Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:13, курс лекций
В системе современного научного знания о предмете и месте культурологии не сложилось единого мнения. В оксфордском словаре указывается, что слово Kylturologie впервые использовал нем. философ и химик В.Оствальд в 1913 г., а английский термин «Cylturology» первым употребил в 1949г. американский антрополог Лесли Алвин Уайт (1900-1975). Именно ему принадлежит идея выделения культурологии в самостоятельную область знания. Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по его мнению, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры.
2) Кроме использования указанных общих методов, в зависимости от конкретной трактовки культуры могут дополнительно применяться и особенные методы /частнонаучные/. Так – культурантропологический метод позволяет рассматривать культуру как совокупность конкретных ценностей, форм, социальных связей, опредмеченных форм культурной деятельности, механизма передачи культурных навыков от человека к человеку и т.д. Трактовка культуры как формы общения людей посредством прежде всего языка делает востребованным – семиотический метод /знаковых систем/. На базе концепции понимания была разработана методология постижения культурно-исторических процессов – герменевтика (от греч. hermeneutics – разъясняю, истолковываю) как учение о способах истолкования текстов, первоначальный смысл которых неясен в силу их древности или многозначности. Среди частнонаучные методов применяются статистический, моделирование с применением математического анализа, эстетический, изучение текстов методом контент – анализа и др.
3) В процессе
Методы культурологического
исследования имеют универсальный
характер и могут использоваться
в различных направлениях анализа:
формационном, цивилизационном, концептуально-
Термины и понятия
культурология
объект культурологии
предмет культурологического знания культурософия
цель и задачи
культурологии социокультуро
фундаментальная культурология прикладная культурология
метод полевая этнография
герменевтика традиционный метод
II. 1. 2. Научный статус культурологии и её междисциплинарные связи
ПЛАН 1. Культурология и философия культуры
2. Культурологии и социология культуры
3. Культурология и культурная антропология
4. Культурология и история культуры
1. Раскрытие особенностей культурологии как науки требует её рассмотрения во взаимоотношении со смежными науками: историей культуры, философией культуры, социологией культуры, культурной и социальной антропологией. Культурология в той форме, как она возникла и развивается в российском обществознании, сформировалась на стыке ряда таких гуманитарных наук, как: археология, этнография, этнопсихология, философия, социология и др. Каждая из этих наук не ставила перед собой задачу исследования культуры в целом, а лишь изучение некоторых отдельных её аспектов.
Исследование культуры привлекает внимание ряда исторических наук, прежде всего этнологии и этнографии. Так, археология рассматривает культуру как совокупность продуктов человеческой деятельности, в которых «овеществлены» следы духовного мира и поведения человека («материальную культуру»). В этнографии под культурой понимается специфический для определённого этноса комплекс обычаев, обрядов, верований, особенность труда и быта людей, и представители этой отрасли исторического знания исследуют эти аспекты культуры, полученные в ходе изучения истории культуры, дают материал для описания конкретных исторических особенностей развития культуры. Однако культурология не просто фиксирует эти особенности, она использует их для выявления архетипов современной культуры понимания её как итога исторического развития. Культурология систематизирует исторические факты, выявляет общие закономерности социокультурного процесса.
1. Культурология и философия культуры. Одну из наиболее тесных связей культурология имеет с философией культуры. Её можно определить как общую теорию культуры. Философская культурология ставит перед собой задачу осознания, осмысления и объяснения культуры через её наиболее общие и существенные черты. Она даёт определение и понимание сущности культуры, её отличия от природы, соотношения с цивилизацией и другими явлениями. В её предмет входит рассмотрение структуры, функции и роли культуры в жизни человека и общества. Она выявляет ведущие тенденции в эволюции культуры, стремится раскрыть причины её взлётов и падений, расцвета и кризиса и т.д.
Исследование культуры имеет глубокие философские традиции. Отделение культурологии от философии культуры не означает исчезновения философии культуры. Философия культуры как составная часть философии осталась и продолжает исследование культуры в философском аспекте, т.е. в рамках своего объекта, предмета и методологии. Своеобразие подхода философии культуры в изучении культуры состоит в том, что, философия, как известно, является теоретической основой мировоззрения. И исследования философией культуры носят мировоззренческий характер и проявляются через своеобразие той или иной философской школы, течения, направления.
Немецким романтиком
А.Мюллером в начале ХХ века был введён
термин «культурфилософия» как самосознание
проводимых романтиками исследований
в области философии и
2. Культурологии и социология культуры. Тесная связь существует также культурологии с социологией культуры. Социология культуры — это одна из отраслей социологического знания, изучающая социальные закономерности развития культуры, формы проявления этих закономерностей в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, культурных норм, ценностей, образцов поведения, регулирующих отношения в обществе, между обществом и природой.
Социологическая культурология исследует реальное функционирование либо культуры в целом, либо имеющихся в ней субкультур – массовой и элитарной, городской и сельской, женской и молодёжной. Её интересуют происходящие сдвиги и изменения в культуре, их динамика, реакция на них тех или иных слоёв общества. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных иерархических уровнях общества в целом, конкретных сообществ, социальных групп, личностей.
Понятие «социология культуры» впервые было введено в научный оборот М Адлером. Под предметом социологии культуры он понимал изучение социальных факторов становления и функционирования культурных ценностей и норм, их воздействия на общество и социальное поведение. Однако интерпретация М. Адлером социологии культуры подверглась критике со стороны ученых, исследующих культуру. По мнению видного культуролога Л. Уайта, концепция М Адлера не создает возможности отделить культурное от социального. Социология, по Уайту, рассматривает культуру лишь как аспект социального взаимодействия, в то время как общество есть функция культуры. Поэтому социология не может сделать культуру предметом социального исследования как особого класса явлений. Необходимо создание особой дисциплины, изучающей культуру, — культурологии.
Л. Уайт и другие культурологи поставили вопрос о разграничении сфер познания социологии культуры и культурологии. Социология культуры как составная часть социологии связана с изучением форм человеческой социальности. Здесь люди рассматриваются как работающие, производящие, потребляющие существа, вписанные в систему общественного разделения труда. Соответственно и строится концепция общества, представленная через структуру действия и взаимодействий и форму расслоения социокультурных групп. Центральной категорией социологии является общество (социальная система), обозначающая формы связей между совместно живущими и действующими людьми. Культурология же, как задумали ее отцы-основатели Л. Уайт, А. Кребер и другие, является наукой о содержании совместной жизни и деятельности людей: сходных и специфичных для разных человеческих сообществ способов адаптации к природному окружению, друг к другу, технологии жизнеобеспечения и взаимодействия, символические системы и оценочные критерии. Различие между социологией и культурологией, по мнению Л Уайта, состоит в следующем: социология — это наука о взаимодействии человеческих индивидов и обществ, формируемых этим взаимодействием. Культурология же изучает взаимодействие не человеческих индивидов, а элементов культуры (обычаев, институтов, кодов, технологий, идеологий и др.)
Таким образом, культурология, по мнению Л. Уайта, имеет собственный предмет исследования — содержание общественной жизни. Социологи рассматривают культурные системы в качестве производных от социальных систем. В культурологии социальная система рассматривается лишь как часть более широкой целостности — культуры.
3. Культурология и культурная антропология. В наибольшей степени проблематика культурологии перекликается с культурной и социальной антропологией. В западных странах широкое распространение получила этническая, или этнологическая культурология, именуемая также культурной антропологией. Она изучает традиции и обычаи, обряды и ритуалы, мифы и верования, а также весь уклад жизни традиционных, докапиталистических обществ и так называемых «архаических» народов.
В интерпретации западной науки культурология и есть культурная и социальная антропология. Культурная антропология в западном обществознании составляет часть антропологии — науки о происхождении, поведении, физическом и культурном развитии человеческого рода. Она включает в себя ряд антропологии: физическую, психологическую, культурную, социальную, философскую, а также этнографию и этиологию. Культурная антропология, в отличие от других антропологических дисциплин, рассматривается как наука о генезисе, развитии и трансляции человеческой культуры.
Исторически культурная антропология выросла из этнографии (науки об описании народов) и этиологии (науки об этносах, народах). Основы культурной антропологии были заложены Э.Б. Тейлором, Ф. Боасом и другими этнографами, проведшими значительные исследования по изучению культуры народов, находящихся на самой низкой стадии развития («первобытное общество»). На основании крайне ограниченной и разрозненной информации о ранних периодах существования человека как вида этнографы строили объяснительные модели о путях и закономерностях развития человеческой культуры. Концепции «первобытного общества» были для них удобным инструментом для сравнивания вариаций однородных явлений культуры, обнаруживаемых в достаточно простых сообществах, для оценки ранних стадий формирования личности или межличностных отношений, для объяснения причин сходств и различий, тенденций устойчивости и стабильности в развитии культур различных народов, субкультур и т. д.
Позднее пришло осознание, что более эвристичным для познания культуры является рассмотрение человека внутри современных хозяйственных, институциональных, межличностных связей, и в этом контексте прослеживать его представления о своих потребностях и проблемах, которые побуждают его поддерживать, нарушать и создавать элементы собственной социокультурной действительности.
Другой ветвью антропологии, тесно связанной с современной культурологией, является социальная антропология. В социальной антропологии были также предприняты попытки сравнительного анализа различных элементов культуры. Однако в отличие от компаративистских (сравнительных) установок культурной антропологии, социальная антропология развивалась в рамках методологии функционализма. Основной акцент ее представители делали на исследовании роли и значения (функции) социальных институтов в существовании культуры как целого, анализа социальных связей, социального контроля и т. д.
Основополагающие идеи социальной антропологии были сформулированы в трудах американских ученых А.Р.Рэдклиф-Брауна, Б.Малиновского. Современную форму социальная антропология приобрела в работах американского ученого А.П.Кребера.