Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:13, курс лекций
В системе современного научного знания о предмете и месте культурологии не сложилось единого мнения. В оксфордском словаре указывается, что слово Kylturologie впервые использовал нем. философ и химик В.Оствальд в 1913 г., а английский термин «Cylturology» первым употребил в 1949г. американский антрополог Лесли Алвин Уайт (1900-1975). Именно ему принадлежит идея выделения культурологии в самостоятельную область знания. Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по его мнению, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры.
В 70-е гг. XX в. происходит сближение исследовательских установок культурной и социальной антропологии. В настоящее время можно говорить о существовании единой научной дисциплины — культурной и социальной антропологии. Ее познавательную направленность, по словам Е.А.Орловой, можно определить следующим образом:
— изучение созданных людьми объектов, или, как их принято называть, артефактов (вещей, идей, образов, технологий, нормативных образований, оценочных критериев), их порождений, складывающихся вокруг них отношений и взаимодействий;
— построение теоретических моделей для организации, интерпретации, объяснения фактов, характеризующих активность людей в природном и искусственном окружениях, проявляющуюся в общих (культурно-антпропологические универсалии) и специфичных (культурное многообразие) проявлениях и формах;
— построение теоретических моделей макро — и микродинамики культурных процессов.
В соответствии с такого
рода познавательными задачами, основными
предметными областями
— биологические, психические, социальные механизмы порождения, поддержания, изменения создаваемых людьми объектов и технологий, помогающих им регулировать отношения с природным окружением; способы поддержания и изменения искусственной жизненной среды в синхронном и диахронном планах;
— процессы порождения и динамики знаковых систем;
— способы формирования и поддержания внутрикультурной и межкультурной коммуникации,
— предпосылки, формы и технологии, освоения трансляции культурного опыта;
— функциональные и динамические
механизмы регулирования
— условия воспроизведения
во времени специфичных
В качестве исследовательских объектов социальной и культурной антропологии к настоящему времени сложились следующие:
— культурно-исторические регионы, поселения различных типов;
— специализированные области культуры, исследование которых обусловило формирование таких субдисциплин, как экономическая, политическая, правовая антропология, антропология религии, антропологические направления в изучении искусства, массовой культуры, образования;
— социокультурные слои, (например, антропологический анализ элит в обществе, «культура бедности», группы (субкультурные образования), организации (корпоративные нравы, обычаи, кодексы поведения, ценности, предрассудки, мифология);
— индивиды (культурно-антропологический
анализ образа жизни людей, его изменений
на протяжении жизненного цикла; внешней
обусловленности нарушений
4. Культуролоия и история культуры. Для описания и объяснения исторических особенностей развития культуры большое значение как материал имеют факты и ценности истории культуры. История культуры способствует обеспечению выявления архетипов современной культуры и пониманию её как итога исторического развития. Историческое поле фактов культурологии отличается многообразием, включая прошлое и настоящее.
В той или иной мере историческая культурология также решает философско-теоретические вопросы. Однако главная её задача – дать конкретное знание о той или иной культуре. Её предметом может быть мировая, национальная или региональная культура, или же какая-либо эпоха, например – эпоха Возрождения. Она не столько объясняет, сколько констатирует факты, описывает события и достижения культуры, выделяя в ней самые выдающиеся памятники или имена авторов и творцов.
Культурология тесно взаимосвязана и с психологией культуры, в которой в последнее время просматривается тенденция выделения в самостоятельную научную дисциплину. Её предмет составляют индивидуальные особенности отношения к культуре, своеобразие духовного поведения человека в рамках культурного поля. На основе социально-психологических исследований она выделяет культурно-исторические типы личности, характерные для данного общества.
До недавнего времени
большое влияние имела филологи
В последние годы широкое распространение получили структурно-семиотические концепции культуры, опирающиеся на новейшие лингвистические и некоторые другие методы.
Термины и понятия
археология философия культуры
этнография социология культуры
культурная антропология история культуры
социальная антропология психология культуры
II. 1. 3. Культурная антропология /культурно-антропологический аспект культуры/
План
1. Антропология (букв.наука о человеке) – комплекс, система наук о человеке (обществе и культуре). В узком значении – исключительно учение о человеке. В советской и марксистской литературе антропология трактовалась как биологическая наука о происхождении, эволюции и физической организации человека и его расс (физическая антропология). В шир. смысле - является наукой не только о человеке, но и о культуре, обществе, охватывая и гуманитарные, и соц. науки. Эта трактовка характерна для западной традиции. К настоящему времени единой типологии дисциплин и направлений антропологии не сложилось. Она включает в себя: философскую антропологию, социальную, историческую, психологическую, теологическую, этнологию, политическую, экономическую, экологическую, прикладкую, и др. Одна из разновидностей – культурная антропология. В США в антропологии выделяют 4 дисциплины: физическую, археологическую, культурную и лингвистическую. В Британии – только 3: физическая, социальная и археология. В России однозначного понимания входящих в антропологию дисциплин не сложилось.
Предмет и статус культурной антропологии (культурантропологии). Это наука или научное направление предметом которого выступает человек как субъект, носитель культуры; наука о развитии человеческой культуры, представленной в форме культур различных народов, основанная на сравнительных (т.н. «компаративистских», кросс-культурных методах исследования), используя данные археологии, этнологии, этнографии, фольклора, лингвистики, социологии, психологии и др. Изучает уникальную способность изучать культуру через общение, коммуникацию, рассматривая огромное многообразие культур, их взаимодействие, конфликты и т.д. Исследование коммуникационного аспекта сближает культурантропологию с межкультурной коммуникацией, хотя уровень соотношений этих наук до конца не определён. Наибольшее развитие «к.а.» получила в США и Великобритании. Её возникновению предшествовали процессы, изменившие отношение европейцев к остальному миру, в частности, когда происходила колонизация африканского, австралийского континентов, проникновение в районы Азии, Южной Америки, освоение островов Индийского и Тихого океанов. Перед Европой открылся необозримый многообразный мир культуры, казалась, что она увидела своё прошлое. Ломались старые научные представления о том, что европейская культура (цивилизация) – единственно возможное выражение человеческой природы. Учёные убеждались в том, что многообразному социально-практическому опыту человека соответствует многообразный культурный мир, распадающийся на мн-во культур, каждая из которых имеет свои ценности, обычаи, традиции, обряды, религиозные культы, быт, фольклор, социальные структуры, семейные организации и т.д. В ходе бесчисленных экспедиций открывалось множество новых фактов. Поэтому «к.а.» опирается на эмпирические данные (т.е., основанные на опыте), собранные, обработанные в результате полевых исследований (метод участвующего наблюдения). Исследователи полевой антропологии дали толчок к осмыслению ситуации сосуществования, диалога культур, на фоне которой европейский тип развития культуры предстал лишь как один из возможных вариантов исторического прогресса культуры.
2. История культурантропологии. В формировании «к.а.» выделяется несколько этапов: этнографический (перв. пол. 19 в.); эволюционистский (60-е гг.19.в.); исторический (90-е гг. 19 в. – 20-е гг. 20в.); структурно-функционалистский (30-50-е гг. 20 в.); неоэволюционистский 60-70-е гг. 20 в.); постструктуралистский (80-е гг.20 в. – по наст. время). Культурантропологический подход обстоятельно разработан в трудах таких зарубежных учёных, как Э.Тайлор, Л.Морган, А.Ланг, Дж. Фрейзер, В.Вундт, Г.Спенсер, Л.Уайт, К.Леви-Стросс, Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер; в России: А.И.Кирпичников, А.Н.Веселовский, Б.К.Малиновский и др.
Одним из родоначальников «к.а.» считается американский этнограф Франц Боас (1858-1942) /немец, имигировавший в США в 80-е гг. 19 в./, заложил фундамент антропологии, был физиком, мат-м, лингвистом; занимался изучением дописьменных культур, изучал культуру индейцев сев.-зап. побережья США. Утверждал, что изучение культуры связано с описанием культурных феноменов (представитель описательного подхода к изучению культурных явлений). На эмпирических фактах убедился в том, что каждый народ имеет свою неповторимую историю и культуру. Научн. иссл-е культуры возможно только на базе ценностей того народа, которому они принадлежат (добрый поступок в системе ценностей китайцев означает совсем те то, что в шкале ценностей индейцев или эскимосов). Чужую культуру следует оценивать исходя из неё самой (такой принцип получил название - культ. релятивизм (т.е. относительность, самобытность, множественность ценностных систем культур, отрицая единство всемирной истории и человечества, теорию однолинейного эволюционизма и европоцентризма). Боас разработал теорию культ. детерминизма (с лат. – определять), согласно которой культура - это относительно автономное образование, определяющую роль в котором несёт совокупность духовных ценностей общества. Создал мн-во работ ( на рус. Язык перев.: Ум первобытного человека.М-Л., 1926).
Центральное значение в «к.а.» занимают идеи эволюционизма, получившие широкое распространение в 60-е гг 19 века. Термин эволюция ( от лат. – развитие, развертывание), плавное, последовательное изменение, ведущее к усложнению уровня организации в различных системах. Для понимания истории культуры идеи оказались очень привлекательными, ибо давали объяснение тому, что все культуры эволюционируют, развиваются, и народы могут находиться на разных стадиях этого процесса. При всей самобытности, культуры разных народов состоят из общих элементов, обладая сходством материальной и духовной культур, в т.ч. фольклора, искусства, психики, мышления и т.д., находясь на определённых ступенях исторического развития. Представители антропологической школы пришли к выводу, что все народы проходят общие ступени развития культуры и последующие её периоды сохраняют в себе пережитки предшествующих. Наиболее известные сторонники эволюционизма в Англии: Г.Спенсор (1820 1903), автор книг «Основы социологии», «Система синтетической философии», Джон Мак-Леннан (1827-1881), известный трудами «Первобытный брак», «О почитании животных и растений»; Джон Лебок (1834-1913), изложивший свои взгляды в работах «Доисторические времена, или Первобытная эпоха человечества» и «Начало цивилизации»; шотландский учёный Джеймс Фрезер (1854-1941) – автор книг по истории религии: «Фольклор в Ветхом Завете», «Золотая ветвь», «Мифы о происхождении огня». Близок по своим взглядам к концепции эволюционистов американский учёный Льюис Морган (1818-1881) / «Древнее общество», «Дома и домашняя жизнь американских туземцев»/ (Известно, что работу Моргана «Древнее общество» получил К.Маркс от своего русского друга М.Ковалевского и изучал её целый год, оставив конспекты. Очевидно, у него возник замысел написания самостоятельного исследования по истории общества, но это намерение не было выполнено. Ф.Энгельс, после смерти Маркса, осуществил замысел в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства»/. Идеи эволюционизма в России разделяли М.Ковалевский, Н.иклухо-Маклай, Л.Штернберг и др.
3. Идеи эволюционизма Э.Тайлора. Однако, всемирно признанным классиком эволюционизма считается англ. этнограф Эдвард Тайлор (Эдуард Барнетт Тэйлор) (1832-1917). Это был талантливый учёный, обладавший поразительно богатой эрудицией, неутомимый путешественник с огромной энергетической силой таланта. Он род. в семье промышленника и должен был продолжать семейные традиции, но случай изменил его судьбу. Однажды, во время путешествия на Кубу, он познакомился с любителем археологии и культуры, меценатом и банкиром Г.Кристи, который сумел приобщить его к миру археологии и этнографии. Увлечение оказалось столь сильным, что через 2 года, в возрасте 25 лет, вернувшись в Англию, Эдвард усиленно занялся самообразованием, изучая языки, историю, этнографию. Первая его работа вышла через четыре года, в 1861 году и была итогом экспедиции по Мексике. Среди работ Тайлора следует назвать «Исследования в области древней истории человечества», «Антропология (Введение к изучению человека и цивилизации)» /последняя/, он автор более 250 статей. Однако всемирную известность ему принёс фундаментальный труд «Первобытная культура» /1871 г./ Третье, наиболее полное издание вышло в России только в 1989 году, хотя и в нём отсутствуют две главы. Книга написана великолепным доступным литературным языком, интересно, увлекательно; насыщена этнографическим материалом. Объяснение происхождения мифологии, тайноведения, астрологии, переселения душ, почитания животных и растений, жертвоприношений, фетишизма, идолопоклонства, вампиров, колдовства, привидений, получивших неожиданную для мира популярность в конце 20 века, - всё это делает её необычайно современной. Успех был настолько значительным, что Тайлор был избран членом Британской академии наук – Королевского общества, затем получил дворянство (учитывая его происхождение, это было высокой наградой); создал кафедру антропологии в Оксфордском университете, стал первым её профессором, избирался президентом Антропологического института Великобритании и Ирландии, был создателем и хранителем Этнографического музея, собирателем богатых коллекций народов мира.
Основные идеи Тайлора, обосновывающие науку о культуре в работе «Первобытная культура» (состоит из 15 глав, посвящённых развитию различных форм материальной и духовной культуры).
1). Дал определение культуры (синоним цивилизации), которая слагается из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и др. способностей и привычек, усвоенных человеком, как членом общества. Называл культурой полный перечень явлений, составляющих жизнь того, или иного народа. Рассматривал культуру как сознательно созданное рациональное устройство для улучшения жизни людей в обществе (для этого были изобретены моральные нормы, парламентская форма правления, капитализм, совр. одежда и т.д.). «Культура – это общее усовершенствование человеческого рода путём высшей организации отдельного человека и целого общества с целью одновременного содействия развитию нравственности, силы и счастья человека»/Тайлор Э. Первобытная культура.М.,1989.С.36./.