее развитие личности ни теоретически, ни практически невозможно без освоения культурных ценностей и норм. В значительной степени культура выполняет свою воспитательную функцию через систему образования человека. Становление человека посредством усвоения ценностей культуры происходит в форме жизненного процесса, который возвышает человека, обогащает его ум, душу и социальную зрелость. Сама культура — важнейший институт воспитания и регулятор взаимодействия людей.

Другие  функции: эстетическая, символическая, адаптационно-охранительная, компенсаторная и т.д. В целом, функции культуры взаимосвязаны и неразделимы, обеспечивая целостность её развития.

3. Основные  концепции культуры. В нашей отечественной литературе наличествует широкий спектр подходов к культуре. Начиная с 60-х гг. XX в. и до сегодняшнего дня не прекращаются оживленные дебаты вокруг дефиниции культуры, ее логической структуры, сущности и форм проявления. Эти дискуссии, многие капитальные исследования отечественных авторов позволили достигнуть некоторой определенности по кардинальным вопросам. В результате сейчас признана ограниченность широко распространенных в прошлом чисто суммативных определений (культура — как итог, совокупность творений человека).

Информация о работе Культурология как научная дисциплина