Культурология как научная дисциплина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 15:13, курс лекций

Описание работы

В системе современного научного знания о предмете и месте культурологии не сложилось единого мнения. В оксфордском словаре указывается, что слово Kylturologie впервые использовал нем. философ и химик В.Оствальд в 1913 г., а английский термин «Cylturology» первым употребил в 1949г. американский антрополог Лесли Алвин Уайт (1900-1975). Именно ему принадлежит идея выделения культурологии в самостоятельную область знания. Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по его мнению, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры.

Работа содержит 1 файл

Культурология как научная дисциплина план основные этапы становл.doc

— 1.14 Мб (Скачать)

II. МАТЕРИАЛЫ К ЛЕКЦИОННОМУ КУРСУ «КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

 

II. 1. Культурология в системе гуманитарного знания

 

II. 1. 1. Культурология как научная дисциплина

ПЛАН   1. Основные этапы становления  культурологии

2. Понимание  объекта, предмета, структуры современного культурологического знания

3. Методы  культурологического исследования

 

1. Культурология – относительно молодая область науки, формирующаяся на стыке философского, социально-научного и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостном феномене. Культурология /от лат. cultura – возделывание, обрабатывание...; logos - наука, учение, теория/ – это гуманитарная наука /прежде всего философская/ о сущности, закономерностях существования, развития и способах постижения культуры.

В системе современного научного знания о предмете и месте культурологии не сложилось единого мнения. В оксфордском словаре указывается, что слово Kylturologie впервые использовал нем. философ и химик В.Оствальд в 1913 г., а английский термин «Cylturology» первым употребил в 1949г. американский антрополог Лесли Алвин Уайт (1900-1975). Именно ему принадлежит идея выделения культурологии в самостоятельную область знания. Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по его мнению, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. Он утверждал, что культурология является более высокой ступенью постижения человека, нежели другие общественные науки. Создав теорию культуры, в своих работах «Наука о культуре» /1949/, «Эволюция культуры»/1959/, «Понятие культуры»/1973/, он рассматривал «культурологию» как принципиально новый способ изучения культурных явлений, раскрытия общих закономерностей культурно-исторического процесса и специфики человеческой культуры. Однако, западной научной общественностью этот термин принят не был, и сегодня там нет такой дисциплины с оформленной, структурированной системой знаний и чётко выраженными дисциплинарными границами. Культура как феномен рассматривается и исследуется западными специалистами в рамках таких дисциплин, как социальная и культурная антропология, опирающихся на эмпирический материал, а также социология, структурная лингвистика, семиотика, психология и др.

Факторы, определившие возникновение культурологии. Культурология как философско-мировоззренческая наука возникла в результате общественного сознания, по крайней мере, трёх факторов, ставших очевидными в конце ХIХ – начале ХХ веков:

  • во-первых, это осознание большого разнообразия культур, определяемого их своеобразием;
  • во-вторых, обусловленностью многочисленных кризисных явлений в культуре ХХ века;
  • и в третьих, - проявлением того факта, что историческое и культурное развитие – далеко не одно и тоже.

Под влиянием неумеренного технократизма, рационализма конца  ХIХ – начала ХХ веков, вызванного НТП, формирование культурологии стало своеобразной реакцией гуманитариев в стремлении ликвидировать конфликт между двумя культурами – технической и гуманитарной (Ч.Сноу).

Становление культурологии. Как любая другая наука, культурология имеет свою историю. В её становлении можно выделить 3 основных этапа:

– донаучный /латентный/ (содержит ранние стихийные представления о культуре). Определим его окончание возникновением науки Нового времени (17-18 вв.);

– научно-исторический (до сер 19 века). На этом этапе ещё нет чёткого разграничения между развитием истории и культуры. Для него характерно стремление понять культуру как целостное явление, построить единую картину культурного развития людей, найти общее основание истории.

– на научно-философском (с сер. 19 века – по настоящее время) этапе исторический подход к культуре сохраняется и углубляется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием.

Хотя культура стала предметом осмысления с  момента возникновения философии, оформление культурологии как специфической сферы знания относится к Новому времени и связана с философскими концепциями таких зарубежных учёных, как Дж.Вико, И.Гердера, Г.В.Ф.Гегеля. Основополагающее влияние на становление и развитие культурологии оказали В.Дильтей, Г.Риккерт, Э.Кассирер и О.Шпенглер, с которыми связан взлёт широкого общественного интереса к культурологии. Идеи и концепции культурологии ХХ века неразрывно связаны также с именами З.Фрейда, К.Г.Юнга, Э.Фромма, А.Тойнби, Л.А.Уайта, М.Хайдеггера, Х.Ортега-и Гассета, К.Леви-Строса и др.

В России интерес  к проблемам культуры активизируется, начиная с 19 века. Отечественная культурология отличается следующими особенностями:

– во-первых, у  истоков новой науки первыми  были русские философы и вся классическая русская литература, поэтому она развивалась преимущественно в недрах философии и художественной литературы;

– во-вторых, понимание  сущности культуры в России теснейшим  образом было связано с религиозным  видением мира;

– в-третьих, культурологическая мысль часто носила патриотический характер и нередко переплеталась с политикой;

– в-четвёртых, на неё оказывали огромное влияние  происходившие в стране резкие социальные сдвиги и революционные катаклизмы.

Все повороты национальной судьбы России самым непосредственным образом отразились на состоянии культуры и выдвигали людей, стремившихся ответить на вопросы о неповторимости русской духовной истории и культуры. Так, автором первой стройной историко-культурологической концепции в России общепринято считать русского учёного, естествоиспытателя, представителя «славянофильства» - Н.Я.Данилевского. В своей работе «Россия и Европа» (1868г.) Н.Я.Данилевский, посути, впервые осуществил пересмотр места культуры России в западноевропейской цивилизации и мировой культуре в целом. Из славной и многочисленной плеяды русских мыслителей, ставивших перед собой подобные задачи, но недостаточно оцененных, а порой и вычеркнутых советской цензурой из духовного обихода, следует назвать П.Я.Чаадаева, П.А.Сорокина, В.С.Соловьёва, Н.АБердяева, С.Н.Булгакова, П.А.Флоренского, Л.И.Шестова, Г.Г.Шпета, А.Ф.Лосева. Среди видных учёных, прославивших отечественную науку во второй половине ХХ века, необходимо отметить Л.Н.Гумилёва, М.М.Бахтина, Д.С.Лихачёва, Ю.М.Лотмана, С.С.Аверинцивпа и др. Из современных российских учёных, кто в настоящее время активно разрабатывает проблемы культурологии, внедряет идеи гуманизма, просветительства, творчества, следует назвать А.И.Арнольдова, П.С.Гуревича, Б.С.Ерасова, М.С.Кагана, Т.Ф.Кузнецову, С.П.Мамонтова, А.И.Кравченко и многих др.

Современная отечественная  культурология, складывавшаяся в период 60-70-х гг., получила импульс к интенсивному развитию, особенно в период смены  идеологической парадигмы, поскольку  она является принципиально неидеологической дисциплиной. Сегодня культурология ещё окончательно не сформировалась и находится в стадии уточнения своего предмета и методов исследования. Её облик как научной дисциплины не приобрёл законченной теоретической зрелости. Но ясно, что она представляет собой область знания, переросшую «родительскую» опёку философии, хотя и взаимосвязанную с ней, но имеющую самостоятельное значение и существование.

2. В современном научном исследовании принято считать, что в качестве объекта той или иной науки всегда выступает определённая область реальной действительности. В то время как предмет любой науки имеет определённые границы, находясь в сфере специфики объекта и является результатом определённого теоретического абстрагирования.

Таким образом, объект культурологического знания можно обозначить, как исторический социальный опыт людей по отбору, аккумуляции и применению таких форм деятельности, которые, опредмечиваясь, создают культуру. Объектом являются живые люди, творцы и носители культуры, а также культурные явления, процессы и учреждения. Можно считать, что объектом культурологии являются аспекты различных областей социокультурной среды, а в более широком смысле - это целостная система бытия, включающая природу, общество и человека.

Предметом культурологии выступает сама культура - как специфически человеческий способ жизнедеятельности, выявление её генезиса, развития и функционирования.

Целью культурологического исследования является построение целостной "генетики" культуры, объяснение историко-культурного процесса, прогнозирование, а в перспективе и управление им.

Среди основных задач следует выделить:

  • осмысление культуры как целостного явления,
  • определение наиболее общих законов её развития;
  • выявление типов связей между элементами культуры;
  • исследование типологии культур и культурных единиц;
  • разрешение проблем социокультурной динаики;
  • сохранение культуры, её базисных оснований;
  • обновление культуры через институты знания;
  • трансляция культуры и т.д.

Строение  культурологии. Культурология является комплексной, междисциплинарной областью знания, носящего интегративный, полифункциональный характер. Её методологической основой выступает философия. Культурология взаимосвязана и находится на пересечении таких наук, как история, эстетика, этика, искусствознание, религоведение, антропология, этнология, архиология, психология и др. Она является метатеорией по отношению к совокупности разделов наук, изучающих различные аспекты культуры /философия культуры, история культуры, социология культуры и т.д./

Науки, составляющие внутреннюю основу культурологии:

– культуроведение (описание достижений той или иной культуры);

– культурогенез (учение о происхождении культуры);

– культурософия (учение о смысле и перспектива развития культуры);

– социокультурология (изучение культуры с т.з. её функционирования в социуме).

Культурологию как полифоническую науку можно структурировать по ряду оснований. Иерархически в ней можно выделить два основных профиля познания:

– собственно культурологический (в узком смысле) – как интегративное знание о целостном феномене культуры в реальном историческом времени и социальном пространстве её существования;

– и культуровеление – как совокупность частных научных дисциплин, изучающих отдельные подсистемы культуры (экономическую, политическую, правовую, религиозную, нравственную, художественную и др.)

Особенности предмета и  методологии исследования позволяют  выделить социальную культурологию  и гуманитарную культурологию:

– социальная культурология исследует по преимуществу механизмы, процессы и формы социокультурной организации и регуляции коллективной жизни людей (ценности, нормы, обычаи, нравы, технологии деятельности, языки коммуницирования, инструментарий социального воспроизводства личности и сообщества и т.д);

– гуманитарная культурология концентрирует своё внимание на изучение процессов и форм самосознания культуры, интеллектуальной и образной творческой рефлексии и интерпретации природного и социального бытия с точки зрения смыслов, воплощённых в различных вербальных и невербальных «текстах культуры».

В зависимости от уровня познания и обобщения различаются фундаментальную /теоретическую/ и прикладную культурологии.

– Фундаментальная культурология представляет собой область слияния философии и теории культуры. Она разрабатывает методологические основы культурологического познания, формирует категориальный аппарат, рассматривает культуру в её теоретическом и историческом аспектах. В рамках теоретической культурологии выделяется ряд предметных направлений: – социальная и культурная антропология (исследующая культуру как социальный феномен коллективной жизнедеятельности людей); – историческая культурология, – психологическая антропология (рассматривающая человеческую личность как «продукт», «потребителя» и «производителя» культуры, а также психологию социокультурных мотиваций, самоидентификаций, и взаимодействия людей); – культурная семантика (исследующая знаково-коммуникативные черты и функции культурных явлений методами лингвистики и филологии),

– Прикладная культурология ориентирована на использование фундаментальных знаний о культуре в практических целях прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурных процессов, разработки специальных технологий трансляции культурного опыта. В рамках прикладной культурологии формируются такие направления, как управление культурой, социокультурное проектирование, культуроохранная деятельность, социокультурные аспекты образования, культурно-просветительская и досуговая работа, музееведение, информационно-библиотечное и архивное дело и пр.

Таким образом, культурология  как наука выступает системообразующим фактором всего комплекса наук о культуре, его методологической основой, так как исследует наиболее общие закоономерности развития культуры как творческого процесса по созданию и сохранению общечеловеческих духовных ценностей, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур, отличающихся друг от друга пространственно-временными, этносоциальными, морально-политическими, научными и художественными характеристиками.

 

3. Понятие «метод» означает способ, путь, подход исследования, выступающие как совокупность, приёмов, операций, процедур познавательной деятельности. В нашем случае речь идёт о том, как надо изучать культуру, что бы она открыла свои тайны.

Методы культурологических исследований – это совокупность приёмов, операций, процедур, используемых в анализе культуры. Методологии изучения культуры отличается множественностью подходов и аспектов. Комплексный анализ культуры позволяет интегрировать в себе традиционные методы и спектр частных современных методов и методик изучения культуры. Культурология использует все методы социально-гуманитарного познания.

1) Среди традиционных /общенаучных/ методов следует выделить:

–диалектический метод, предполагающий рассмотрение культуры как развивающегося, внутренне противоречивого многостороннего явления, требующего конкретного изучения. – Системный метод позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют своим взаимодействием целостность, в рамках которой имеет смысл каждый элемент. – Структурно-функциональный метод применяется для выделения и рассмотрения элементов культуры, выявления и роли каждого в её функционировании. – Аналитический метод позволяет рассматривать явления культуры в т.н. чистом виде, в целостности. Популярное в последнее время изучение культуры в ходе её «диалога» с другими культурами делает необходимым использование – компаративного метода – сравнительного. Если сравнение имеет целью обобщение характеристик культурных «организмов» по какому либо основанию, признаку, то речь идёт о – методе типологизации. Большую роль в культурологии играют такие общенаучные методы, как – исторический (анализ предпосылок, процесса возникновения, этапов развития изучаемого целого) в единстве с – логическим (выявление законов движения этого целого с учётом логики самого исследования). К числу традиционных методов следует также отнести философский, включающий онтологический и гносеологический аспекты; социологический и аксиологический.

Информация о работе Культурология как научная дисциплина