Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:13, курс лекций
В системе современного научного знания о предмете и месте культурологии не сложилось единого мнения. В оксфордском словаре указывается, что слово Kylturologie впервые использовал нем. философ и химик В.Оствальд в 1913 г., а английский термин «Cylturology» первым употребил в 1949г. американский антрополог Лесли Алвин Уайт (1900-1975). Именно ему принадлежит идея выделения культурологии в самостоятельную область знания. Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по его мнению, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры.
2). Все культуры соединены в единый непрерывно развивающийся процесс эволюции, где один слой накладывается на другой. История культуры характеризуется неравномерностью развития, возможностью упадка, регресса, кризиса. Катастрофы, катаклизмы, революции губительны для культуры, которая страдает от подобных вторжений. Разрушительные действия способны уничтожить цивилизации отдельных стран, но не в силах истребить культуру всего мира. Пользуясь предложенным шотландским учёным А.Фергюссоном делением истории человечества на эпохи дикости, варварства и цивилизации, Тайлор убедительно раскрывает процесс перехода от одной стадии к другой.
3). При всём разнообразии культур, их объединяет сходство природы человека и обстоятельств его жизни. Уподоблял явления культуры растениям и животным, делил их на роды, виды и подвиды. Подобно растениям или животным, обычаи («пережитки») и др. культурные явления могут мигрировать из одного географического района в другой, из одной эпохи в другую. Поэтому у разных народов, живущих в разные исторические эпохи, отмечаются сходные культ. черты.
4).Даёт основательную оценку значимости обычаев, традиций в культуре, называя их «пережитками» - «рудниками исторического знания» носителями и передатчиками глубокого смысла исторического прошлого (анализирует стар. поговорки, пословицы, загадки, жертвоприношения, тайноведения, различные формы гаданий, хиромантия и т.д.)
5). Рассматривает мифологию – как памятник истории культуры и неотъемлемую её часть. Начиная от природных мифов древности до мифологических систем – грандиозно-художественных в Греции, неуклюжих и чудовищных в Мексике, хвастливо-преувеличенных в буддистской Азии, - обнаруживает общие законы сходства механизмов познания человеком мира. «Миф – есть история его авторов, а не действующих в нём лиц. Он есть воспоминание о жизни не сверхъестественных героев, а создавших его своим поэтическим воображением народов», заключает Тайлор (С.204.). Мифу предшествует анимизм, широко распространённый у всех народов, как вера в духовные существа, составляющая «минимум религии». (Теория анимизма Тайлора даёт возможность объяснить такие тайные явления, как демонизм, фетишизм, идолопоклонство, веру в вампиров – духов мрака и т.д.).
6). Заключая своё исследование,
Тайлор обобщает, что история
человечества и изучение
Отношение к эволюционизму в последствии было разным – от восторженности и всеобщего увлечения до неприятия и критики. Однако следует подчеркнуть, что он внёс большой вклад в теоретические обоснования культурологии как науки, многие идеи приобрели современное звучание.
4. Другие направления в культурантропологии и их представители. Основоположник и представитель неоэволюционизма амер. антрополог Л.Уайт /1900-75/ («Эволюция культуры», «Наука о культуре» и др.) Защищал непопулярную в сер. 20 века эволюционную теорию. Исследовал осн. направления в развитии мировой культуры с эпохи охотников до падения Рима. Утверждал, что культура развивается благодаря усовершенствованию орудий труда и источников энергии, является саморегулирующейся системой с подсистемами; ввёл в науку о культуре методы исследования естественных наук (2 закон термодинамики, моделирование). Представители: Д.Абарле, Р.Адаме, Р.Андерсон,М.Харрис, О.Меггерс и др.
Диффузионизм культурный (от лат. распространение, просачивание) – направление, объясняющее взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Возник во вт.пл. 19 века В Германии и Австрии. Основатель – немецкий исследователь Ф.Ратцель, выделил 2 способа перемещения элементов культур: 1) полный и быстрый перенос не отдельных вещей, а всего культурного комплекса; 2) перемещение отдельных этнографических предметов от одного народа к другому. Представители: Ф.Ратцель, Л.Фробениус, Ф.Гребнер, В.Шмидт, В.Копперс, Р.Диксон, У.Перри и др. По мнению представителей диффузионизма, культурные явления распространяются через контакты между народами: торговлю, переселение, завоевания; главное содержание исторического процесса – диффузия, контакт, столкновение, заимствования, перенос культур. Примером может быть проникновение во вт. пол 20 века амер. культуры в Евразийский континент, породившее особый феномен «вестернизацию».
Структурный функционализм (Б.Малиновский, А.Радклифф-Браун) создали основы функционального истолкования сущности культуры. Один из основателей англ. функциональной школы в британской антропологии Бронислав Каспер Малиновский (англ. этнограф и социолог польского происхождения). Несколько лет прожил среди туземцев Новой Гвинеи. В основе его теории, изложенной в кн. «Научная теория культуры» /1944г./ лежит система человеческих потребностей. Культура выступает как инструмент удовлетворения первичных, базовых потребностей и одновременно как совокупность артефактов, организованных традицией. Следуя принципам функционализма, считал, что в культуре нет ничего лишнего, в ней всё функционально связано друг с другом. Всякое культурное явление благотворно, потому, что наделено функцией. Надо только обнаружить её. У каждой социальной группы свои инновации, т.е. реакции на изменяющуюся реальность. Малиновский предлагал взглянуть на проблему изнутри, понять внутренние мотивы поведения представителей местной культуры (его метод получил название «включенное наблюдение»). Огромное значение придавал статистическому анализу этнографических данных, который проводил на основе составления карт и таблицы, генеалогии и данных переписей. Основной заслугой Радклиффа Брауна (англ. этнограф и социолог /1881-1955/) было применение системного подхода к изучению примитивных обществ и коренной поворот к сравнительному изучению культур. К.Леви-Стросс основал структурную антропологию, где культура рассматривается как система устойчивых структур в различных знаковых средствах и ментальных характеристиках коллективной жизни. Л.Фробениус развил идеи о культурных центрах, которые распространяют культурное влияние.
Литература:
1.Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 19942.
2.Культурная антропология/Культурология: Учебник/Под ред. Ю.Н.Солонина, М.С.Кагана. – М.: Юрай Издат, 2005. - С.54-57. 3.Э.Тайлор и идеи эволюционизма/Иконникова С.Н. История культурологических теорий.- СПб.: Питер,2005. – С.110-127.
культурный релятивизм миф
культурный детерминизм анимизм
культурный
диффузионизм
структурный функционализм структурная антропология
II. 2. Основные понятия и категории культурологии
II. 2. 1. Теоретико-понятийное определение культуры: этимология, морфология, функции
ПЛАН 1. Этимология и полисемантичность понятия «культура»
2. Морфология и функции культуры
3. Основные концепции культуры
1. Культура - центральное теоретическое понятие и предмет культурологии. Его отличительной особенностью является чрезвычайная многозначность интерпретаций и трактовок, т.е. полисемантичность /от лат. poli - много, греч.-semanticos - обозначающий/. Пожалуй, самой дискуссионной проблемой культурологии является определение самого понятия "культура". В современной теории культуры насчитывается огромное количество таких определений, акцентирующих различные характеристики и нюансы. Ещё в 1952г. американские учёные А.Кребер и К.Клакхон собрали 257 дефиниций культуры, а по мнению Л.Кертмана /"История культуры стран Европы и Америки"/, их количество в 1987г. удвоилось.
Культура - слово древнелат. происхождения/cultura/, в переводе имеет несколько рядов значений:
Для выявления причин такого многообразия значений следует совершить исторический экскурс и пройти путь теоретического осмысления этого понятия.
Понятие "культура" родилось в Античности как оппозиция понятию "натура" - природа. Первоначально оно имело довольно узкий смысл и обозначало: "обработанное", "возделанное", "искусственное", в противоположность "естественному", "первозданному" (обработка земли, возделывание искусственных злак в отличие от дикорастущих растений). В Древнем Риме слово "культура" ещё не употреблялось самостоятельно, его использовали в связках с другими: «agricultura» - возделывание земли; «cultura literaturum» - совершенствование письменности; cultura juris - выработка правил и законов поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и др. Со временем оно стало вбирать в себя более широкий круг явлений предметов, общим свойством которых был их сверхприродный характер.
Впервые понятие, близкое к культуре, появилось в трактате о земледелии римского государственного деятеля и писателя Марка Порция Катана (234—149 до н.э.), где встречается слово (в переводе с латинского) «агрикультура». Речь шла не только об обработке земли, но, главным образом, об уходе за участком. Возделывание почвы, как утверждал автор, вообще невозможно без: особого душевного настроя. Без предельного интереса к участку не будет и культуры, иначе говоря, должного возделывания.
В трудах римского учёного и оратора Цицерона (234-149 до н.э.) встречается расширительное толкование культуры как «обработка, совершенствование души», умственная деятельность. Он впервые использует слово "культура" в сочетании со словом "душа". В его известном сочинении "Тускуланские беседы" мы читаем: "...как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеять, так сказать только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай". Т.о. и сам человек попадает в сферу культуры, приобретая смысл "воспитания", "образования" /улучшать можно не только землю, но и духовный мир человека/. В Средние века "культура" начинает пониматься как духовное самосовершенствование и избавление от греховности. В эпоху Возрождения понятие "культура" стало служить для качественной оценки личностных творческих сил. В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста Самюэля Пуфендорфа (1632-1694): он употреблял его применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному для обозначения результатов деятельности человека, противопоставляя природному и естественному состоянию человека.
В 18 веке /"Просвещение"/ и позже "культура" становится предметом специального научно-теоретического и исторического изучения, а также формой духовного самовыражения человека и общества (Вико, Руссо, Гердер, Кант, Гегель и др.). В это время перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturale — природа. Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина «культура» выражали идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием. Термин «культура» приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры.
Но с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.). Отмахнуться от этих явлений невозможно. Поэтому в дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано человеком и характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе.
В России исследование «культуры» началось в 30-40 гг. 19 века, а первая целостная философско-культурологическая концепция была сформулирована Н.Я.Данилевским, который в книге «Россия и Запад» обосновал принцип различия исторических типов культуры в мировом масштабе. Изучение «культуры» - процесс, не завершённый по настоящее время. Это объясняется сложностью, разнородностью этого понятия, что порождает разные подходы к её изучению. Современные представления о «культуре» складываются в совокупности нескольких характеристик:
— культура – явление внеприродное, созданное человеком в процессе преобразования природы;
Не смотря на то, что единого универсального определения понятия «культура» нет, наиболее полно и адекватно сущность этого явления, на наш взгляд, выражает интегративная концепция, основанная на применении к анализу культуры системного подхода /М.С.Каган/. Суть его в том, что сущность культуры выявляется в результате её рассмотрения в целостной системе бытия, одной из форм которого является культура. Бытие – исходное философское понятие, которое определяет целостность объективной реальности. Исходной формой бытия выступает природа. На определённой ступени развития природы рождается новая, отличная от природы благодаря принципам деятельности человека, форма существования – человеческое общество. Третьей формой бытия оказывается сам человек, синтезирующий в своём существовании природные и общественные закономерности. Четвёртой формой бытия и является культура; человек же оказывается соответственно трёхсторонним – био-социо-культурным существом. Т.о. культура предстаёт перед нами как деятельностный и исторически развивающийся процесс единства природы, общества и самого человека.